А  Б  В  Г  Д  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э

База (греч. Basis – подставка, основание) – основание, подножие колонны или столба. Базы различаются по высоте и профилю (см. ордера архитектурные, обломы архитектурные). Особенно разнообразны готические базы, отличающиеся сложностью рисунка.
Базилика (греч. Basilike – царский дом; в Афинах – портик, где заседал архонт-базилевс) - вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (преимущественно нечетное количество) частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия. Средний неф всегда выше боковых, так что верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов. Первые христианские базилики имели деревянное открытое строительное перекрытие, которое позднее сменилось каменным сводчатым.
Балюстрада (франц. balustrade) – ограждение (обычно невысокое) лестниц, террас, балконов и т.д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами.
БАГЕТ (фр. Вaguette): резная или окрашенная планка для рам и карнизов, профилированное обрамление проема
БАРЕЛЬЕФ: скульптурное изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью фона; вид рельефа.
БАНКЕТКА (фр. Ваnquet): легкая продолговатая лавка без спинки и подлокотников, с мягкой обивкой, первоначально для бальных залов и помещений для отдыха.
БАРЕЛЬЕФ: плоский рельеф.
БАРОККО (итальян. bагоссо-вычурный): название стиля кон. XVI - сер. XVIII вв., происходящее от характерного мотива раковины. Сложился в эпоху зрелого абсолютизма. Характерно стремление к величию и пышности. Криволинейный, гиперпластичный и обильнодекоративный. Грузное сочетание архитектуры с живописью и скульптурой.
БАРТОЛИ, Карло (род. в 1931г.): итальянский дизайнер мебели для сидения (известные марки "Gaia", "Breeze").
БАТИК (малайск.): техника росписи, а также украшенная ею многоцветная ткань. Б. основана на сочетании рисунка, наносимого на ткань непроницаемым для краски составом (при "горячем Б." разогретый воск, при "холодном Б." резиновый клей), с последующим окрашиванием ткани в баке или тампонами. Другие цвета наносятся повторным окрашиванием ткани после снятия частей воскового рисунка. "Горячий Б." издавна известен у народов Индонезии (в особенности на острове Ява), Индии и др. Основные тона индонезийского Б. - индиго-синий и коричневый; традиционный орнамент весьма разнообразен и часто имеет символическое значение. В Европе Б. начали применять в декоративных тканях с начала 20 в. В советском искусстве роспись Б. получила распространение с начала 1930-х гг. (главным образом шёлковые косынки, платки, кашне и т.п., позднее - декоративные панно).
БАУХАУЗ: основанная в 1919 году школа, оказавшая существенное влияние на развитие промдизайна. Дала миру Людвига МИС ван дер РОЭ, Марселя БРЕЕРА, МартаСТАМА. Основанные на популярной сейчас философии "форма определяется функцией", формы Баухаус были простыми, светлыми, без лишних украшений. Популярные материалы включают в себя трубчатую сталь, фанеру, кожу и пластик. Палитра обычно ограничена черным, белым, коричневым и серым.
Балясины – невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т.д.
Баптистерий, крещальня (греч. baptsthrion – купель, от греч. baptizw - погружаю) – помещение для совершения обряда крещения. В западноевропейских странах баптистерий – часто отдельное сооружение, круглое или многогранное в плане, завершенное куполом. Внутри баптистерии украшались мозаикой, скульптурой; посредине находилась купель для крещения.
Барабан – цилиндрическое или многоранное основание купола (в русской архитектуре XVII в. иногда - декоративной луковичной главы), обычно прорезанное окнами.
Балдахин (итал. baldacchino, букв. – шелковая ткань из Багдада) – нарядный церемониальный навес над троном, парадным ложем, церковным алтарем; первоначально матерчатый, позднее – из камня, дерева, металла (Балдахин в соборе св. Петра в Риме, XVII в., арх. Л. Бернини). В русском зодчестве известен с XI в. (см. сень и киворий).
Башня – сооружение, высота которого намного больше его горизонтальных размеров (диаметра, стороны основания). Первоначально строились для целей обороны (сторожевые вышки, башни замков – донжоны). Применяются в культовом зодчестве (колокольни, минареты), в гражданской архитектуре (маяки, административные здания), а также в качестве инженерных сооружений (водонапорные, радио- и теле- башни) и др. Возвышаясь над окружающей застройкой, выразительные и динамичные по композиции, башни часто играют роль основной высотной доминанты архитектурного ансамбля.
Бельведер (итал. Belvedere, букв. – прекрасный вид):надстройка над зданием, обычно круглая в плане;
павильон, беседка на возвышенном месте; название некоторых дворцов, расположенных в живописном природном окружении (например, в Ватикане). БЕРЖЕР (фр. Вergere): уютное мягкое кресло с широкой спинкой, переходящей в подлокотни-ки и дополнительной подушкой на низком сиденье.
БЕГУНКИ: составная часть вертикальных жалюзи, необходимая для передвижения, а также для поворота ламелей.
БЕЛЬГИЙСКИЙ ВЕЛЮР: вековые традиции производства, нежность и надежность фактуры, десятки великолепных дизайнов и сотни оттенков делают эту ткань привлекательной для истинных ценителей домашнего уюта. Долговечность велюра, подкрепленная использованием передовых технологий, позволит мебели их него украсить ваш интерьер на долгие годы, снизит усталость после трудного дня
БИДЕРМЕЙЕР (нем. Віеdermeіеr): Стиль декоративного искусства и интерьера, распространенньїй в 1815-1848 гг, в Германии, Австрии, Чехии и Венгрии, выражение мещанской (городской) культуры. В мебели - упрощенная версия ампир и английской мебели 18 века, приспособленная к малым помещениям и решённая в духе интимности и домашнего уюта. Основные черты - простота и практичность. подробнее
БИТ-ХИЛАНИ: в древней Передней Азии здание с комплексом галереи, параллельных главному фасаду.
Блокированные дома – тип малоэтажного жилого дома, обычно состоящего из нескольких расположенных в ряд квартир, с изолированными входами в каждую квартиру и приквартирными земельными участками.
БЛАТ: крышка, стационарная или подвижная горизонтальная деталь.
БОКС (англ. Вох): изолированная часть помещения.
БОНСАИ (японск. "дерево, растущее на подносе"): декоративное дерево карликовых размеров, достигнутое с помощью определённой техники выращивания и растущее в специальном контейнере. Искусство бонсаи возникло в Китае, но особого мастерства достигло в Японии.
БОРДЮР (фр. Воrdurе) Декоративное обрамление, контур.
БРА (фр. Вras) Стенной светильник. 
БРЕЙЕР или БРОЙЕР Марсель Лайош (ВREUER), 1902-1981: американский архитектор и дизайнер, лидер функционализма. Учился и работал в Баухаузе. В 1925 году изобрел мебель из стальных трубок, которая впоследствии определила стилистику конторской мебели во всем мире.
БРИТАНСКИЙ КОЛОНИАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: со своей небрежной элегантностью этот стиль стал очень популярным. В то время как дерево может быть темным, общее ощущение светлое и воздушное благодаря обилию свободного пространства и светлым тканям и стенам. Мебель как оригинальная так и воспроизведенная тщательно вырезанная и временами массивная, но остальные элементы как правило простые и светлые. Тропические аксессуары выделяются на фоне земляных приглушенных тонов.
БУДУАР (фр. Вoudoirе) Небольшая изящно оформленная и так же обставленная дамская комната для неофициальных приемов.
БУЛЬ (Boulle) Андре Шарль (1642-1732), мастер мебельного искусства. С 1672 придворный мастер Людовика XIV. Широко применял эбеновое дерево, слоновую кость, черепаховый панцирь, бронзу и олово. Создал технику маркетри. После его смерти мастерская перешла к четырем его сыновьям и мебель наследников эволюционировала от классического барокко к рококо. В настоящее время мебель Буля и его наследников хранится в Лувре, Версале, Фонтенбло, в парижском музее Клюни.
БУСЫ (греч. astragalos): тонкая полоска, состоящая из шаров и продолговатых элементов; в мебели применяется, как декоративный элемент профилей, особенно в итальянском ренессансе.
БУТАФОРИЯ : имитация настоящего предмета.

Hosted by uCoz