Табернакль
(от лат. tabernaculum - шатер):в католических храмах сооружение
для хранения предметов религиозного поклонения, богато украшенное
резьбой, скульптурными изображениями; в готических храмах башнеобразная
открытая пристройка (или архитектурно оформленная ниша) для размещения
статуй.
Тамбур (франц. tambour, букв. барабан; слово араб. происхождения)
– небольшая пристройка к зданиям и сооружениям перед наружными дверями
или проходное пространство за ними, служащее для защиты от холодного
воздуха и ветра.
ТЕХНИЦИЗМ: откровенное копирование машинной техники, агрегатных
узлов, турбин, колёсных и передаточных механизмов и т.п. Ему присущи
клёпаные соединения и перфорация металлических поверхностей.
Терем (от греч. teremnon – кров, жилище) – в древнерусской
архитектуре верхний жилой ярус хором больших жилых домов, сооружавшийся
над сенями, или отдельно стоящая высокая жилая постройка на подклете.
Термы (лат. thermae, от греч. qermoV – теплый, горячий) –
в Древнем Риме общественные бани, являющиеся также общественными
и спортивными сооружениями. Как тип зданий сложились ко 2 пол. 2
в. до н.э. Включали кроме горячей (кальдарий), теплой (тепидарий)
и холодной (фригидарий) бань вестибюль, раздевальни и другие помещения,
а также парильни, залы для занятий спортом, собраний и др., симметрично
располагавшиеся симметрично по сторонам главного зала. Огромные
внутренние помещения перекрывались мощными цилиндрическими и крестовыми
сводами и куполами и пышно украшались мозаиками, росписями, скульптурой
и т.д. Термы отапливались горячим воздухом по каналам, проложенным
под полами, в стенах; часто использовались термальные воды.
Тетраконх (от греч. tetra-, в сложных словах – четыре и конха,
от греч. konch - раковина) – в раннехристианском и средневековом
зодчестве тип центрического храма с четырехлепестковым планом: к
квадратному внутреннему подкупольному помещению примыкают четыре
полуциркульные в плане апсиды. Был особенно распространен на территории
Армении и Грузии.
Тимпан (греч. tumpanon) – треугольное поле фронтона; углубленная
часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого
очертания над окном или дверью. В тимпане часто помещают скульптуру,
живописные изображения, гербы и др.
Толос, фолос (греч. qoloV) – в древнегреческой рхитектуре
круглое в плане сооружение (святилище, гробница, памятник, музыкальный
зал).
Тор, торус (от лат. torus – выпуклость, валик) – вал, один
из классических древнегреческих обломов архитектурных. Тор строится
по дугам окружности или более сложным кривым.
Тосканский ордер – упрощенный вариант дорического ордера.
Возник в Древнем Риме на рубеже 1 в. до н.э. – 1 в. н.э. Имеет колонну
с базой, но без каннелюр и гладкий фриз.
ТОКОНОМА: одна из ниш в стене японского дома, пустая с приподнятым
полом. В торжества её пространство украшалось свитками, вазами для
цветов и бронзовыми статуэтками святых.
ТОНЕТ Михэль (ТHONET), 1796-1871: австрийский мебельщик.
Возродил старинный метод и разработал промышленную технологию изготовления
деталей небольшого сечения из гнутого под паром, в основном букового
дерева. В середине 19 века основал в Вене фабрику по массовому производству
гнутой мебели. Запатентовал ряд промышленных технологий по созданию
клееных композиций из дерева, выгибанию многослойных и массивных
деталей, получению плоскорельефного орнамента. Рациональная форма,
прос-тая конструкция, несложная технология, низкие цены сделали
"венскую" мебель невероятно популярной. В 1860 году начали
производить кресло-качалку. Тип одного из фирменных стульев (1853)
к 1903 го-ду был тиражирован в 45 млн. зкземпляров. В 1930-е годы
фирма ТОНЕТ наладила производство мебели на основе трубчатой стали.
ТОНЕТ #14: стул стульев. Производится фирмой ТОНЕТ с 1819 года по
сей день.
Травея (от франц. travee – пролет) – в романской и готической
архитектуре прямоугольная в плане пространственная ячейка нефа,
ограниченная по углам четырьмя устоями, несущими крестовый или сомкнутый
свод. Готическое здание представляет собой систему травей.
Трансепт
(позднелат. transeptum, от лат. trans – за и septum – ограда) –
в европейской церковной архитектуре поперечный неф или несколько
нефов в базиликальных (см. базилика) или крестообразных в плане
зданиях. Возник в раннехристианских храмах, когда усложнение литургии
потребовало увеличить пространство перед алтарем и апсидой. Переход
от продольных нефов к трансепту оформлялся подпружными арками средокрестия.
Триглиф (греч. tri-glufoV, tri-glufon , от tri- в сложных
словах – три и glufw - режу) – прямоугольная, несколько вытянутая
по вертикали плита с несколькими желобками. Чередуясь с плитами-метопами,
триглифы образуют фриз в дорическом ордере. Размещаются по осям
колонн и интерколумниев и на концах фриза на углах здания. Триглифы
воспроизводят в камне торцы балок первоначального деревянного перекрытия.
ТРАДИЦИОННЫЙ стиль (TRADITIONAL): Состоящий из многих отдельных
стилей. Ньюансы сочетания отдельных предметов всегда имеют «историческую»
принадлежность. Среда, ориентированная на буржуазный порядок жизни,
без особых стилевых претензий. Colonial, Chippendale, Queen Anne
и Early American можно рассматривать как Традиционные стили.
ТРАНСАВАНГАРД: предавангардное состояние художественной культуры,
возрождённое в гипертрофированных формах. Ориентация на ценности
"нового консерватизма". Ему присущи гипернатуралтизм и
жизнеподобность.
Триклиний (лат. triclinium) – в древнеримской архитектуре
помещение для трапезы. Триклиниями называются также ложа, которые
в Древнем Риме устанавливались вокруг обеденного стола, образуя
форму подковы.
Трифорий
(позднелат. triforium, от лат. tri-, в сложных словах – три и foris
– дверь, вход):трехчастный арочный проем с трехлопастным завершением;
аркада во втором ярусе центрального нефа романских и готических
базиликальных храмов, состоящая из ряда трифориев. Облегчая стены,
усиливает их конструкцию, имеет и декоративное значение;
узкая галерея, расположенная за аркадой или парапетом над сводами
и под скатом крыши боковых нефов, а иногда и в обходе хора готического
храма.
Тромпы (франц. trompe, от древневерхненем. trumba – труба)
– иреугольная нишеобразная сводчатая конструкция в форме части конуса,
половины или четверти сферического купола. Тромпы служат для перехода
от нижней, квадратной в плане части здания к верхней, круглой или
многоугольной в плане (к куполу или его барабану). Иногда тромпы
служат опорной конструкцией для угловых куполов, эркеров. Тромпы
были распространены в средневековой архитектуре Византии, Передней
и Средней Азии, Закавказья и Европы (в русском зодчестве – преимущественно
в 17 в.).
|