ИЕРОГЛИФЬІ:
фигурные знаки в системе письма некоторых народов, условно передающие
понятие, слог или звук.
Изба – русский деревянный срубный жилой дом (преимущественно
сельский, до XVII - XVIII вв. – и городской), в узком смысле – отапливаемое
помещение (древнерусское “истьба”, “истобка”, упоминается в летописях
с X в.). Крестьянский дом мог состоять из одной избы; избы с сенями;
избы, сеней и клети; двух изб с сенями. В избе зимой сосредоточивалась
вся жизнь семьи, здесь же держали молодой скот. Избу с беструбной
печью называют курной или черной, избу с трубой – белой. Планировка
избы определялась положением печи, по диагонали от которой был передний,
или “красный” угол. Сбоку от печи под потолком настилались полати,
внизу – деревянный ящик-голбец. Изба строилась из бревен, скрепленных
в венец. Избы бывали с нижним этажом – подклетом – и без него, кровля
могла быть деревянной или соломенной, окна волоковые (прорубленные
в бревнах) или косящатые (с рамами). Силуэт избы венчали резной
конек (охлупень) и кровля крыльца; фасад украшали причелины, полотенца,
наличники окон; потолок, стены, печи, двери нередко украшались росписями.
Ипподром (греч. ippodromoV, от ippoV – лошадь и dromoV –
бег) – место проведения испытаний рысистых и скаковых лошадей и
конноспортивных соревнований. Ипподромы Древней Греции и Рима представляли
собой прямоугольную площадку с закругленным концом и стеной посередине,
вокруг площадки располагались трибуны для зрителей. Первый в России
ипподром был организован в 1826 г. в Лебедяни Тамбовской губернии,
в 1834 г. был создан в Москве (в 1951-55 гг. здание ипподрома с
трибунами было перестроено архитектором И.В. Жолтовским).
Иконостас (от греч. eikwn - образ и stasiV - место стояния)
– перегородка с рядами икон (чинами), отделяющая алтарь от основной
части православного храма. Иконостас пришел на смену низкой алтарной
преграде византийского типа. В развитой форме (высокий иконостас),
известной на Руси с кон. XIV - XV вв., чины устанавливались на расписных
балках-тяблах и располагались один над другим в строго иерахической
последовательности. Внизу находится ряд местных икон, выше – “деисусный”
чин (deisis - греч. моление; включал иконы с изображениями Христа
и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматери, Иоанна Предтечи,
архангелов, отцов церкви и др.), еще выше – “праздничный” (с изображениями
главных эпизодов Евангельского цикла) и “пророческий” чины. В XVI
- XVII вв. в иконостас включают новые ряды (страстной, апостольский,
праотеческий и др.). Тябла и стойки иконостаса украшались резьбой,
басмой, чеканкой. С появлением во второй половине XVII в. резных
колонок, профилированных и раскрепованных цоколей и карнизов, сплошного
золочения иконостасы становятся средоточием монументально-декоративного
убранства храмов. В XVIII – нач. XIX вв. традиционные формы иконостаса
сильно изменяются под влиянием убранства западноевропейских алтарей.
ИКСИД - международный совет организаций по дизайну. Создан
в 1957году. Эта организация призвана способствовать развитию дизайна
во всем мире
ИКЭБАНА, ИКЕБАНА ("живой цветок"): 1) японское
искусство составления букетов;2) сам букет, составленный по принципам
икэбаны.
ИМЗ Чарлз (ЕАMS), 1907-1978.: американский архитектор и дизайнер.
Представитель классического модерна. Мировой известностью пользуются
разработанные им гнутые стулья из прессованной фанеры и армированной
пластмассы.
ИМЗ Рэй, 1912-1989: жена исотрудник Чарльза, живописец и
дизайнер. В 1950-60-е годы оба сотрудничали с мебельной фабрикой
Герман МИЛЛЕР.
ИМПЛЮВИЙ: в древнеримском доме плоский бассейн, расположенный
посередине атриума, куда с крыши стекала дождевая вода.
Импост
(франц. imposte):Профилированная архитектурная деталь над столбом,
лопаткой или капителью колонны (часто в форме антаблемента), служащая
опорой для пяты арки.
Узкий простенок, членящий дверной или оконный проем по вертикали.
Интерколумний (лат. intercolumnium, от inter – между и columna –
колонна, столб) – пролет между рядом стоящими колоннами в ордерной
архитектуре. Величина интерколумния (постоянная для каждой данной
колоннады) зависит от масштабов сооружения, характера и ордера колоннады,
а также от размера и материала колонн и архитрава.
Интерьер (от франц. interieur - внутренний) - внутреннее
пространство помещения. Функциональное назначение интерьера определяет
его архитектурное решение (размер, пропорции и т.д.) и характер
убранства, которые в свою очередь служат художественной выразительности
интерьера.
ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: мебель, происходящая из "Индустриального
века" и как правило металлическая - хром, нержавеющая сталь
и т.д. Поверхности могут быть слегка или сильно полированными. Многие
из этих вещей действительно использовались на фабриках и в офисах
в начале или середине 20 века. Обычно это письменные столы, табуретки,
стулья и удобные тележки. Этот стиль обычно слишком холодный, чтобы
использовать только его.
ИНКРУСТАЦИЯ (позднелат. - покрытие корой): украшение изделий
и зданий узорами и изображениями из кусочков дерева, мрамора, керамики,
металла, перламутра, кости и т. п., которые врезаны в поверхность
и отличаются от неё по цвету или материалу. (см. также ИНТАРСИЯ).
ИНСТАЛЛЯЦИЯ (англ. installacion - установка): монтаж в пространстве
различных предметов, конструкций, технических или ремесленных приспособлений.
ИНТАРСИЯ: вид ИНКРУСТАЦИИ на мебели и др. деревянных предметах;
фигурные изображения или узоры из пластинок дерева, разных по текстуре
и цвету, врезанных в деревянную поверхность.
Ионический
ордер – один из трех главных греческих архитектурных ордеров.
Имеет стройную колонну с базой и фустом, прорезанным вертикальными
желобками-каннелюрами; капитель состоит из двух крупных завитков
– волют. Антаблемент иногда без фриза, архитрав состоит из трех
горизонтальных полос; фриз часто сплошь покрывался рельефом. Ионический
ордер отличается от дорического ордера большей легкостью пропорций
и более богатым декором всех частей.
Ионический ордер сложился в каменном зодчестве в ионических областях
Древней Греции между 560 и 500 гг. до н.э. Особенное распространение
ионический ордер получил в Греции в эпоху эллинизма.
Ипподром (греч. ippodromoV, от ippoV – лошадь и dromoV –
бег) – место проведения испытаний рысистых и скаковых лошадей и
конноспортивных соревнований. Ипподромы известны с глубокой древности.
Ипподромы Древней Греции и Рима представляли собой прямоугольную
площадку с закругленным концом и стеной посередине, вокруг площадки
располагались трибуны для зрителей. Первый в России ипподром был
организован в 1826 г. в Лебедяни Тамбовской губернии, в 1834 г.
был создан в Москве (в 1951-55 гг. здание ипподрома с трибунами
было перестроено архитектором И.В. Жолтовским).
|