ПАЗ:
выемки в досках или других видах пиломатериалов, в которые вставляется
шип другой детали; вид соединения деревянных элементов.
ПАЛАС (от перс. пелас): безворсовый ковёр; выполняется в
технике ручного или машинного ткачества, а также в сочетании того
и другого.
ПАЛЬМЕТТА: веерообразный растительный орнамент. В архитектуре
и в мебели отдельно стоящие пальметты использовались в качестве
венчающего элемента или фриза.
Павильон (франц. pavillon, от лат. papilio - шатер) –Небольшая,
легкая по конструкции открытая постройка, связанная с природой (многие
храмы и дворцы Востока, европейские парковые постройки); Часть дворцового
здания, имеющая самостоятельную крышу; Постройка для выставочной
экспозиции, киносъемок, торговли.
Пагода (португ. pagoda, от санскр. бхагават – священный,
кит. Бао-та, букв. – башня сокровищ) – буддийское мемориальное сооружение
и хранилище реликвий. Пагоды возникли в начале нашей эры в Китае,
известны в Корее, Японии, странах Юго-Восточной Азии. Имеют форму
павильона или башни (часто многоярусной) с квадратным или 6-8 и
12-угольным планом. Строительным материалом для пагод служат дерево,
камень, кирпич, металл.
Палата (от среднегреч. Palation, лат. palatium – дворец)
– в русской средневековой архитектуре зал, обычно бесстолпный или
с одним поддерживающим своды столпом (Грановитая палата в Московском
Кремле).
Палаты – в русской средневековой архитектуре богатое жилое
каменное или деревянное здание, обычно в два или более этажей, с
многочисленными помещениями. С XVII в. палаты принимают характер
небольших дворцовых корпусов или особняков (палаты Волковых, Троекуровых
в Москве).
Палаццо (итал. palazzo, от лат. palatium – дворец; название
происходит от Палатинского холма в Риме, на котором строили свои
дворцы древнеримские императоры) – тип городского дворца-особняка,
характерный для итальянского Возрождения. Сложился в XV в. преимущественно
во Флоренции. Классическое палаццо представляло собой трехэтажное
(реже двух- или четырехэтажное) здание, выходившее фасадом на улицу,
композиционным центром которого был внутренний двор, обнесенный
арочными галереями. Ранние палаццо отличались замкнутостью и монолитностью
объема, суровостью внешнего облика и имели фасады, отделанные крупным
рустом. С XVI в. в оформлении фасадов усилилась роль ордерных элементов
и скульптурного декора; композиция обрела большую связь с городским
окружением и природной средой. К заднему фасаду палаццо часто стал
примыкать террасный сад. В различных областях Италии сложились местные
разновидности палаццо.
Пандус (от франц. pente douce – пологий склон) – прямоугольная
или криволинейная в плане наклонная площадка, служащая для въезда
к парадному входу, расположенному над цоколем здания, или для подъема
автомобилей в многоярусных гаражах; в отдельных случаях заменяет
лестницы. В XX в. пандусы чаще всего устраиваются в общественных
и промышленных зданиях, транспортных сооружениях, гаражах и т.д.
Пантеон (лат. Pantheon, от греч. pan – все и qeoV – бог –
храм или место, посвященное всем богам) –в Древнем Риме – “храм
всех богов”, построенный ок. 125 г.н.э. усыпальница выдающихся людей.
Обычно пантеоны располагаются в зданиях, имеющих (или первоначально
имевших) культовое назначение (Вестминстерское аббатство, Пантеон
в Париже).
Паперть – помещение перед входом в церковь, имеющее вид небольшой
галереи.
Партер (франц. parterre, от par – по и terre – земля) – в
садово-парковом искусстве открытая часть сада или парка (в регулярном
парке участки правильной формы с узорами из стриженого буксуса,
цветных песков, толченого кирпича, угля; в пейзажном – в виде лужаек)
с газонами, цветниками, водоемами, бордюрами из кустарника, иногда
украшенного скульптурой, фонтанами, куртинами, отдельными деревьями.
В XX в. делают преимущественно цветочные партеры с замощенными дорожками.
Пассаж (франц. passage, букв. – проход, переход) – тип торгового
(реже – делового) здания, в котором магазины и конторские помещения
расположены ярусами по сторонам широкого прохода с застекленным
покрытием. Пассажи строились преимущественно в Европе во 2 пол.
XIX в.
Патио (исп. patio) – открытый внутренний двор, часто окруженный
галереями. Широко распространен в средиземноморских странах и в
Латинской Америке.
ПАНТОН Вернер: родился в 1926 году. Яркий представитель скандинавской
школы дизайна. В 1960 году создал стул ПАНТОН.
ПАПЬЕ-МАШЕ (фр. papier mache - жёванная бумага): легко поддающаяся
формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги,
картона) с клеем, крахмалом, гипсом и т. д. Из П-М. изготавливают
муляжи, иногда им имитируют другие материалы (напр. позолоченную
бронзу).
ПАТИНА: изменения, происходящие на поверхности металла и
дерева под действием воздуха. Они сопровождаются изменением цвета,
появлением своеобразного блеска или признаков старения, что свидетельствует
о благородной старине
ПЕНТХАУС (англ. Реnthouse): фешенебельное жилье на верхушке
небоскреба. Для лучшей связи с окружающим пространством здесь часто
применяют стеклоалюминиевые конструкции.
Пергола (итал. pergola) – увитая зеленью беседка или коридор
из трельяжей (легких решеток) на арках и столбах. Служит укрытием
от зноя. В садах XVI в. и регулярных парках XVII - XVIII вв. перголы
выделялись на фоне насаждений, подстриженных в виде ровных стенок-шпалер.
Применяются и в современном парковом строительстве.
Периптер (от греч. peripteroV – окруженный колоннами, от
peri – вокруг и pteron – крыло, боковая колоннада) – основной тип
древнегреческого храма периодов архаики и классики. Периптер – прямоугольное
в плане здание, с четырех сторон окруженное колоннадой. Внутри периптер
обычно состоял из пронаоса и наоса, позади наоса часто устраивалось
закрытое помещение – опистодом (храм Деметры в Пестуме, Парфенон).
Внешние формы периптера часто использовались в архитектуре классицизма.
Перистиль (от греч. peristuloV – окруженный колоннами от
peri - вокруг и stuloV - колонна) – прямоугольные двор и сад, площадь,
зал, окруженные с четырех сторон крытой колоннадой. Перистиль как
составная часть древнегреческих жилых и общественных зданий известен
с IV в. до н.э., широкое распространение получил в эллинистическом
искусстве и искусстве Древнего Рима.
РІЕТRA DURА: вставки из цветных камней, применявшиеся в зпоху
Ренессанса для украшения столешниц и лицевой стороны вьдвижных ящиков.
Пилон (греч. pulwn – ворота, вход):массивные столбы, служащие
опорой арок, перекрытий, мостов либо стоящие по сторонам входов
или въездов;
башнеобразные сооружения с трапецевидными фасадами (обычно украшенными
рельефами), воздвигавшиеся по сторонам входов в древнеегипетские
храмы.
Пинакль (франц. pinacle - ) – декоративные башенки, столбики
на контрфорсах(реже на других архитектурных частях) позднероманских
и готических церквей. Пинакли обычно завершаются фиалами и украшаются
краббами.
Пирамида (от греч. puramiV) – монументальное сооружение,
имеющее форму пирамиды (иногда ступенчатую или башнеобразную). Пирамидами
называют гробницы древнеегипетских фараонов (пирамида Хеопса в Гизе,
XXVIII в. до н.э., и др.). Постройки типа пирамид (нередко служившие
постаментами для храмов или связанные с космологическими культами)
возводились в Центральной и Южной Америке в 1 тыс. до н.э. Ф
Пирон – короткий металлический (реже каменный или деревянный)
стержень, скрепляющий блоки каменной кладки по вертикали. Пироны
укладывались в специальные пазы в камне и заливались свинцом.
Плинфа (от греч. plinqoV - кирпич) – широкий и плоский обожженный
кирпич, являвшийся основным строительным материалом в архитектуре
Византии и в русском храмовом зодчестве X-XIII вв.
Площадь
– открытое, архитектурно организованное, обрамленное какими-либо
зданиями, сооружениями или зелеными насаждениями пространство, входящее
в систему других городских пространств. Предшественниками городских
площадей были парадные дворы дворцовых и храмовых комплексов Крита,
Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии. Прямоугольный план и замкнутая
периметрическая застройка характерны для древнегреческой агоры и
древнеримского форума. Столь же замкнутый характер (при нерегулярном
плане) имели площади (главным образом торговые) европейских городов
XII - XIV вв. В эпоху Возрождения создавались площади с очертаниями
правильной геометрической фигуры (прямоугольник, трапеция), в эпоху
барокко появились площади многоугольные, круглые и других сложных
очертаний. В русских средневековых городах большую общественную
и градостроительную роль играли кремлевские, торговые, соборные
площади. С XVIII в. получили широкое распространение площади с открытой
пространственной композицией. Выдающиеся образцы площадей различного
назначения были созданы архитекторами русского классицизма в посл.
трети XVIII – 1 трети XIX вв.
В современном градостроительстве городские площади делятся на два
типа – транспортные и пешеходные. Транспортные иногда делятся на
несколько ярусов (для развязки движения в разных уровнях) и имеют
различные специализированные назначения (вокзальные, с обширными
стоянками автомобилей и др.). Пешеходные площади могут создаваться
как парадный и представительный центр города, как театральные, торговые,
мемориальные (в честь исторических событий, выдающихся государственных
деятелей, ученых, мастеров искусства).
"ПЛАМЕНЕЮЩАЯ
ГОТИКА": стилевой вариант поздней готики во Франции, в
котором сложные формы ажурного орнамента выглядят как языки пламени.
ПЛАКЕТКА (от фр. plaquette): пластинка (из металла, керамики
и т.д.) с рельефным изображением, предназначенное для украшения
мебели или бытовых предметов.
ПЛИТА: любой тонкий древесный слой, чаще же всего многослойная
плита, склеенная из листов шпона, волокна которых расположены в
отношении друг друга поперечно.
ПОЛИВА: тонкое стекловидное покрытие различных цветов и оттенков,
закреплённое высокотемпературным обжигом; служит в декоративных
целях.
ПОП-СТИЛЬ (англ. Рорular): то есть для народа. Творчество
отдельных индивидуумов (Энди Уорхол) в области массовой культуры.
Течение зародилось в 60-е годы. Основной принцип - тиражность образа
(как банки супа, так и арт-звезды).
ПОСТМОДЕРНИЗМ: для этого стиля характерны гротескность, пародия,
"игра" в другие стили. Здесь могут нарушаться привычные
пропорции и классические схемы. Уходя от модернизма и приближаясь
к философии Мемфиса, постмодернизм стремиться привнести неопределенность
и контраст в порядок и простоту современных стилей. Замысел часто
соединяет цвет с историческим эталоном.
ПОСТФОРМИНГ: вообще это название технологии изготовления
ДСП- и МДФ-плит, покрытых меламином с закругленным краем (то есть
когда торец и "лицо" плиты представляют собой единую поверхность).
Но мебельщики называют постформингом само изделие, например, столешницу.
Повал – в русской деревянной архитектуре расширенная верхняя
часть сруба, служащая основанием шатровых и скатных крыш и защищающая
стены от дождя.
Повалуша – в русской деревянной архитектуре башня в комплексе
жилых хором, в которой находилось помещение для пиров.
Подиум (лат. podium, от греч. podion – ножка, основание)
– высокая, обычно прямоугольная платформа с лестницей с одной стороны
и отвесными другими сторонами. На подиумах возводились античные
(преимущественно римские) храмы. Подиумом называется также стена
вокруг арены и возвышение с местами для знатных зрителей в античном
цирке.
Подклет – нижний этаж каменного или деревянного жилого дома
или храма, обычно имеющей служебно-хозяйственное назначение.
Полица – в русской деревянной архитектуре нижняя пологая
часть крутой двухскатной или шатровой крыши, отводящая дождевые
воды от стен.
Полка – архитектурный обломы, горизонтальный, прямоугольный
в сечении выступ в базе колонны, карнизе и др., иногда практического
назначения (защита оконных проемов от затекания влаги).
Поребрик – вид орнаментальной кирпичной кладки, при которой
один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности
стены.
Портик (от лат. porticus) – ряд колонн, объединенных аттиком
и фронтоном (или только аттиком), помещенный перед фасадом здания.
Ордерные формы портиков возникли и получили распространение в античной
архитектуре Греции и Рима, широко использовались в архитектуре классицизма.
ПРИМИТИВИЗМ: Стихийный, естественный и простой - вот ключевые
слова в примитивизме. Вещи часто изготовлены художниками самоучками
или сделаны вручную по необходимости. Хорошая текстура или патина
часто привлекает в этих предметах, создавая ощущение честности и
функциональности. Примитивизм хорошо сочетается с современными стилями
и составляет приятный контраст с гладкими поверхностями. Многие
предметы, используемые для создания КАНТРИ-ИНДУСТРИАЛЬНОГО стиля
относятся к примитивизму.
Пресбитерий (позднелат. presbyterium – место для избранных,
от греч. presbuteroV – старейшина) – в европейской и восточно-христианской
церковной архитектуре пространство между солеёй и престолом (столом
для совершения таинств). В православных храмах пресбитерий соответствует
виме, в западноевропейских средневековых храмах – центральной части
хора.
Придел – в православном храме небольшая бесстолпная пристройка
с южной или северной стороны фасада либо специально выделенная часть
основного здания, имеющая дополнительный алтарь для отдельных богослужений.
Причелина – в русской деревянной архитектуре доска на фасаде
избы (обычно резная), защищающая от влаги торцы бревен повала.
ПРОНОЖКА:
соединительная деталь ниже царги.
ПСИХЕ: отдельно стоящее большое подвижное зеркало, укрепленное
в стойках.
Пронаос (греч. pronaoV – преддверие храма) – полуоткрытая
часть античного храма между входным портиком и наосом. Спереди пронаос
ограждался двумя колоннами, с боков – стенами в виде антов.
Пропилеи, пропилон (от греч. propulaion – преддверие, вход)
– парадный проход, проезд, образованный симметричными портиками
и колоннадами, расположенными по оси движения. Известны в эгейском
искусстве, но особенно характерны для архитектуры Древней Греции.
В 19 в. к типу пропилей обращались архитекторы классицизма. Во 2
пол. 19-20 вв. пропилеи строятся как часть особо значительных торжественных
архитектурных комплексов или сооружений, имеющих мемориальное значение.
Простиль (от греч. pro – впереди и stuloV - колонна) – тип
античного храма. Простиль представляет собой прямоугольное в плане,
небольшое здание с рядом колонн на главном фасаде.
Псевдодиптер (от греч. pseudoV – ложь и di-pteroV - двукрылый)
– тип древнегреческого храма. Отличается от диптера отсутствием
внутреннего ряда колонн, хотя пространство для них оставлено..
ПУЛЕГОЗО, также кракелаж: Узор получается следующим образом:
выдуваемый предмет, внутри которого поддерживается высокая температура,
опускается в холодную воду. Вследствие этого внешний слой стекла
покрывается бесчисленными трещинами, которые, однако, не проникают
в толщу стекла. Трещины остаются на поверхности стекла, украшая
его своеобразным узором.
ПУЛЬТ: парта, бюро; стол или шкаф средней высоты, верхняя
плоскость которых скошена для письма; существуют бюро, за которыми
можно писать стоя.
ПУРИЗМ: течение в живописи и архитектуре Франции 1910-20-х
годов: “чистота” и точность лаконичных форм, детали опущены, акцент
на первичных элементах. Плоскостность, плавная ритмика легких силуэтов
однотипных элементов.
|