Мавзолей
(лат. mausoleum, от греч. mauswleion) – монументальное погребальное
сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего,
и (иногда) поминальный зал. Назван по гробнице карийского царя Мавсола
в Галикарнасе (ныне в Турции, 4 в. до н.э.). Мавзолеи получили распространение
в Древнем Риме и в средние века на Востоке В архитектуре тоталитарных
государств XX в. тип мавзолея получает новое развитие в качестве
гробниц для вождей.
Манеж (франц. manege) – прямоугольное или круглое здание
без внутренних перегородок для тренировки лошадей, обучения верховой
езде, конноспортивных состязаний. В архитектурном отношении наиболее
выразительны манежи XVIII - XIX вв., в том числе классицистические
(Манеж в Москве, 1817-25 гг., инж. Л.Л. Карбонье, по проекту А.
Бетанкура, арх. О.И. Бове).
МАКИНТОШ Чарлз Ренни (МАСKINTOSH), 1868-1928: шотландский
архитектор и дизайнер, оказал значительное влияние на развитие рационализма
в Европе.
МАНСАРДА (фр. mansarde - чердак, по имени фр. архитектора
XVIII в. Франсуа Мансара): жилое или хозяйственное помещение над
верхним этажом под двускатной, с изломом крышей.
МАНЬЕРИЗМ - художественное течение, промежуточное между Ренессансом
и стилем барокко. Главной целью творчества было следование "красивой
манере и идеальным образцам" искусства Ренессанса, маньеристы
достигали виртуозного профессионального мастерства, но глубина содержания
их не интересовала. В сюжетах преобладали аллегории, использовалась
религиозно-мистическая и светская эротическая тематика.
МАРКЕТРИ: разновидность инкрустации: выкладывание декора
типа мозаики не менее чем из двух сортов дерева. Узор с изнанки
приклеивается на толстую бумагу и переносится на украшаемую поверхность.
Изобретение такой техники приписывается флорентинцу Бенедетто да
МАЙАНО (1442-1497).
МАРКИЗА (фр. Marquise): 1. Широкое кресло со съемной подуш-кой,
которое ставили перед камином. 2. Легкий подвижный солниезащитный
навес снаружи окна.
МАСКА: гротескная голова или лицо, декоративний злемент в
архитектуре (большей частью на кронштейне) и в мебели (на филенках
и резьбе).
МАСКИРОВКА: щит(ы), преобразующий заднюю стенку в фасад.
МАУРЕР, Инго (род. в 1932 г.): немецкий дизайнер, создатель
оригинальных светильников и известный "световой" оформитель
интерьеров и выставок
Мансарда (франц. mansarde) – помещение (преимущественно жилое)
на чердаке здания, двухскатная крыша которого состоит из двух частей:
верхней пологой и нижней отвесной. Конструкция мансарды была разработана
французским архитектором Ф. Мансаром. В широком смысле мансарда
– любое помещение, устроенное на чердаке под высокой крышей.
Маскарон (франц. mascaron, от итал. mascherone – большая
маска) – декоративный рельеф в виде маски, изображающей (часто в
гротескном или фантастическом облике) человеческое лицо или голову
животного. Маскароны помещаются преимущественно на замках арок,
оконных и дверных проемов, используются в качестве водометов (с
отверстием для выпуска воды на месте рта), а также для украшения
мебели.
Мастаба (араб., букв. каменная скамья) – современное название
древнеегипетских гробниц периодов первых династий фараонов (ок.
3000–2800 гг. до н.э.) и Древнего царства (ок. 2800-2250 гг. до
н.э.). Состоит из соединенных вертикальной шахтой наземного прямоугольного
в плане сооружения (в виде лежащего параллелепипеда) с наклоненными
к центру стенами и подземной погребальной камеры с несколькими помещениями,
украшенными статуями, рельефами, росписями.
Машикули (франц. machicoulis) – навесные бойницы, расположенные
в верхних частях стен и башен средневековых укреплений. Утратив
с развитием огнестрельного оружия оборонительное значение, машикули
использовались как элемент архитектурного декора.
Медальон (франц. medaillon, от итал. medaglion, увеличительное
от medaglia – медаль) – изобразительная или орнаментальная композиция
(лепной или резной рельеф, роспись, мозаика) в овальном или круглом
обрамлении.
Мезонин (от итал. mezzanino) – надстройка над средней частью
жилого (обычно небольшого) дома. Мезонин часто имеет балкон. В России
мезонин получил широкое распространение в XIX в. как часть каменных
и особенно деревянных малоэтажных зданий.
Метопа (греч. metwpon) – прямоугольные, почти квадратные
плиты, которые, чередуясь с триглифами, образуют фриз дорического
ордера. Метопы иногда украшались рельефами, реже – живописью. Первоначально
(до развития каменной архитектуры) в Древней Греции метопами называли
прямоугольные промежутки между выходящими на фасад здания торцами
балок перекрытия.
МЕАНДР: распространенньїй тип геометрического орнамента,
имеет вид линии, ломанной под прямым углом. Широко применялся в
древней Греции, получил название от извилистой реки Меандр в Малой
Азии.
МЕБЕЛЬ ВСТРОЕННАЯ: вмонтирована в конструкции здания или
жестко к ним прикреплена. Для рационального использования площади
и объема
МЕДАЛЬОН: изображение, заключенное в круглую или овальную
раму; характер-ный элемент украшения мебели во французском и нидерландском
ренессансе.
МЕЙСЕНСКИЙ ФАРФОР: изделия первого в Европе фарфорового завода,
основаного в 1710 г. в г. Мейсен (Германия). Изделия 1730-60-х гг.
в духе РОКОКО (сервизы, вазы, скульптурные фигурки, бюсты)отличаются
пластичностью форм и изысканной росписью.
МЕМФИС: итальянская студия постмодерного декоративного стиля
дизайна. Основана Этторе СОТСАССОМ в 1981 году. Покончив с порядком
и логикой раннего модернизма стиль "Мемфис" был весьма
антидизайнерским - игривый, нелогичный, яркий и часто отдающий "плохим
вкусом". Цвета дисгармонировали, пропорции были нарушены, углы
и края заострены, тем не менее эта мебель была и остается возбуждающей,
остроумной и веселой. Мемфис провозглашает: "Не относитесь
к дизайну слишком серьезно".
Мечеть (от араб. масджид – место поклонения) – мусульманское
культовое сооружение. С VII - VIII вв. развивались типы центрально-купольной
(мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме) и колонной (имела прямоугольный
план, внутренний двор, окруженный галереями, и многостолпный молитвенный
зал) мечети. В обращенной к Мекке стене молитвенного зала помещались
одна или несколько молитвенных ниш – михрабов. В различных странах
под воздействием местных традиций выработались самостоятельные типы
мечетей.
Микрорайон (от греч. mikroV – маленький и франц. rayon –
радиус, район) – первичная единица современной жилой застройки города.
Микрорайон состоит из комплекса жилых домов и расположенных вблизи
них учреждений культурно-бытового обслуживания населения (детские
сады, ясли, школы, столовые, универсамы, магазины промтоваров первой
необходимости).
МИКРОКЛИМАТ: искусственно создаваемые климатические условия
в закрытых помещениях для защиты от неблагоприятных внешних воздействий
и создания ЗОНЫ КОМФОРТА.
МИНИМАЛИЗМ: стиль характеризуется наличием упорядоченных
участков пустого пространства, где все скоординировано. "Законченность"
ключевое слово для этого стиля. Внешние атрибуты каждодневной жизни
спрятаны, палитра обычно нейтральная и монохромная. Точные воплощения
этого стиля редки и лучше оставить их для каких-нибудь учреждений
и музеев.
МИС ван дер РОЭ Людвиг (MIES van der ROHE), 1886-1969: немецкий
архитектор, эмигрировал из нацистской Германии в США. Один из лидеров
функционализма.
Минарет
(от араб. манара, букв. – маяк) – башня (круглая, квадратная или
многогранная в сечении) для призыва мусульман на молитву; ставится
рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты
часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные
минареты), в поздних – внутри башни. Различаются два основных типа
минаретов – четырехгранные (Северная Африка), либо круглоствольные
(Ближний и Средний Восток). Минареты украшались узорной кирпичной
кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами.
Модульон, модильон (франц. modiglione) – архитектурная деталь
типа кронштейна, которая поддерживает выносную плиту венчающего
карниза, преимущественно в ордерной архитектуре. Иногда модульон
играет только декоративную роль.
МОБИЛЬЕ НАСЬОНАЛЬ (МОВІLIER): государственное учреждение
во Франции - правопреемник королевской институции Garde-Meuble,
основанной в 14 веке, которое занимается собирательством мебели
и других предметов декоративного убранства из бывших королевских
резиденций. Часть коллекции находится в музей-них фондах или украшает
интерьеры правительственных зданий, остальное хранится в специально
построенном в Париже в 1935 году зданий.
МОДЕРН (фр. Мoderne) Одно из названий европейского сти-ля
конца 19 - начала 20 века: он же арнуво (Франция), модерн (Англия,
Россия), югенд-стиль (Германия), либерти и флориаль (Италия), сецессия
(Австро-Венгрия, Бельгия, Польша). Экспрессия криволинейных абрисов
декора ("удар хлыста").
МОЗАИКА (итал. Мosaiсо):1. Декоративная техника, материалом
для которой служат кубики из камней или цветного стекла. 2. Вид
декоративного шлифованного полированного покрьітия из мелких частиц
на растворе.
МОЗАИЧНОЕ СТЕКЛО: способ изготовления этого стекла замечателен.
Берутся разноцветные стеклянные нити и спаиваются в узкий цилиндрический
прут, поперечный разрез которого имеет вид звездочки, розетки или
какой-либо симметричной фигуры. Затем этот стеклянный прут разрезается
на множество дисков (так мы режем хлебный багет), и затем эти пластинки
вводятся в стеклянную массу. Изделия, выделанные из мозаичного стекла,
представляют собой пестрое поле, сотканное из звездочек, розеток
и т.п
МОЛОЧНОЕ СТЕКЛО: непрозрачное белое стекло молочного оттенка
(latticinio или lattimo). Его получают путем добавления в стеклянную
массу окиси олова. Сосуды XVI века, выполненные из окрашенного по
массе молочного стекла и расписанные эмалевыми красками и золотом,
были, по-видимому, первыми в Европе попытками подражать фарфору.
Сегодня этот поддельный фарфор представляет собой величайшую редкость
и оценивается чрезвычайно дорого.
МОРРИС Уильям (МORRIS), 1834-1896: английский художник-прерафазлит,
писатель, теоретик искусства, предтеча стиля модерн. Способствовал
возрождению английского декоративно-прикладного искусства. Основал
Общество защиты старинных зданий (1877).
Монастырь
(греч. monasthrion - уединенное жилище, от monaV – одинокий и threw
– оберегать) – общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские
монастыри), принимающие единые правила жизни (устав).
Древнейшие монастыри – буддийские – появились во 2 пол. 1 тыс. до
н.э. в Индии и распространились в странах Южной и Юго-Восточной
Азии. Пещерные монастыри в Индии (в Аджанте, II в. до н.э.- VII
в. н.э.) и Китае (Цяньфодун близ Дуньхуана, 353-366 гг.) включали
вырезанные в скале молитвенные залы (чайтья) со ступами, кельи,
монашеские общежития (вихара), трапезные, библиотеки. Монастыри
из наземных построек в Китае, Японии, Юго-Восточной Азии (Лингусы
в Нанкине, Китай, XIV - XVII вв.) имели характер живописных комплексов,
состоящих из молитвенных и жилых сооружений, мемориальных храмов
и пагод, или регулярных осевых ансамблей смежных дворов, окруженных
деревянными храмами-павильонами. Ламаистские монастыри Тибета (обычно
располагавшиеся по склонам гор), Монголии, Бурятии, Калмыкии в основном
представляли собой регулярные комплексы из ярусных храмов и домов
лам.
Суровый крепостной характер носили первые христианские монастыри,
появившиеся в IV - VI вв. в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
Они были окружены мощными стенами и включали храмы (трехнефные базилики),
помещения для жилья, трапезы, чтения. В VI - IX вв. сформировался
архитектурный тип западноевропейского католического монастырского
комплекса (сохранился план монастыря Санкт-Галлен в Швейцарии, ок.
820 г.), имевшего регулярную планировку, где доминировала церковь,
к которой примыкал дворик-клуатр с галереями, окруженный другими
монастырскими помещениями и постройками (Сент-Олбанс в Англии, 1077-88
гг., Клюни в Бургундии, 1088-12 в.). Композиция монастырей варьировалась
различными монашескими орденами. С экспансией немецкого ордена связаны
монастыри-замки, где клуатр и залы включены в единый объем (Верхний
замок в Мальборке, Польша, кон. XIII - XIV вв.). В эпоху готики
типы монастырских сооружений повлияли на светское зодчество (приюты,
госпитали, рынки). Православные монастыри Византии, балканских стран,
Руси, Армении имели более свободную и разнообразную планировку,
складывавшуюся иногда в течение веков (монастырь Хора в Константинополе,
V - XV вв., монастырские комплексы на Афоне, X - XI вв., в Метеоре
XIV - XVIII вв. в Греции). Комплекс окружали стены с башнями; вдоль
стен располагались кельи, в центре – собор, трапезная, колокольня,
колодец. В Каппадокии, на Балканах, в Закавказье известны пещерные
монастыри, (Давид Гареджа, Герард). Живописные архитектурные ансамбли
представляют собой русские монастыри. При их основании и расширении
учитывалось расположение (при слиянии рек, у озера, на острове),
природное окружение, характер рельефа, что органично связывало комплекс
с ландшафтом. Оборонные функции монастырей определили мощь крепостных
стен с башнями (Троице-Сергиева лавра, Кирилло-Белозерский монастырь
и др.). Построенные вокруг городов или в их черте русские монастыри
образовывали оборонительную линию и являлись узлами городской планировки
(Донской монастырь, Новодевичий монастырь). Архитектурные формы
русских монастырей до сер. XVI в. были строгими, лаконичными, а
в кон. XVII в. обогатились красочным узорочьем.
В период Возрождения и барокко монастыри потеряли крепостное значение.
Вместо них появились парадные ансамбли монастырей-дворцов, построенных
компактно, по единому плану (Эскориал, Смольный монастырь в Спб).
В -20 вв. новые монастыри строятся редко и не играют значительной
роли в застройке города.
Мукарны, мукарнасы, сталактиты – в архитектуре Ближнего и
Среднего Востока декоративные выступы призматической формы, расположенные
нависающими друг над другом рядами на сводах ниш, тромпах, полукуполах
и т.д. Напоминают сталактиты в пещерах.
Мутулы (от лат. mutulus) – плоский наклонный выступ под выносной
плитой карниза в дорическом ордере, прототипом которого были, по-видимому,
стропила двухскатной крыши в древнегреческой деревянной архитектуре.
МАЙОЛИКА (итал. Maiolica): разновидность керамики из цветной крупнопористой
глины, покрытой глазурью. Для неё характерны мягкие округлые формы,
яркая роспись - по непрозрачной глазури или (т.н. полумайолика)
по белой обмазке под прозрачной глазурью. Знаменита итальянская
М. эпохи Реннесанса.
|