Вал
(в мелкомасштабных профилях - валик) – криволинейный облом, имеющий
в поперечном разрезе вид полукруга.
Вальмовая крыша – четырехскатная крыша с треугольными скатами
(вальмами) от конька до карниза по торцовым сторонам. Если вальма
не доходит до карниза, крыша называется полувальмовой.
ВАЛАНС: декоративная накладная планка на карниз, которая
служит для придания жалюзи более эстетичного вида.
ВАЛИК: туго набитая подушка-колбаска.
Венец
– в деревянном строительстве бревна или брусья, составляющие один
горизонтальный ряд сруба. В углах сруба бревна связываются путем
врубки – с выступающими концами (“в обло”) или без них (“в лапу”,
“в шип”). От количества венцов зависит высота сруба, а его площадь
определяет длина бревен.
Вестверк (нем. westwerk) – поперечная постройка в западной
части храма (с 2-3 башнями, открытыми в неф галереями и капеллами
на хорах), служившая целям придворного церемониала (первоначльно
появляется каролингских и романских храмах Германии).
ВЕДЖВУД: английский не покрытый глазурью фаянс, вторая половина
XVIII в., названный именем Дж. Веджвуда. Барельефные дощечки с белыми
рельеф-ними фигурами из этого фаянса применялись в качестве вставок
на мебели.
ВЕЛЬДЕ Анри Клеманс ван де (VELDE), 1863-1957: бельгийский
архитектор и дизайнер, автор синтетического подхода к проектированию
злементов мебели и созданию единообразного жилого пространства (от
дверной ручки до одеяния консьержки). Основал и возглавил школу
художественных реме-сел в Веймаре, а в Брюсселе - Институт декоративних
искусств (1926).
ВЕНОК: большей частью пластичний орнамент, прямолинейный
или в форме круга, из растительных элементов, цветов, фруктов, иноґда
перехваченный лентами.
ВЕНТУРИ Роберт (VENTURI), р. 1925 Американский архитектор,
представитель символизма в архитектуре. Включал знаки массового
(поп) языка в собственные проекты, обычно в ироничном виде, выражая
таким образом отношение к американскому образу жизни.
VERNIS MARТIN: техника лакирования мебели по китайскому образцу
(золото по черному фону), доведенная до совершенства братьями Мартен
(работали в 1702-1765 гг).
ВИЗАВИ (фр. Vis-a-vis): французский диванчик, сконструированный
так, что собеседники сидят лицом друг к другу.
ВИКТОРИАНСКИЙ СТИЛЬ: стиль назван в честь королевы Виктории
(был популярен в период 1840-1900). Викторианскую мебель отличают
тяжеловесность и причудливость. Декор массивный и замысловатый.
Цвет дерева обычно темный. Вдумчивое смешивание Викторианских вещей
с более современными может подчеркнуть красоту и тех и других.
ВИТРА (VITRA): С момента основания в 1950 году vitra, производя
мебель в тесном сотрудничестве с известными дизайнерами (Чарльз
и Рей Имз, Джорж Нельсон, Альберто Меда, Вернер Пантон и др.), завоевала
репутацию фирмы, дизайн которой в своей активной функции служит
созданию новых мебельных объектов. Vitra производит и предлагает
мебель для офисных, общественных, домашних помещений, и возросла
в одну из самых известных фирм-поставщиков мебели для частной и
общественной сферы современной жизни.
ВИТРА ДИЗАЙН МУЗЕЙ (VITRA DESIGN MUSEUM): немецкий частный
музей дизайна и архитектуры. Патронируется фирмой ВИТРАДИЗАЙН. Расположен
в го-роде Вайль на Рейне. Имеет филиалы в Берлине и Буа-Буше (Франция).
Директор - кавалер ордена Почетного легиона Александр фон ФЕГЕЗАК.
ВИТРАЖ (фр. Vitragе, лат. Vitrum - стекло): картина или орнамент
из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет (в
окнах, дверях). Цветные витражи в окнах (напр. в готических соборах)
создают игру окрашенного света в интерьерах. Виадук
(франц. Viaduc, от лат. Via – дорога и duco – веду) – мостовое сооружение
большой протяженности и на высоких опорах при пересечении дороги
с оврагами, ущельями, болотистыми долинами рек. Постепенное нарастание
высоты опор (в некоторых случаев – и размера пролетов) отличает
виадук от эстакады.
Вилла (лат. Villa – усадьба, поместье) – загородный дом с
садом или парком. В древнем Риме виллой называли загородное поместье,
предназначенное для развлечений и отдыха. Живописно расположенные
постройки виллы группировались вокруг открытого двора, жилые помещения
украшались мозаиками и росписью. Комплекс виллы иногда включал здания
храма и театра, каналы и водоемы, декоративную скульптуру (вилла
Адриана в Тиволи, близ Рима, 125-135 гг. н.э.). в эпоху Возрождения
сложился новый тип виллы, приобретшей осевую композицию с главным
зданием в центре, лоджия которого открывалась на террасные сады
(вилла Мадама в Риме, с 1517 г., арх. Рафаэль, А. Да Сангалло).
Строгость и стройность ансамблей эпохи Возрождения сменяет сложная
и прихотливая композиция пышных барочных вилл, рассчитанная на пространственные
эффекты при последовательном восприятии отдельных частей комплекса.
В XIX - XX вв. виллой называется комфортабельный односемейный дом
с садом или парком в пригороде или на курорте.
Вимперг (нем. Vimperg - ) – высокий остроконечный декоративный
фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий.
Поле вимперга украшалось ажурной или рельефной резьбой; по краям
вимперг обрамлялся каменными пластическими деталями и увенчивался
крестоцветом (флероном).
ВНУТРЕННЯЯ ПОВЕРХНОСТЬ СВОДА: внутренняя плоскость стены
в выемке свода двери или окна.
Волюта (лат. и итал. Voluta, букв. – завиток, спираль) –
архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком (“глазком”)
в центре, часть ионической капители, входит также в состав коринфской
и композитной капителей. Форму волюты иногда имеют архитектурные
детали, служащие для связи частей здания, а также консоли карнизов,
обрамления порталов, дверей, окон.
Восьмерик – в русском и украинском каменном и деревянном
зодчестве восьмиугольное в плане сооружение или часть сооружения.
Распространен главным образом в церковном зодчестве. Восьмерики
обычно ставились на четырехугольном основании (тип “восьмерик на
четверике”), реже они заверщают крестообразный в плане объем.
Выкружка – криволинейный вогнутый облом, профиль архитектурно-пластической
детали, по очертанию – четверть окружности.
|