Саман,
адоба (тюрк. букв. – солома) – необожженный кирпич-сырец, приготовленный
из глины с добавлением резаной соломы или других волокнистых материалов
(костры, мякины). С 5-4 тыс. до н.э. широко распространен в безлесных
районах. Ныне применяется главным образом в странах Азии для строительства
малоэтажных построек.
Сандрик – декоративная архитектурная деталь в виде небольшого
карниза, расположенного над проемом окна или двери на фасадах зданий
(реже в интерьерах). Сандрик иногда опирается на консоли и завершается
фронтоном.
СААРИНЕН Ээро (SAARINEN), 1910-1961.: американский архитектор.
Проектировал вместе с Имзом мебель для ведущих американских фирм.
САЙДИНГ : нетоксичный и негорючий строительный материал стойкий
к различным атмосферным явлениям и химикалиям. Он не изменяет цвета,
не лопается под влиянием температуры. Материал этот прост в монтаже,
а широкая цветовая гамма и многочисленные отделочные профили помогут
воплотить в жизнь самые изысканный архитектурный проект.
САЛЛИВЕН Луис Генри (SULLIVAN), 1856-1924: aмериканский архитектор,
один из пионеров рационализма. Сочетал рациональную логику и романтическую
фантазию.
САЛОН (фр. Salon): 1) гостинная, комната для приёмов (XVIII
в.); 2) помещение для выставок, или магазинов художественных изделий.
САНДРИК: архитектурное оформление стены здания над оконным
или дверным проемом.
САУНА или ФИНСКАЯ БАНЯ: её действие основано на температурном
чередовании горячего сухого воздуха парной (t - 90-140 градусов
С; влажность - 5-15%) и холодной воды бассейна.
САУТВЕСТ: самый распространенный стиль на юго-западе Соединенных
Штатов. Он включает в себя стили Санта Фэ, Мексиканский и американских
индейцев. Типичные признаки этого стиля тусклые земляные цвета,
терракотовая керамика и тяжелая, грубая деревянная мебель.
Саркофаг (греч. sarkofagoV, букв. едящий мясо, плотоядный;
первоначально - название породы известняка, который якобы уничтожал
трупы) – небольшая гробница у народов древности; в более широком
смысле – любой архитектурно и художественно оформленный гроб. В
истории искусства особенно примечательны древнеегипетские (первоначально
воспроизводившие формы жилища, а с 3 тыс. до н.э. – облик умершего),
этрусские (с фигурой умершего на крышке), эллинистические, римские
и раннесредневековые (с рельефами и архитектурным декором) саркофаги.
Тип античного саркофага получил дальнейшее развитие в эпоху Возрождения
и барокко.
Сень (старослав. сьнь – тень, шатер, навес, покров) – в архитектуре
шатер, навес на столбах или колоннах, возводящийся над алтарем,
колодцем, троном или завершающий башню. См. также балдахин, киворий.СВЕТЛИЦА
(устар.): светлая парадная комната (преимущественно в верхней части
дома).
СГРАФФИТО: разновидность декоративной живописи; устойчивая
к атмосферным влияниям живопись на стенах, особенно на фасадах.
На стену наносится слой сырой штукатурки, на который накладываются
слои разноцветной штукатурки. Затем при помоши скребков штукатурка
процарапывается на различную глубину таким образом, чтобы получилась
многоцветная картина.
СЕВРСКИЙ ФАРФОР: изделия фарфорового завода в Севре, близ
Парижа (осн. в 1756г.). Посуда с яркой сочной росписью, скульптура
(обычно БИСКВИТ) из фарфора в стиле рококо, с 1770-х гг. в стиле
классицизма (по моделям Э. М. Фальконе и др.)
СЕЛЛА: древнеримский табурет.
СЕНИ (сенница): нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение
с улицей. Характерны для крестьянского жилища и небольших городских
домов.
Синагога (греч. h sunagwgh – собрание, место собрания) –
в иудаизме община верующих и молитвенный дом. При многообразии архитектурных
типов синагоги имеют общие черты: прямоугольный план, деление на
три – пять нефов, у восточной стены “ковчег завета” и возвышение
для чтения священных текстов перед ним.
Склеп (от польск. sklep – подвал, свод) – внутреннее, обычно
заглубленное в землю помещение гробницы, предназначенное для захоронения
умершего.
Скоция (от греч. skotia – темнота) – асимметричный архитектурный
облом с вогнутым профилем из двух дуг разного радиуса.
СКАНДИНАВСКИЙ СТИЛЬ: Существует множество стилей скандинавской
мебели, однако, большинство из них простые, легкие, обычно лишенные
украшений. Цвета светлые, пропорции приятные. Наиболее типично бледное
дерево с крашеной отделкой. Скандинавский обычно хорошо смешивается
с другими стилями.
СМАЛЬТА: цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок,
применяемое для изготовления МОЗАИКИ.
СОВРЕМЕННЫЙ (CONTEMPORARY): Стиль, разработанный в конце
20-го столетия, характеризуется скругленными или смягченными линиями
и гладкими поверхностями. Слово «Современный» часто используется
как общий термин для чего-то, лишенного очевидной временной принадлежности.
СОЕДИНЕНИЕ НА ШИПАХ: способ соединения деревянных элементов,
при котором установленные под углом доски соединяются друг с другом
посредством вирезанных шипов. Существуют прямое соединение и в форме
ласточкиного хво-ста, открьггое соединение клиновидними шипами или
соединение впотай.
СОЕДИНЕНИЕ В УС: соединение двух досок или реек под углом
в 45° при изготовлении рам для картин или рамочно-филеночной вязки.
Рейки для рам являются предметом торговли; из них изготавливаются
также облицовочные рейки для филеночных рам.
СОЛИУМ (лат. Solium): каменное резное римское кресло со спинкой
и подлокотниками - трон властителей или божеств в храме.
СОТТСАСС Этторе (р. 1917): итальянский дизайнер. Сочетал
функциональность промышленного дизайна и революционные элементы
альтернативного поп-искусства. Один из основателей группы "МЕМФИС".
Собор – главный храм города или монастыря, где совершает
богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ и др.).
Архитектура собора обычно отличается монументальностью форм, отражает
основные тенденции господствующего архитектурного стиля. В городе
бывает несколько соборов.
Солея (среднегреч. solea, от лат. solium – престол) – небольшое
возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в православном
храме.
Софит (от итал. soffitto – потолок) – обращенная книзу поверхность
потолочной балки, арки, выносного карниза и других деталей, часто
декоративно обработанная.
Стереобат (греч. stereobathV) – в античной архитектуре цоколь
храма или колоннады. В древнегреческом зодчестве стереобат обычно
состоял из трех ступеней, верхняя из которых (или только ее поверхность)
называется стилобатом.
Стилобат (греч. stylobathV) – в античной архитектуре каменные
плиты под колоннами (верхняя ступень стереобата); в более позднем
словоупотреблении – трехступенчатый цоколь древнегреческого храма.
СПАНБОНД: в матрасах: гигроскопичное нетканное полотно, типа
флизелина. Разделяет и механически изолирует слои наполнителя.
СТАЙЛИНГ - одно из направлений дизайна. Определенные изделия
долго остаются функционально и конструктивно-стабильными, но их
форма может устаревать - стайлинг делает их форму актуальной, соответствующей
современной моде, господствующему стилю, обычно не изменяя его функциональную
и конструктивную основу.
СТАМ Март (STAM), 1899-1986: голландский архитектор. Автор
"бесконечного стула" из металлических трубок.
СТАРК,
Филипп (р. 1949): французский дизайнер, один из самых высокооплачиваемых
в мире, на данный момент. Его дизайн можно встретить в самых разнообразных
вещах - стульях, телевизорах, лампах и даже в зубной щётке.
СТИЛИЗАЦИЯ:
1) Намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого-либо
автора, жанра, течения. Обычно предполагает свободное толкование
содержания и стиля.2) Обобщение изображаемых фигур и предметов с
помощью условных приёмов
СЮ и МАР (SUE at MARE): французская компания по производству
мебели и оформлению интерьера, основанная в 1920 году, прославилась
високим качеством отделки. Основатели Луи СЮ и Андрэ МАР, архитектор
и художник.
|