ААЛТО
Алвар (AALTO Hugo Alvar Henrik), 1898-1976: Финский архитектор
и дизайнер, основатель (1935) компании мебельного дизайна АRТЕК,
золотой медалист Королевского института британских архитекторов
(1957).
АБАКА: верхняя плита капители колонны; в мебели - венчающая
часть колонны, которая принимает на себя тяжесть карниза.
АЗИАТСКИЙ СТИЛЬ (он же - "Зен" или "Дальний
Восток"): основные черты - порядок, равновесие, ясность и простота.
Книга архитектора-декоратора Келли Хоппен "Восток встречает
Запад" и интерес к фенг шуи сделали этот стиль популярным в
последнее время. Текстура, нейтральная палитра и акцент на понятии
дома, как святилища - все это важно. Это точно стиль "меньше
- это больше".
АВАНГАРДИЗМ (фр. Avantgarde - передний край, передовой отряд):
общее название ряда течений в искусстве ХХ века, демонстративно
порывающих с установившимися художественными традициями (кубизм,
абстракционизм и др.)
АВАНТУРИНОВОЕ СТЕКЛО: особый род стекла, изобретенный муранскими
мастерами в начале XVII века. На отшлифованной поверхности – бесчисленное
множество блестящих точек, производящих особенных световой эффект.
Эти мерцающие точки на желтовато-коричневом стекле получаются путем
прибавления к стеклянной массе меди, которая при остывании стекла
кристаллизуется. Изобретение авантуринового стекла приписывается
династиии Миотти, долгие годы хранившей тайну его изготовления.
АГАТОВОЕ СТЕКЛО: стекло, состоящее из различно расположенных
и различно окрашенных слоев, составляющих узоры, подобные агату.
Агатовое стекло представляет большое разнообразие окраски и узора.
Как известно, в минералогии агат составляет одну группу с халцедоном
и яшмой. Поэтому в старых итальянских трактатах можно встретить
также наименования яшмового и халцедонового стекла.
АД ХОК ОФИС (АD НОС ОFFІСЕ): программа мебельных составляющих
для монтажа мобильного офиса дизайнеров Антонио ЧИТТЕРИО (Аntonіо
СІТТЕRIО) й Глена Оливера ЛОУ(Glen Oliver LOW).
"АДЕЛЬФИ": название фирмы, основанной английским
архитектором Р. Адамом (1728 -1792) и его братом Дж. Адамом и занимавшаяся
вопросами интерьера.
АКАНТ (греч.): южное травянистое растение с большими зубчатими
листьями, собранными в виде розеток. Особенно характерен для античной
орнаментики. В средневековье и в новое время этот злемент орнаментики
видоизменялся.
Акведук (лат. Aquaeductus, от aqua – вода и duco – веду)
– водовод (канал, труба) для подачи воды к населенным пунктам, оросительным
и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников.
Акведуком называют также часть водовода в виде арочного моста над
оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы
являются несущими пролетными конструкциями.
Акротерий (греч. akrwthrion) – скульптурное украшение (статуя,
пальметта и др.), помещаемое над углами фронтона (или над тимпаном
портала, закомары, и т.д.)
АКЕРБЛОМ: шведский врач, усовершенствовавший линию спинки
стула в соответствии с анатомо-физиологическими требованиями. Его
принцип получил распространение во всем мире.
АЛЛЕГОРИЯ: условное изображение абстрактного понятия (добродетели,
искусства и т.д.) через конкретные образы.
АЛМАЗНАЯ ГРАНЬ: злементы декора, имеющие форму кусочков драгоценных
камней, распространены главним образом в мебели ренессанса.
A'LA GREQUE: по греческому образцу. Направление в классицизме
в конце XVIII в.
АМПИР (фр. Empire - империя): стиль позднего КЛАССИЦИЗМА (1-я треть
XIX в.). Характерны массивные лапидарные, подчёркнуто монументальные,
формы; богатый (часто экзотический) декор; опора на художественное
наследие императорского Рима. Стиль сложился в период правления
Наполеона I Бонапарта.
Амфипростиль (греч. amfiprostulos, от amfi - с обеих сторон,
и prostulos - имеющий колонны с передней стороны) - тип древнегреческого
храма, прямоугольного в плане и имеющего колонные портики на торцовых
фасадах; продольные стены амфипростиля сооружались из гладких каменных
блоков и не имели декора.
Ансамбль (франц. Ensemble – совокупность, стройное целое)
- группа построек, объединенная художественно, функционально или
исторически, которая также может включать элементы природного ландшафта.
Постоение ансамбля может подчиняться художественным принципам, свойственным
периоду его возникновения, быть определено взглядами архитекторов
или заказчиков, а также историей его возникновения.
Антаблемент (франц. Entablement, от table – стол, доска)
- верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах,
- составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент
членится на несущую часть – архитрав, на опирающийся на него фриз
и венчающую часть – карниз. Встречается неполный антаблемент (без
фриза). Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия
и в своих формах отражает его структуру.
Антефикс (лат. Antefix, от ante – спереди и fixus – прикрепленный)
- украшение из мрамора или терракоты (в виде пальметты или щита
с рельефом). Обычно помещалось по краям кровли вдоль продольной
стороны античного храма.
Анты (лат. Antae) – выступы продольных стен здания, ограждающие
вход. Наиболее часто встречаются в древнегреческих храмах, тип которых
получил название “храм в антах”.
Анфилада (франц. Enfilade, от enfiler – нанизывать на нитку)
– ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные
проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную перспективу
интерьера.
"АНГЛИЙСКАЯ ДЕРЕВНЯ": элегантный хотя и уютный
стиль, соединяющий новые и старые элементы. Ткань, особенно вощеный
ситец, часто преобладает, мебель удобная и мягкая и аксессуары везде
- книги, свечи, цветы, лампы и старинные вещи. Современные интерпретации
этого стиля чище и нейтральнее - например стиль Shabby Chic.
АНГЛИЙСКИЙ СТИЛЬ: это кабинеты, отделанные темными дубовыми
или ореховыми панелями, зеленым сукном. Такой кабинет обязательно
включает в себя солидный рабочий стол и обширную библиотеку. Излюбленный
декор - вертикальная полоска, которая используется в обивке мебели,
оформлении стен и др. Английский стиль выражается в наше время как
в прямом копировании его исторических разновидностей (викторианский
стиль, Чиппендель, Шератон), так и эклектическом решении. Эклектическое
направление органично включает в себя дух и черты различных эпох.
Мебель в английском стиле собирается из массива, который подвергается
минимальной поверхностной обработке: натирается воском, либо лакируется.
Это позволяет показать текстуру древесины во всей красе.
АНГОБ (фр. Engobe) Роспись цветной глиной по керамике.
АНТИК: произведение античной скульптуры или ее фрагмент восходящий
к греко-римской древности; в широком смысле - обычно всякого рода
предметы, носящие отпечаток старины; редкости.
АНТРОПОМЕТРИЯ - один из разделов антропологии, изучающий
размерные характеристики строения, основных движений и поз человеческого
тела. Антропометрия устанавливает усредненные величины для людей
разного пола, возраста, этнической принадлежности и географического
региона. Данные антропометрии используются при проектировании, чтобы
обеспечить соразмерность объектов человеку, а в результате - удобство
пользования и комфорт.
АНФИЛАДА (фр. еnfilade, от enfiler - нанизывать на нить):
ряд сообщающихся помещений, дверные проёмы которых находятся на
одной оси. Характерно для барокко и классицизма.
АНХ: крест с петлей и верхней час-ти; в Древнем Египте знак
жизни.
АПАДАНА: парадный зал в царских дворцах Лхеменидского Ирана,
многоколонный, с плоским деревянным потолком и большим количеством
окон.
Апсида, абсида (от греч. Hapsis, род. падеж hapsidos – свод)
– расположеннй в восточной части христианского храма алтарный выступ,
полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый конхой
или сомкнутым полусводом. Апсиды впервые появились в древнеримских
базиликах, термах, храмах.
Арка (от лат. Arcus – дуга, изгиб) – криволинейное перекрытие
проема в стене или пространства между двумя опорами. В зависимости
от размера пролета, нагрузки и назначения арки выполняются из камня,
железобетона, металла и дерева. Арки впервые появились в архитектуре
Древнего Востока, получили широкое распространение в архитектуре
Древнего Рима.
АРАБЕСКА: насыщенный и сложный орнамент, основанный на прихотливом
переплетений геометрических и стилизованных растительних мотивов,
порой включающий и надпись. Получил развитие в пластических искусствах
арабских стран, распространен в испанско-арабско-мавританском искусстве.
В искусствоведении многих стран Европы этот термин имеет и более
узкое значение: орнамент лишь из стилизованных растительных мотивов
(в противоположность т. н. мореске-орнаменту из геометрических мотивов).
АРКАТУРА, АРКАТУРНЫЙ ФРИЗ: ряд декоративных арок на фасаде
здания или на стенах внутри.
АРЛЕКИН (англ, Наrlequin) Мебель с секретом, внешний вид
которой не соответствует функции (например, умывальник, скрытый
в туалетном столике).
АРМУАР: шкаф, отлатинского слова "аrmarium", шкаф
для оружия, позднее также платяной или книжный шкаф.
АРТ ДЕКО (1920-1940): направление, геометрический стиль в
архитектуре и домашней мебели, популярный в 20-х, 30-х годах 20
века. Характеные подчеркнуто геометрические, закругленные, "струящиеся"
фасады, деревянная мебель с хромированными ручками и др. деталями,
стеклянные столешницы. Арт деко использует кленовый массив, ясень,
розовое дерево, древесину мадроньи. У стиля деко масса источников:
рисунки кубистов, искусство американских индейцев, современный автомобильный
и авиационный дизайн. Колоритный район Деко в Майами Бич один из
лучших современных примеров этого стиля.
АРТ-НУВО (ART NOUVEAU): Стиль, развивишияся во Франции и
Европе в конце 19-го века; с декоративными плавными линиями. Природа
является источником вдохновения, поэтому для стиля так характерны
темы цветов, листьев, птиц и насекомых. Природные мотивы часто являются
сказочными и асимметричными. Для этого стиля также характерны изображения
женщин с длинными прямыми волосами и в длинных платьях. Примеры
стиля NOUVEAU: Художники Тулуз-Лотрек и Эрт, ювелир Рен Лалк, архитектор
Чарльз Р. Макинтош, и дизайнер по стеклу Луи К. Тиффани.
"АРТ ЭНД КРАФТ" (аrt and craft): также называемый
Миссионерским, этот стиль продержался от конца 19 века до 20-х годов
20-го и провозглашал чистоту простых линий, прямоугольную и часто
блочную форму, видимые соединения и швы. Превозносится подлинность
конструкции. Arts-n-Crafts фактически был первым стилем, соединившим
промышленное производство с мастерством ручной работы. Некоторые
вещи этого периода, благодаря известным именам - Стикли, Ройкрофт,
Лимберт и Франк Ллойд Райт, являются коллекционными экземплярами,
но многие предметы доступны по цене. "Видимая тяжесть"
этих вещей уравновешивается при комбинировании их с другими стилями.
АРТЕФАКТ - термин из археологии, используется для того, чтобы
подчеркнуть отличие предмета, изготовленного человеком от объекта
природы.
АРХАИЧЕСКИЙ: древний, свойственный старине; в греческом искусстве
- период до средины Vв. до н. з. АРХАИЧНЫЙ - отзывающийся стариной,
устарелый.
АРХИТЕКТОНИКА: структурные закономерности, присущие конструкции
здания, скульптуры, объемным произведениям декоративно-прикладного
искусства. Пропорции, цветовой строй, соотношение главных и второстепенных
элементов.
АРХИВОЛЬТ: профильный арочный карниз, обрамляющий арку.
АСАМБЛЯЖ (фр. asemblage): свободная композиция из различных
элементов или накопление материала в свободных комбинациях. Противоположность
ансамблю подразумевает понимание пространства как средовой целостности
фрагментов.
АТРИЙ, АТРИУМ (ater - чёрний): главное помещение раннегреческих
и римских жилых домов с очагом, от дыма которого помещение становилось
черным. Позднее - вестибюль без крыши в римском доме (см. ГРЕКО-РИМСКИЙ
ДОМ).
АТТИК: стенка над венчающим сооружение карнизом: часто бываег
украшена рельефами и надписями.
АЭРО-СТИЛЬ: разновидность декоративного оформления предметов
обихода (например, кресло в очертаниях автомобиля). Берет начало
от формальних решений международного азропорта им. Кеннеди в Нью-Иорке
и аэровокзала им. Даллеса в Вашингтоне, построенных по проектам
Ээро Сааринена в 1962 году.
|