ЭВРИТМИЯ:
полная симметрия, ритмичное членение частей целого.
Эдикула (лат. aedicula) – в античной архитектуре ниша, обрамленная
колоннами или пилястрами, опирающимися на подножие, и увенчанная
фронтоном. В эдикулы ставились статуи богов в храмах, общественных
зданиях, жилых домах. Эдикулами называются также небольшие эллинистические
и древнеримские культовые здания.
Экседра (греч. exedra) – полукруглая глубокая шиша в здании
или отдельное полукруглое полуоткрытое сооружение. Экседрой называлось
также парадное помещение жилого дома.
ЭКЗОТИКА (EXOTIC): Упрощенный и изысканный, простой и сложный
экзотический стиль несет в себе основы этнических культур.
ЭКЛЕКТИКА: отсутствие принципиального единства при соединении
разнородных взглядов, стилей, теорий, идей. Смешение стилей.
ЭКСПРЕССИОНИЗМ: направление в искусстве в 10-20 годах 20-го
века. Стиль зародился в Германии. Цель - выражение СУТИ жизни, вместо
изображения действительности. Экспрессионисты видят мир в беспокойном
движении, в хаотическом столкновении сил. Черты стилистики экспрессионизма
- "антиклассичность", абстрактное обобщение, яростная
экспрессия, взвинченная интонация, деформация действительности.
ЭКСПРЕССИЯ: повышенная, подчеркнутая выразительность. Для
достижения экспрессивности используется деформация, диссонанс, динамизм.
ЭМАЛИРОВАННОЕ И ПОЗОЛОЧЕНОЕ СТЕКЛО из Мурано представляет
самый большой интерес. Начало росписи стекла эмалью связывается
с именем знаменитого мастера и выдающегося химика Анджело Беровьеро.
Изначально эмалью расписывались сосуды из цветного прозрачного стекла,
позже росписью стали покрывать и стекло молочного цвета. Венецианские
сосуды раннего периода отличаются необыкновенно богатой росписью:
изображались триумфальные шествия, свадебные процессии, сцены мифологического
содержания, эротические сюжеты. Часто стекло украшали золотыми чешуевидными
узорами и рельефными точками, исполненными разноцветной эмалью.
ЭМАЛЬ (франц. email): прочное стеклообразное покрытие, наносимое
на металлический предмет и закрепляемое обжигом. Художественная
эмаль (финифть) применяется для украшения предметов, исполнения
миниатюрных портретов
Эмпоры (от нем. Empore – возвышение) – галереи в интерьерах
средневековых европейских церквей. Иногда эмпорами называют также
аналогичные части светских построек. Эмпоры нередко отождествляют
с хорами.
ЭМПАТИЯ: личная аналогия. Сопереживание, способность понимания
эмоционального состояния других людей. Вчувствование. Активная роль
воображения и фантазии. Обладание способностью к эмпатии необходимо
писателю и артисту. В дизайне эмпатия используется при проектировании
- во-первых, для представления поведения людей, которые будут взаимодействовать
с проектируемым объектом. Во-вторых для решения технических задач.
Проектировщик представляет себя на месте проектируемого объекта
или его детали, "вживается" в его образ.
ЭПИГОНСТВО: творчески несамостоятельное следование отжившим
идеям, принципам и методам художественной школы, стиля или направления.
Эпигонство проявляется в механическом заимствовании и воспроизведении
актуальных в прошлом сюжетов и приемов. Это ведет к обеднению, а
затем вырождению направления.
Энтазис (греч. entasis - напряжение) – утолщение ствола(фуста)
колонны в средней его части (обычно на одну треть ее высоты), создающее
впечатление напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости
ствола.
ЭРГОНОМИКА: наука об оптимальном многофакторном синтезе систем
"человек - машина - среда". Научная дисциплина, исследующая
взаимодействие человека с орудиями и средствами деятельности. Эргономика
изучает реакции человека на звуковые, оптические, тактильные и прочие
раздражители
Эркер, фонарь (нем. Erker) – полукруглый, треугольный или
многогранный остекленный выступ в стене здания. Делается чаще всего
в несколько этажей, иногда во всю высоту фасада (обычно кроме первого
этажа); увеличивает площадь внутренних помещений, улучшает их освещенность
и инсоляцию.
Эхин (греч. ecinoV, букв. - ёж) – часть капители дорической
колонны в виде круглой в плане подушки с выпуклым криволинейным
профилем. Эхин является переходом от ствола колонны к квадратной
верхней ленте капители – абаку.
|