А  Б  В  Г  Д  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э

Галерея (франц. galerie, от итал. galleria):длинное крытое светлое помещение, в котором одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающее к стене здания
удлиненный зал со сплошным рядом больших окон на одной из продольных стен
верхний ярус зрительного зала (т.н. галерка)
название художественных музеев, преимущественно картинных галерей.
Гипостиль, гипостильный зал (от греч. upostuloV, от upo – “под” и stuloV - колонна, т.е. – поддерживаемый колоннами) – в архитектуре Древнего Востока (Египет, Иран) большой зал храма или дворца с многочисленными, регулярно поставленными колоннами.
ГАЛОГЕНОВОЕ ОСВЕЩЕНИЕ: галогеновые лампы при меньшем расходе электроэнергии освещают большую площадь и более ярким светом, чем обычные лампы накаливания.
ГАМАК: подвесное полотнище для сидения-лежания.
ГАМБС Генрих (НАМВS), 1765-1831: петербургский мебельщик. Виработал особый строгий тип корпусной мебели, славился високим качеством отделки. "Гарнитур от Гамбса" получил своебразную нарицательную известность после выхода в свет романа Ильфа и Петрова "12 стульев".
ГАРНИТУР: полный комплект предметов (мебели, инструментов, утвари, белья и пр.) одинакового образца или служащих одной цели.

ГЕОМЕТРИКА (ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ): ранняя стадия развития дреннсгреческого искусства (IX- VIII вв. до и. э.), когда в росписях преобладал геометрический орнамент с четкими, логическими формами основных декоративных элементов (ромб, квадрат, прямоугольник, крут, зигзаг, линия). В широком смысле - стиль украшения изделий из керамики и металла (паз и статуэток) геометрическим орнаментом, а также гсометризованными фигурками людей и животных.
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА: примитивное украшение поверхности. Геометрический рисунок клинообразными линиями вырезается в дереве. В прекрасном исполнении встречается на сундуках раннего средневековья; применяется и в наше время для украшения крестьянской мебели.
ГЕРИДОН: столик или декоративная подставка, покоящиеся на ножке-колонне.
ГЕРМА: короткая, сужающаяся к низу четырёхугольная колонна, завершающаяся бюстом. Начиная с реннесанса, особенно же - в стиле барокко, часто употреблявшийся элемент украшения шкафов.
ГИРЛЯНДА: волнообразное украшение на зданиях или мебельных изделиях, составленное из листьев, цветов, фруктов и лент.

Гирька – фигурная деталь главным образом в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой декоративным арочкам, обычно расположенным под объединяющей их большой аркой. Гирька широко использовалась в русской архитектуре XVI-XVII вв. в декоре ворот, крылец, оконных проемов.
Глава, главка – наружное декоративное завершение барабана. Главы бывают шлемовидными, грушевидными, луковичными, зонтичными, конусовидными и др. Придают верхней части архитектурного сооружения характерный силуэт и большую живописность, которая усиливается позолотой раскраской, а также фактурой кроющих материалов (черепица, лемех, фигурное железо и др.).
ГЛАЗУРЬ, полива: стекловидное покрытие керамики.
ГЛОБАЛ: характерный элемент для множества стилей включающих влияние иностранных и экзотических мест. Что-то равнозначное Экзотическому или Этническому стилям, часто это элементы из Африки, Полинезии, Индии и Азии. Стили Глобал часто включают искусство первобытных племен и ритуальные предметы, шкуры животных, декоративную черепицу, металл ручной обработки, растительные материалы такие как рафия, водоросли, водяной гиацинт и бамбук. Влияние северной Африки, Тибета и Турции выигрывает в популярности.
ГОБЕЛЕН: декоративные ткани высокой художественной ценности, вырабатываемые ручным способом: тканые картины, драпировки и т. д. Название происходит от фамилии семьи парижских красильщиков Gobelin, которые прославили королевскую мануфактуру. Разница между ЖАККАРДОМ и гобеленом несущественная. Единственное отличие, это то, что в жаккарде используют около 10 различных цветов нити, а в гобелене значительно больше и, как правило, он делается из более толстой и дорогостоящей нити (100%-хлопок).
ГОРЕЛЬЕФ: высокий рельеф.
ГОТИКА (итал. Gotico): стиль сер. XII - нач. XVI вв., преимущественно культового религиозного направления. Подчеркнутая вертикальность, стрельчатые арки, химеры и крестоцветы. В мебели - сильное влияние архитектуры готических соборов (см. также НЕОГОТИКА).
ГОТИЧЕСКАЯ СКАМЬЯ: скамья с переметом, доска спинки откидывается таким образом, чтобы дать возможность сидеть с обеих сторон; ставилась главним образом перед камином.

Город-сад – небольшой город с разреженной застройкой, обилием открытых озелененных пространств и ограниченным числом жителей (30-35 тыс.), которым обеспечиваются как удобства городской жизни, так и связь с природой. Тип города-сада возник в нач. XX в. как попытка избавиться от социальных противоречий капиталистических городов. Основные принципы организации города-сада изложены в трудах английского социолога и архитектора Э. Хоуарда. Первый город-сад – Лечуорт – был заложен в 1902 г. в 55 км от Лондона. Получив затем широкое распространение, города-сады строились в Германии, Франции, Испании, Италии, Чехословакии, Австрии и др. странах. Попытка построить город-сад была предпринята в 1910-х гг. в России, в 40 км от Москвы в Кратове (арх. В.Н. Семенов).
Город-спутник – город или поселок городского типа, развивающийся близ крупного города и входящий вместе с ним в единую систему группового расселения. Город-спутник обеспечивает жителям трудовую занятость и социально-бытовое обслуживание на месте, а также культурную связь с крупным городом. В соответствии с функциями различают несколько типов городов-спутников: промышленные, промышленно-транспортные, курортные, жилые (т.н. “спальные” районы).
Гостиный двор – в русских городах комплекс для торговли и хранения товаров. В XVI-XVII вв. гостиный двор – обычно прямоугольная площадь, обнесенная каменной и деревянной стеной с башнями и проездными воротами. По внутреннем периметру стен пристраивались торговые и складские помещения (обычно 2-х этажные), объединенные открытыми галереями. С XVIII в. гостиные дворы стали строиться с открытыми на улицу аркадами и колоннадами, во многом определяя архитектурный облик центра среднерусских городов (Владимир, Кострома, Калуга, Ярославль).
Гридница – в Киевской Руси большое помещение для рядовых дружинников (гридей) в княжеском дворце. Использовалось также для праздничных пиров. Иногда гридница была отдельным сооружением.
ГРАВИРОВАННОЕ СТЕКЛО: было известно уже в начале XVI века. Сначала венецианцы гравировали стекло алмазом механическим способом. Позднее был изобретен химический способ гравирования.
ГРАНАТОВЬІЙ УЗОР: узор на тяжелых шелковых и бархатных плательных и обивочных тканях, созданный по восточным образцам в XV в. в Италии; позднее получил распространение во всей Европе.
ГРЕЙ, Эйлин (Eileen Gray), (1878-1976): французский дизайнер, одна из первых начала делать мебель из металлических трубок, создала знаменитый столик Е 1027.
ГРЕКО-РИМСКИЙ ДОМ , план: жилые помещения расположенные вокруг атрия и перистиля симметрично по обе стороны главной оси.
ГРИЗАЙЛЬ (фр. Grisaillе): декоративная живопись одного тона (серого или коричневого) - имитация рельефа.
ГРОПИУС Вальтер (GROPIUS), 1883-1969: немецкий архитектор и теоретик архитектуры, один из отцов функционализма. В 1918 году возглавил школы прикладного и изобразительного искусства в Веймаре, объединив их в 1919 году под названием "Государственньїй Баухауз". После змиграции из нацистской Германии работал в Великобритании и США.
ГРОТЕСК: орнамент, включающий в причудливых, фантастических сочетаниях изобразительные и декоративные мотивы (растительные й звериные формы, фигурки людей, архитектурные детали и пр.). Получил распространение в античном искусстве и со времен ренессанса повторялся во всех стилях.
ГРУНТОВКИ: материалы, образующие нижние слои лакокрасочных покрытий. Основное назначение - создание надёжного сцепления верхних слоёв покрытия с лакокрасочной поверхностью.
ГРЭНЖ (англ. greinge - амбар): подчёркнутая естественность и рукотворность пространства, в котором акцентируется фактура (качество, степень обработки) и текстура материалов. Необработанные кирпичные стены, кованый или гнутый металл, домотканное полотно и т.п.

Гробница – архитектурное сооружение или саркофаг, вмещающее тело умершего и увековечивающее его память. Примерами гробниц могут служить египетские пирамиды, мастабы, крито-микенские купольные гробницы толосы, скальные гробницы Индии, Передней Азии и этрусков, монументальные мавзолеи Древней Греции и Рима, купольные гробницы Индии, богато украшенные скульптурой сооружения Китая и Кореи. В Западной Европе гробницы помещались внутри церквей.
Грот (франц. grotte, от итал. grotta) – тип паркового помещения или павильона, кладка или отделка которого (ракушки, туф, морские камни) имитируют естественную пещеру. Гроты были широко распространены в европейской садово-парковой архитектуре XVII-XVIII вв. (в России – с XVIII в.).
Гульбище – в древнерусской архитектуре наружная терраса или галерея, окружающая здание на уровне перекрытий подклета. Были распространены в культовой архитектуре XVI-XVII вв., иногда встречались в светских постройках.
Гурт (нем. gurt, букв. пояс, подпруга):профилированные горизонтальные и вертикальные тяги на фасаде и в интерьере
в готической архитектуре арка из тесаных клинчатых камней, укрепляющая ребра крестового свода, выполненного из мелких камней. См также Нервюра.
Гусек – архитектурный облом, представляющий собой сочетание двух дуг: в прямом гуське – верхней вогнутой и нижней выпуклой, в обратном гуське – наоборот.
Гутты (от лат. gutta - капля; другое название - регулы) – украшения в виде маленьких усеченных конусов или цилиндров под триглифами (либо над ними) и метопами в постройках дорического ордера, или на нижней плоскости мутул.
ГЭРИ Фрэнк О. (GEНRY), р. 1929: архитектор и дизайнер. Отец деконструктивизма. Автор здания ВИТРА ДИЗАЙН МУЗЕЯ.

Hosted by uCoz