Каблучок
– архитектурный облом, состоящий из выпуклой и вогнутой дуг. Прямой
каблучок (выпуклая дуга наверху) используется в капителях, карнизах;
обратный каблучок (выпуклая дуга внизу) – в базах колонн, цоколях.
Подробнее см. Обломы архитектурные.
Каланча (тюрк., от араб. kal`a – крепость) – возвышающаяся
над зданием башня для наблюдения за возникновением пожаров. Каланчи
имели колокол, площадку для дежурного и мачту для сигнализации флагами
и фонарями. С развитием телефонной связи каланча потеряла свое значение.
Кампанила (итал. campanile) – в итальянской архитектуре средних
веков и Возрождения четырехгранная или круглая многоярусная башня-колокольня,
обычно стоящая отдельно от храма.
Каннелюры (от франц. cannelure – желобок) – вертикальные
(на стволе колонны или пилястры) и горизонтальные (на базе колонны
ионического ордера) желоба. Делаются либо вплотную одна к другой
(дорический ордер), либо с небольшими промежутками (ионический ордер).
КАБРИОЛЬ: изогнутые мебельные ножки, иногда с лапами животного,
вероятно, китайского происхождения.
КАНАПА, КАНАПЕ (от исп. Сassapanса): продолговатая мебель
для сидения нескольких человек, со спинкой и подлокотниками, чаще
всего с обивкой. Разновидности канапы - оттоманка и козетка. Канапа
- украинское название дивана.
КАНДЕЛЯБР (фр. - candelabre): подставка с разветвлениями
для двух или нескольких свечей или электрических ламп в виде свечки.
Первоначально этрусско-римский бронзовий светильник с масляными
лампами. Его изображение часто используется как элемент орнамента.
КАННЕЛЮРЬІ: вертикальные желобки в стволе колонны или пилястра,
примыкающие друг к другу ребром (дорическая колонна) или отделенные
друг от друга маленькими плоскостями (ионическая и коринфская колонны);
стенной пилястр.
КАНОНА: сосуд из алебастра с крышкой в виде головы человека.
животного или божества; приме-нялся для хранения бальзамиронных
виутренностей покойника (в Египте) или пепла после кремации (в Этрурии).
КАНТРИ (англ. country - село): брутальная интерпретация деревенских
мотивов в интерьере. Использование исключительно натуральных природных
материалов. Царство уюта и комфорта. Преобладание в интерьере простых
натуральных тканей - ситца, льна. В качестве аксессуаров зачастую
используются старинные вещи, редкие книги, цветы. Плетеная или деревянная
некрашеная мебель.
КАНТРИ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ: комбинация стилей характеризующаяся
контрастом между гладкими промышленными поверхностями и грубо сделанными
или старомодными деревенскими деталями - обычно потертое дерево
и другие натуральные материалы.
КАОЛИН: глина белого цвета; служит сырьем для изготовления
фарфора, фаянса.
КАРЕ: композиция дома или комплекса, имеющая в плане форму
замкнутого или частично разомкнутого четырехугольника с внутренним
двориком.
КАРИАТИДА: женская статуя, поддерживаюшая, подобно колонне,
виступающую часть здания. Встречается не только в архитектуре, но
и в мебельном искусстве как декоративний элемент. Самое большое
распространение получила в мебели стиля ампир, подражавшего образцам
античного искусства.
КАССА-ПАНКА: скамья-сундук или скамья для сидения, имеющая
внизу ящик, в большинстве случаев с деревянной спинкой и подием,
изобретение итальянского ренессанса, предшественница канапе.
КАССОНЕ: деревянный сундук-ларь для одежды и домашней утвари,
распространённый в Италии в Средние века и эпоху Реннесанса. Его
стенки обычно украшались позолоченными или раскрашенными СТУККО,
резьбой, живописью.
КАСТИЛЬОНЕ, Аккиле (род. в 1918г.): знаменитый итальянский
дизайнер мебели и осветительных приборов, создатель кресла "Sanluca"
и лампы "Arco".
КАШПО (франц. cache-pot, от cacher - прятать и pot - горшок):
декоративная (обычно керамическая) ваза, в которую ставят цветочный
горшок.
Капелла (позднелат capella, итал. capella – часовня) – в
католической и англиканской архитектуре небольшое сооружение или
помещение для молитв одного знатного семейства, для хранения реликвий,
размещения певчих и т.д. Капеллы находились в храмах (в боковых
нефах или вокруг хора – “венец капелл” в готической архитектуре),
а также в замках и дворцах. Строились также отдельно стоящие капеллы
(например, Сикстинская капелла).
Капитель (от позднелат. сapitellum – головка) – пластически
выделенная венчающая часть вертикальной опоры (столба или колонны),
передающая ей нагрузку от архитрава и других расположенных выше
частей здания (или образно выражающая эту функцию, например, в пилястре).
Известны в зодчестве Древнего Востока. В античную эпоху сложились
три основных классических типа капителей: дорическая, ионическая,
коринфская (см. подробнее: Ордера архитектурные). Своеобразные типы
капителей были созданы в Китае, Японии, Мексике, в византийской,
романской, готической, древнерусской архитектуре, архитектуре Армении,
Грузии, Средней Азии. С эпохи Возрождения широко варьировались типы
античных капителей.
Караван-сарай (перс., буквальн. – дом караванов) – постоялый
двор в городах и на торговых путях Ближнего Востока, Средней Азии,
Закавказья. Караван-сараи известны с древности, широко распространились
в 9-18 вв. в связи с ростом городов и усилением транзитной караванной
торговли. Известны зальные караван-сараи (встречаются в Азии) –
прямоугольные здания, разделенные на нефы (средний неф – для людей
и товаров, боковые – для животных). Наиболее распространен тип караван-сарая
с внутренним двором, окруженным одно- и двух- (реже – трехэтажными)
помещениями (вверху обычно гостиница, внизу склады и стойла). Караван-сараи
укреплялись стенами либо присоединялись к рабатам. С развитием железных
дорог потеряли свое значение.
Карниз (нем. Karnies; первоисточник: греч. korwniV - заключение,
конец) – горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу (покрытие)
здания и защищающий стену от стекающей воды; имеет также декоративное
значение. Карниз бывает верхний (венчающий, например, в антаблементе)
и промежуточный.
Картуш (франц. cartouche, от итал. cartoccio – сверток, кулек)
– украшение в виде щита или не до конца развернутого свитка, на
котором помещается герб, эмблема или надпись. Лепные и резные картуши
украшали входы во дворцы. Были распространены в 16-18 вв.
Каскад (франц. сascade, от итал. cascata, от cascare – стремительно
падать вниз) – естественный или искусственный водопад, низвергающийся
уступами. В парковой архитектуре каскады создаются расположением
на разных уровнях водоемов, ступеней и уступов, по которым стекает
вода. Знамениты каскады итальянских вилл (д`Эсте в Тиволи, 1550-72
гг., арх. П. Лигорио), в парке Петродворца.
Кассеты, кассетоны, кессоны (итал. cassetta) – квадратные
или многоугольные углубления на потолке или внутренней поверхности
арки, свода или потолка. Играют конструктивную и декоративную роль,
а также применяются для улучшения акустики помещений.
Катакомба (итал. сatacomba, от позднелат. catacumba – подземная
гробница) – подземные помещения искусственного или естественного
происхождения. Использовались в древности для совершения религиозных
обрядов и для погребения умерших. Наиболее обширны римские катакомбы
(2-4 вв.) – разветвленные лабиринты узких галерей и небольших залов;
некоторые украшены росписями (позднеантичные и раннесредневекового
времени). Сходные с катакомбами сооружения сохранились в Киево-Печерской
лавре.
Кафедра (греч. kathedra - сидение, скамья) – в христианской
церкви возвышение, с которого произносятся проповеди. Кафедры богато
украшались резьбой, статуями, рельефами. В мусульманских мечетях
такие кафедры называют минбарами.
Квадр (от лат. quadrum - четырехугольник) – каменный блок
в форме параллелепипеда, употребляемый для кладки стен и сводов.
Кессоны, кассеты (франц. caisson - ящик) – квадратные или
многоугольные углубления на потолке или внутренней поверхности арки,
свода или потолка. Играют конструктивную и декоративную роль, а
также применяются для улучшения акустики помещений.
КЕНДЛЕР, Иоганн Иоахим (1706-1775): немецкий скульптор, представитель
РОКОКО, мастер фарфоровой пластики МЕЙСЕНСКОЙ мануфактуры (жанровые
статуэтки, фигурки животных, столовые сервизы).
КИЛИМ (тюрк.-перс.): шерстяной безворсовый двусторонний ковёр
ручной работы. Узор создаётся плотным полотняным застилом цветных
УТКОВ, скрывающих нити основы.
КИМА ("набегающая волна"): украшение в виде каймы
из стилизованных листьев, преимущественно на карнизах греческих
храмов; имеются различньге варианты: дорический, ионический, лесбосский
эхинус-кима, последний - с иониками.
КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО: авангардистское направление в современной
пластике, основанное на создании эстетического эффекта с помощью
движущихся (светящихся, озвученных) установок. Возможно также в
оформительском искусстве.
КИТЧ
(кич) (нем. kitsch): дешёвка, безвкуксная массовая продукция, рассчитаная
на внешний эффект. В художественной промышленности 2-ой половины
19 - начала 20 вв. китч распространился, как промышленная имитация
уникальных предметов. С 60-х годов предметы китча стали распространённым
явлением "массовой культуры".
Киворий
(греч. kiborion) – первоначально – сосуд для питья; в христианских
храмах – дарохранительница, помещавшаяся под алтарной сенью. Позже
киворием стали называть алтарную сень, обычно поддерживаемую колоннами
и богато украшенную. См. также балдахин.
Клеть, сруб – простейшая конструкция в деревянном строительстве,
которая образуется положенными друг на друга венцами из бревен.
Клетью также называют неотапливаемую часть избы.
Клуатр (франц. cloitre, от лат. claustrum – закрытое место,
позднее - монастырь) – закрытый двор в католическом монастыре, окруженный
внутренней галереей. Характерен для романской и готической архитектуры.
КЛАССИЦИЗМ (лат. classicus - образцовый): европейский стиль
XVII - первой по-ловины XIX вв., обратившийся к античному наследию,
как к норме и идеальному образцу. Характерны строго организованные,
логичные, ясные и гармоничные формы.
КЛАССИЧЕСКИЙ: 1. относящийся к греко-римской культуре, античный;2.
образцовый, совершенный;3.то же, что и классицистический.
КЛИНЕ: древнегреческое ложе, нечто среднее между кроватью
и софой, на котором не только спали, но и возлежали во время трапезы.
КЛИСМОС (греч. Кlismos): элегантная форма греческого стула
с одинаково изогнутыми ножками и спинкой. Известно в Греции с 6
века до н.э. функциональность зтой утвари стала образцом для дизайнеров
нового времени.
Князек
- то же, что князек, конек, конь.
Князь - то же, что князек, конек, конь.
Кокошник – в русской церковной архитектуре XVI-XVII вв. полукруглая
или килевидная фальшивая закомара, имеющая декоративное назначение.
Располагаются на стенах, сводах, а также уменьшающимися кверху ярусами
у оснований шатров и барабанов глав.
Колокольня – башня с открытым ярусом для колоколов. Ставилась
рядом с храмом или включалась в его композицию. В средневековой
русской архитектуре известны столпообразные и шатровые колокольни
наряду со звонницами стенообразного и палатного типа. См. также
кампанила.
Колонна (франц. colonne, от лат. columna – столб) – архитектурно
обработанная, круглая в поперечном сечении вертикальная опора, стержневой
элемент архитектурных ордеров. Возникла как простейший элемент стоечно-балочной
конструкции; получила художественную интерпретацию и классические
формы в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. В классических
архитектурных ордерах главная часть колонны – ствол (фуст) – обычно
утончается кверху, иногда имеет небольшое расширение – энтазис –
и обрабатывается вертикальными желобками – каннелюрами. Ствол покоится
на простой или сложной базе и увенчивается капителью. Колонны применяются
в композиции как фасадов зданий, так и их внутреннего пространства;
ее художественная выразительность и значение определяются пропорциями,
членениями, пластической обработкой, а также соотношением высоты
и диаметра с интерколумнием и размерами сооружения в целом. Отдельно
стоящие колонны, часто увенчанные скульптурой, обычно служат памятниками
(Александровская колонна). В каркасных зданиях колонны (каменные,
железобетонные, металлические, деревянные) – один из основных элементов
каркаса, воспринимающих нагрузку от прикрепленных к ним или опирающихся
на них других элементов (балок, ригелей, ферм).
Колоннада (франц. colonnade ) – ряд или ряды колонн, антаблементом,
часто - общим перекрытием. В наружной композиции здания колоннада
применяется в виде портиков и галерей, примыкающих в к зданию, соединяющих
его обособленные объемы и зрительно связывающих его с пространством
двора или площади, а также с окружающей природой. Иногда колоннада
является самостоятельным сооружением (преимущественно в садово-парковом
искусстве). Внутри здания колоннады обрамляют крупные залы, расчленяют
или связывают отдельные части парадного интерьера.
Конёк, конь, князек, князь - в русском деревянном зодчестве
скульптурное завершение венчающего крышу бревна – охлупня в виде
изображения коня или птицы. В современном употреблении конек – верхнее
ребро (гребень) двухскатной или четырехскатной крыши.
Консоль (франц. console) – выступ в стене или заделанная
одним концом в стену балка, поддерживающая карниз, балкон, фигуру,
вазу и т.д.
КОЗЕТКА (фр. Саuseusе) Диванчик для двоих.
КОЛЛАЖ: приём в изобразительном искусстве, заключающийся
в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё
по цвету и фактуре; а также само произведение, выполненное в этой
технике.
КОЛОРИТ: система цветовых сочетаний. Одно из важнейших средств
эмоциональной выразительности - может быть тёплым (преимущественно
красный, жёлтый, оранжевый тона) и холодным (преимущественно синий,
зелёный, фиолетовые тона), спокойным и напряжённым, ярким и блёклым.
КОНСТРУКТИВИЗМ: направление в искусстве 1920-х годов, выдвинувшее
задачу конструирования материальной среды, окружающей человека.
Стремилось использовать новую технику для создания простых логичных
функциональных форм
КОРОЛЕВА
АННА (1925-1955): основной стиль американской мебели 18-го века.
Этот период был богат нововведениями. Грациозный и элегантный, этот
стиль (названный по имени английской королевы 18-го века), характеризуется
округлыми линиями, такими как "ножки КАБРИОЛИ".
Контрфорс
(от франц. contreforce – противодействующая сила) – каменная, бетонная
или железобетонная поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро,
усиливающее основную несущую конструкцию (в основном наружную стену)
и воспринимающие горизонтальные усилия (например, распор от сводов,
перекрывающих здание). Каменный контрфорс – один из основных элементов
готических конструкций. Контрфорсы широко применяются также для
укрепления стен при реставрации памятников архитектуры.
Конха (от греч. konch - раковина) – полукупол, служащий для
перекрытия полукруглых (или многогранных) в плане частей здания
(экседр, апсид, ниш). Возникнув в восточно-эллинистической архитектуре,
конхи широко использовались в римском и византийском зодчестве,
в средневековых христианских культовых зданиях. В конхе часто помещали
мозаики или росписи.
Корабль – то же, что неф.
Коринфский ордер – один из трех основных архитектурных ордеров.
Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным каннелюрами,
и пышной капителью, состоящей из нарядного резного узора листьев
аканта, обрамленного небольшими волютами. Сложился во 2 пол. V в.
до н.э. получил широкое распространение в архитектуре эпохи эллинизма
и Древнего Рима.
Коттедж (англ. сottage, первоначально – крестьянский дом)
– сельский или городской одноквартирный индивидуальный жилой дом,
при котором имеется небольшой участок земли. Коттеджи бывают двухэтажными
с внутренней лестницей; в первом этаже – общая комната, кухня, хозяйственные
помещения, во втором – спальни. Коттедж возник в Англии в кон. XVI
– нач. XVII вв. и стал традиционным типом английского жилища. Коттеджи
широко распространены в других странах.
Крабб (от нем. Krabbe) – декоративная деталь в виде стилизованных
листьев или цветов на щипцах, вимпергах и других элементах архитектурного
декора готики.
Красная линия – в градостроительстве обозначает условную
границу, отделяющую территорию улиц, проездов, магистралей и площадей
от территорий, предназначенных под застройку, которая может осуществляться
как по красной линии, так и с отступом от нее.
Кремль, детинец, город – центральная укрепленная часть русского
средневекового города. Впервые упоминается в летописи под 1331 (“кремник”).
Кремли располагались на высоких местах, обычно у берега реки или
озера, окружались глубокими рвами и стенами. В кремле находились
соборы, дворец князя, дворы бояр и церковной знати.
Крепость – укрепления, защищающие город, населенный пункт
или определенную территорию. Наиболее ранние крепости - дерево-земляные
укрепления. В Древнем Риме сложились типы укрепленных военных поселений
– лагерей, которые впоследствии стали основой для многих европейских
городов. Разнообразные типы крепостей были созданы в средние века,
когда они служили целям обороны замков, городов, монастырей (земляные
валы, рвы, крепостные стены с укрепленными воротами, дозорными и
боевыми башнями, машикулями, подъемными мостами, нередко с предвратными
укреплениями – барбаканами) или обороняли от вражеских нашествий
обширные территории. Укрепления русских городов получили название
Кремлей. В пограничной полосе Русского государства 15-17 вв. сооружались
крепостные сооружения из дерева, так называемые остроги. С появлением
огнестрельного оружия и артиллерии возникают крепости нового типа
(бастионные укрепления, форты).
КРАКЕЛАЖ: узор, украшающий некоторые муранские изделия. Узор
получается следующим образом: выдуваемый предмет, внутри которого
поддерживается высокая температура, опускается в холодную воду.
Вследствие этого внешний слой стекла покрывается бесчисленными трещинами,
которые, однако, не проникают в толщу стекла. Трещины остаются на
поверхности стекла, украшая его своеобразным узором.
КРАКЛЕ: узор из тонких трещинок на глазурованной поверхности
керамических изделий. Кракле создают, используя различные коэффициенты
расширения черепка и глазури при обжиге.
КРАСНОЕ ДЕРЕВО: красная и коричневая древесина махагониевого,
саппанового и ряда др. тропических деревьев. Очень прочная и хорошо
полируется. Широко используется в мебельной промышленности. Иногда
К. Д. называют древесину тисса, чёрной ольхи и секвойи.
КРАТЕР: древнегреческий сосуд с широким горлом и двумя ручками
для смешивания вина с водой.
КРЕДЕНС, КРЕДЕНЦА: корпусная мебель, похожая на шкаф, но
для посуды и продуктов. В основе - сундук на ножках с дверцами.
Разновидность - кабинет, буфет.
КРЕСЛО ВОЛЬТЕРОВСКОЕ: русское название кресла типа английского
WING СНАІR. Мягкое, глубокое, большое до гигантского, в которое
легче сесть, чем потом встать. Трон для размышлений.
КРЕСЛО ДАНТЕ: тип итальянского кресла эпохи Ренессанса, происходящего
от римского курульного кресла. Характерная особенность - парные
скрещенные ножки, переходящие вверху в подлокотники. Разновидность
- "кресло Савонаролы" (или "кресло Петрарки"),
с несколькими парами ножек, со схемными подлокот-никами, что позволяло
такое кресло складывать.
Крестово-купольный храм – тип христианского храма, сложившийся
в зодчестве Византии. В исходном классическом типе крестово-купольного
храма купол на парусах опирается на четыре столба в центре здания,
откуда расходятся четыре сводчатых рукава креста. Образующиеся при
этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами или
сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол,
поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава
креста, еще ниже – угловые помещения. В целом храм представляет
собой систему связанных друг с другом пространственных ячеек, выстраивающихся
уступами в пирамидальную композицию. Структура постройки обозрима
внутри здания и наглядно отражена в его внешнем облике. В композицию
интерьера органично включается строго разработанная, каноническая
система росписей и мозаик, подчиненная структуре здания и символике
его частей. Тип крестово-купольного храма в разных своих вариантах
получил широкое распространение также в церковном зодчестве России,
на Балканах, Кавказе и других странах.
Крестоцвет, флерон – декоративная деталь, завершающая башни,
вимперги, пинакли в архитектуре готики. Имеет вид стилизованного
цветка с крестообразными горизонтальными ответвлениями. Мотив крестоцвета
применяется также в декоративно-прикладном искусстве.
Крипта (лат. crypta, от греч. h krupth – крытый ход, сокровенное
место) – в Древнем Риме – сводчатое подземное помещение; в западноевропейской
средневековой архитектуре – часовня под алтарной частью храма для
почетных погребений.
Купол (итал. cupola – купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное
от cupa - бочка) – вид перекрытия (свода), близкий по формек полусфере.
Формы купола образуются различными кривыми, выпуклыми наружу. В
куполе обычно возникают горизонтальные усилия (распор), которые
передаются на поддерживающую его конструкцию или воспринимаются
нижним (опорным) кольцом самого купола. Каменные (кирпичные) купола
могут опираться на цилиндрический постамент (барабан). Если куполом
завершается прямоугольная в плане ячейка здания, переход от квадрата
к круглому (или эллиптическому) основанию купола решается с помощью
специальных сводов - парусов или тромпов. Купольные перекрытия впервые
получили развитие в архитектуре Древнего Рима (в зданиях терм и
общественных зданий - базилик). Для римской архитектуры характерны
купола полусферические купола с кессонированной внутренней поверхностью.
В средние века разнообразные по конструкции купола использовались
главным образом в храмовой архитектуре. С осознанием роли купола
во внешнем облике здания изменяются и его наружные очертания относительно
внутренних; позже над ними появляются внешние оболочки (отличные
по очертаниям от собственно купола), обычно в виде криволинейного
покрытия по деревянным стропилам (ранний пример – собор Сан-Марко
в Венеции, IX-XI вв.). Купола с внешними оболочками, опирающиеся
на постаменты - барабаны, получили широкое распространение в русской
средневековой архитектуре (см. Глава), а также в зодчестве Средней
Азии. В эпоху Возрождения такие купола распространились в архитектуре
Западной Европы, подчас становясь доминантой городской застройки.
В архитектуре Возрождения получают распространение зонтичные купола
и римские кессонированные купола. Постройки Андреа Палладио (XVI
в.) послужили примером, следуя которому архитекторы вновь стали
использовать купола в светских зданиях; эта тенденция получила развитие
в XVIII в. Со второй половины XIX в. применяются купола с металлическим
каркасом и остеклением, купола из дерева и железобетона. В XX в.
с развитием монолитного и сборного железобетона, тонкостенных сводов-оболочек
и металлических конструкций резко увеличилось многообразие структур
и форм куполов: появились ребристые, ребристо-кольцевые, сетчатые,
с волнистой внутренней поверхностью, “геодезические” (образованные
из стандартных многоугольных элементов), сборные и другие купола.
Возникают новые типы куполов: из полимерных материалов, с двойной
надувной оболочкой и др.
КУБИЗМ: модернистское течение в искусстве 1-й половины ХХ
века, выдвинувшее на первый план формальные эксперименты - выявление
простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение
сложных форм на простые.
КУЛУАРЫ (от франц.couloir - коридор): помещения, преимущественно
в парламенте, театре, служащие для отдыха, неофициальных встреч,
обмена мнениями вне заседаний и т. п
КУРДОНЁР (фр. cour d'honneur - почётный двор): парадный двор
дворца, особняка или усадьбы, заключённый между главным фасадом
и симметрично расположенными выдвинутыми флигелями.
Курватура
(лат. curvatura – кривизна, округленность) – нарочитая, едва заметная
кривизна прямолинейных частей здания, применяемая для устранения
оптических искажений (при восприятии здания в ракурсе) и для усиления
пластической выразительности архитектуры. Курватура характерна главным
образом для ордерной архитектуры (см. Ордера архитектурные).
Курдонёр (франц. cour d`honneur – букв. – почетный двор)
– парадный двор дворца, усадьбы или особняка, образуемый главным
корпусом и выступающими по его сторонам боковыми крыльями (флигелями),
реже – колоннадой. От улицы, площади, дороги курдонёр обычно отделяется
сквозной оградой. Был широко распространен в европейской архитектуре
17 – нач. 19 вв. (в России – с нач. 18 в.). в современной архитектуре
иногда применяется как прием парадной пространственной композиции.
|