ОБОИ:
рулонный материал для внутренней отделки зданий. Бумажные обои были
традиционным отделочным материалом в странах Восточной Азии (Япония,
Китай). В Европе до XIX в. применялись тканевые (штофовые) обои.
Три основных вида обоев: обычные (преимущественно бумажные), влагостойкие
(полимерные) и звукопоглощающие (ворсовые).
ОБЮССОН: разновидность гобеленового ткачества для изготовления
тонких ковров и мебельной обивки, название заимствовано от наименования
местности во Франции.
Обломы, мулюры – архитектурные элементы, различные по своему
поперечному сечению – профилю, расположенные по горизонтали (на
цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах или тягах, базах колонн),
иногда по наклонной (в карнизах фронтонов), кривой (архивольты арок,
нервюры) или ломаной (обрамления порталов, окон) линии. Обломы,
широко распространенные в ордерной архитектуре, служат для усиления
архитектурного декора, образно-художественной выразительности тектонической
основы здания. По поперечному сечению обломы делятся на прямолинейные
(полка) и криволинейные (вал, гусёк, каблучок и др.). Обломы впервые
получили применение в Древней Греции, откуда были заимствованы зодчеством
Древнего Рима, затем Возрождения и европейской архитектурой последующих
эпох. В современной архитектуре в металлических, бетонных и деревянных
элементах конструкций употребляется термин профили (переплеты остекления,
обрамления и тяги на навесных стеновых панелях).
Обмеры – точные измерения всех элементов архитектурного сооружения
или комплекса с последующей фиксацией их размера на чертеже. Обмеры
– один из основных источников для реставрации или воссоздания произведений
архитектуры. В архитектуроведении обмеры – важный материал для анализа
закономерностей построения архитектурной формы.
Овы – (от лат. ovum – яйцо), ионики – орнаментальный мотив
в виде яйцеобразных выпуклостей, обрамленных валиками, на капителях
и карнизах ионического и коринфского архитектурных ордеров
ОП-АРТ: течение в искусстве 40-60-х годов 20-го века. Оп-арт
- это искусство, оперирующее только цветом и простой геометрической
неизобразительной формой. Оп-арт чист и нерукотворен. Это искусство
цвета и света в чистом виде, без сюжетности и изобразительности.
Композиция очень проста и четка, техника выполнения - при помощи
инструментов - линейки, циркуля. Есть несколько разновидностей оп-арта
- цветовой, световой, графический и пространственный. Опыты оп-арта
повлияли на развитие световой рекламы, на световой дизайн. Представители:
Вазарели, Райли, Фрэнк Стелла.
ОРНАМЕНТ: художественное украшение, узор, для которого характерно
ритмичное расположение злементов рисунка.
ОРНАМЕНТ, АЖУРНЫЙ (МАСВЕРК); архитектурный орнамент готики.
Название говорит о том, что в основе этого орнамента не лежит никакой
конкретной органической формы, он создан при помощи циркуля, т.
е. сконструирован. Часто встречается в мебели (выполняется из дерева)
и на зданиях (выполняется из камня). Впервые появился ажурный орнамент
окна. Когда два окна охвачены одной аркой, то под сводом этой арки
остается пустое пространство, оно-то и заполняется ажурным орнаментом.
Формы зтого орнамента чрезвычайно разнообразны, самыми излюбленными
являются розы, различные контурные формы (например, ук-рашение,
составленное из частей круга), форма рыбьего пузыря.
ОРНАМЕНТ, ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ: состоящий из простых геометрических
фигур, ритмически последовательный или плоскостной орнамент. Наилучшие
примеры можно найти в романском стиле.
ОРНАМЕНТ,СТИЛИЗОВАННЬІЙ В ВИДЕ ШИШКИ ПИНИИ: орнамент, распространеннный
в восточном искусстве. Еще у ассирийцев использовался в качестве
мебельной ножки.
ОРНАМЕНТ, ЛИСТВЕННЫЙ: характерное для готики украшение из
вьющихся растений и листьев (например, листья винограда), обычно
стилизованное, иногда в натуральном виде.
ОРНАМЕНТ
"УШНОЙ РАКОВИНЫ", ИЛИ ХРЯЩ:
злемент орнамента позднего ренессанса в виде хрящевидного утолщения.
ОРНАМЕНТ, ПЛОСКОСТНОЙ; стилизованный орнамент, использующий
свойства и особенности плоскости, не подчеркивающий объема, например,
узор для обоев или ткани.
ОРНАМЕНТ,
СТИЛИЗОВАННЫЙ В ВИДЕ ЦВЕТКА ЛОТОСА: стилизованная "водяная
роза", часто встречается в восточной орнаментике (Индия, Египет).
Органическая
архитектура – направление в архитектуре XX в. (особенно распространенное
в 30-50-х гг. XX в., в США и Западной Европе), провозгласившее своей
задачей создание таких произведений, Форма которых вытекала бы из
их назначения и конкретных условий среды, подобно форме естественных
организмов. Идеи органической архитектуры, впервые сформулированные
в 1890-х гг. американским архитектором Л. Салливеном, были развиты
его учеником Ф.Л. Райтом. Основу концепции Райта составляла идея
непрерывности архитектурного пространства, противопоставленная подчеркнутому
выделению его отдельных частей в классицистической архитектуре;
впервые реализована им в так называемых домах прерий (дом Роби в
Чикаго, 1909 г.). полемизируя с техницистскими крайностями функционализма,
противопоставляя ему стремление к учету индивидуальных потребностей
и психологии людей, органическая архитектура в сер. 30-х гг. становится
одним из ведущих направлений современной архитектуры. Под воздействием
ее идей сложились региональные архитектурные школы в скандинавских
странах; в США принципы органической архитектуры использовала так
называемая калифорнийская школа во главе с Р. Нёйтрой. Во 2 пол.
40-х гг. теория органической архитектуры была подхвачена в Италии
архитектором Б.Дзеви. После смерти Райта органическая архитектура
окончательно растворилась среди других направлений архитектуры 60-х
гг. Некоторые общие приемы формообразования, отдельные приемы. Выработанные
органической архитектурой, продолжают широко использоваться в архитектуре
и дизайне.
Ордера архитектурные (от лат. ordo - порядок) – система конструктивных,
композиционных и декоративных приемов, выражающая тектоническую
логику стоечно-балочной конструкции (соотношение несущих и несомых
частей).
Несущие части: колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом.
Несомые: архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент.
Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции как закрепленная
традицией в нескольких вариантах переработка деревянной стоечно-балочной
конструкции, применявшейся в строительстве храмов и других зданий.
Основные ордера, получившие название от греческих племен и областей:
дорический, ионический, коринфский (разновидность дорического ордера
– тосканский, коринфского и ионического – композитный). Прототипом
дорического ордера были постройки с плоским перекрытием по балкам
и двухскатной крышей, крытой соломенной, камышовой (позднее черепичной)
кровлей, прототипом ионического ордера – постройки с плоской крышей
(земляная кровля поверх сплошного настила из брусьев или мелкого
круглого леса). Оба они встречаются уже в VI - V вв. до н.э. С IV
в. до н. известен коринфский ордер. Членение ордеров на несущие
и несомые части, связанные системой выразительных обломов, сделало
ордерную систему к сер. V в. до н.э. гибким художественным приемом
архитектуры греческой классики. Правила построения ордера изложены
в трактате Витрувия, который в основу измерения пропорциональных
соотношений отдельных его частей кладет модуль – половину диаметра
ствола колонны у ее основания. Возможности различного (иногда даже
условного) применения ордера для характеристики других архитектонических
систем (например, стены) во многом обуславливают индивидуальность
древнегреческих построек в эпоху классики, а также широкое применение
ордеров в различные исторические эпохи (в архитектуре Древнего Рима,
Возрождения, барокко, классицизма). В Древнем Риме возникли тосканский
и композитный (коринфские капители сочетаются с ионическими волютами)
ордера. В эпоху Древнего Рима и позже получили распространение многоярусные
ордерные композиции, ордерное членение стены с использованием полуколонн
и пилястр (известны еще в Древней Греции). Применялись также ордера
или его отдельные элементы в сочетании со сводчатыми или арочными
конструкциями (Колизей, древнеримские базилики и ротонды, арочные
колоннады в эпоху Возрождения). Ордервызывает большой интерес архитекторов
и теоретиков эпохи Возрождения (впервые в Италии в XV в. у Брунеллески).
Тщательно изучается Витрувий, появляются архитектурные трактаты
Альберти, Палладио, Виньолы в Италии, Делорма во Франции и др. Сравнительно
свободное употребление ордеров в XV веке сменяется более строгим
их применением в XVI в.
Охлупень – бревно с желобом, венчающее крышу в деревянной
архитектуре. Концы охлупня нередко получают скульптурное завершение
(Конёк). Иногда охлупни применялись в каменном зодчестве (например,
в средневековой культовой архитектуре Пскова).
|