А  Б  В  Г  Д  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э

ААЛТО Алвар (AALTO Hugo Alvar Henrik), 1898-1976: Финский архитектор и дизайнер, основатель (1935) компании мебельного дизайна АRТЕК, золотой медалист Королевского института британских архитекторов (1957).
АБАКА: верхняя плита капители колонны; в мебели - венчающая часть колонны, которая принимает на себя тяжесть карниза.
АЗИАТСКИЙ СТИЛЬ (он же - "Зен" или "Дальний Восток"): основные черты - порядок, равновесие, ясность и простота. Книга архитектора-декоратора Келли Хоппен "Восток встречает Запад" и интерес к фенг шуи сделали этот стиль популярным в последнее время. Текстура, нейтральная палитра и акцент на понятии дома, как святилища - все это важно. Это точно стиль "меньше - это больше".
АВАНГАРДИЗМ (фр. Avantgarde - передний край, передовой отряд): общее название ряда течений в искусстве ХХ века, демонстративно порывающих с установившимися художественными традициями (кубизм, абстракционизм и др.)
АВАНТУРИНОВОЕ СТЕКЛО: особый род стекла, изобретенный муранскими мастерами в начале XVII века. На отшлифованной поверхности – бесчисленное множество блестящих точек, производящих особенных световой эффект. Эти мерцающие точки на желтовато-коричневом стекле получаются путем прибавления к стеклянной массе меди, которая при остывании стекла кристаллизуется. Изобретение авантуринового стекла приписывается династиии Миотти, долгие годы хранившей тайну его изготовления.
АГАТОВОЕ СТЕКЛО: стекло, состоящее из различно расположенных и различно окрашенных слоев, составляющих узоры, подобные агату. Агатовое стекло представляет большое разнообразие окраски и узора. Как известно, в минералогии агат составляет одну группу с халцедоном и яшмой. Поэтому в старых итальянских трактатах можно встретить также наименования яшмового и халцедонового стекла.
АД ХОК ОФИС (АD НОС ОFFІСЕ): программа мебельных составляющих для монтажа мобильного офиса дизайнеров Антонио ЧИТТЕРИО (Аntonіо СІТТЕRIО) й Глена Оливера ЛОУ(Glen Oliver LOW).
"АДЕЛЬФИ": название фирмы, основанной английским архитектором Р. Адамом (1728 -1792) и его братом Дж. Адамом и занимавшаяся вопросами интерьера.
АКАНТ (греч.): южное травянистое растение с большими зубчатими листьями, собранными в виде розеток. Особенно характерен для античной орнаментики. В средневековье и в новое время этот злемент орнаментики видоизменялся.
Акведук (лат. Aquaeductus, от aqua – вода и duco – веду) – водовод (канал, труба) для подачи воды к населенным пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Акведуком называют также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролетными конструкциями.
Акротерий (греч. akrwthrion) – скульптурное украшение (статуя, пальметта и др.), помещаемое над углами фронтона (или над тимпаном портала, закомары, и т.д.)
АКЕРБЛОМ: шведский врач, усовершенствовавший линию спинки стула в соответствии с анатомо-физиологическими требованиями. Его принцип получил распространение во всем мире.
АЛЛЕГОРИЯ: условное изображение абстрактного понятия (добродетели, искусства и т.д.) через конкретные образы.
АЛМАЗНАЯ ГРАНЬ: злементы декора, имеющие форму кусочков драгоценных камней, распространены главним образом в мебели ренессанса.
A'LA GREQUE: по греческому образцу. Направление в классицизме в конце XVIII в.
АМПИР (фр. Empire - империя): стиль позднего КЛАССИЦИЗМА (1-я треть XIX в.). Характерны массивные лапидарные, подчёркнуто монументальные, формы; богатый (часто экзотический) декор; опора на художественное наследие императорского Рима. Стиль сложился в период правления Наполеона I Бонапарта.
Амфипростиль (греч. amfiprostulos, от amfi - с обеих сторон, и prostulos - имеющий колонны с передней стороны) - тип древнегреческого храма, прямоугольного в плане и имеющего колонные портики на торцовых фасадах; продольные стены амфипростиля сооружались из гладких каменных блоков и не имели декора.
Ансамбль (франц. Ensemble – совокупность, стройное целое) - группа построек, объединенная художественно, функционально или исторически, которая также может включать элементы природного ландшафта. Постоение ансамбля может подчиняться художественным принципам, свойственным периоду его возникновения, быть определено взглядами архитекторов или заказчиков, а также историей его возникновения.
Антаблемент (франц. Entablement, от table – стол, доска) - верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, - составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на несущую часть – архитрав, на опирающийся на него фриз и венчающую часть – карниз. Встречается неполный антаблемент (без фриза). Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру.
Антефикс (лат. Antefix, от ante – спереди и fixus – прикрепленный) - украшение из мрамора или терракоты (в виде пальметты или щита с рельефом). Обычно помещалось по краям кровли вдоль продольной стороны античного храма.
Анты (лат. Antae) – выступы продольных стен здания, ограждающие вход. Наиболее часто встречаются в древнегреческих храмах, тип которых получил название “храм в антах”.
Анфилада (франц. Enfilade, от enfiler – нанизывать на нитку) – ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную перспективу интерьера.
"АНГЛИЙСКАЯ ДЕРЕВНЯ": элегантный хотя и уютный стиль, соединяющий новые и старые элементы. Ткань, особенно вощеный ситец, часто преобладает, мебель удобная и мягкая и аксессуары везде - книги, свечи, цветы, лампы и старинные вещи. Современные интерпретации этого стиля чище и нейтральнее - например стиль Shabby Chic.
АНГЛИЙСКИЙ СТИЛЬ: это кабинеты, отделанные темными дубовыми или ореховыми панелями, зеленым сукном. Такой кабинет обязательно включает в себя солидный рабочий стол и обширную библиотеку. Излюбленный декор - вертикальная полоска, которая используется в обивке мебели, оформлении стен и др. Английский стиль выражается в наше время как в прямом копировании его исторических разновидностей (викторианский стиль, Чиппендель, Шератон), так и эклектическом решении. Эклектическое направление органично включает в себя дух и черты различных эпох. Мебель в английском стиле собирается из массива, который подвергается минимальной поверхностной обработке: натирается воском, либо лакируется. Это позволяет показать текстуру древесины во всей красе.
АНГОБ (фр. Engobe) Роспись цветной глиной по керамике.
АНТИК: произведение античной скульптуры или ее фрагмент восходящий к греко-римской древности; в широком смысле - обычно всякого рода предметы, носящие отпечаток старины; редкости.
АНТРОПОМЕТРИЯ - один из разделов антропологии, изучающий размерные характеристики строения, основных движений и поз человеческого тела. Антропометрия устанавливает усредненные величины для людей разного пола, возраста, этнической принадлежности и географического региона. Данные антропометрии используются при проектировании, чтобы обеспечить соразмерность объектов человеку, а в результате - удобство пользования и комфорт.
АНФИЛАДА (фр. еnfilade, от enfiler - нанизывать на нить): ряд сообщающихся помещений, дверные проёмы которых находятся на одной оси. Характерно для барокко и классицизма.
АНХ: крест с петлей и верхней час-ти; в Древнем Египте знак жизни.
АПАДАНА: парадный зал в царских дворцах Лхеменидского Ирана, многоколонный, с плоским деревянным потолком и большим количеством окон.
Апсида, абсида (от греч. Hapsis, род. падеж hapsidos – свод) – расположеннй в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый конхой или сомкнутым полусводом. Апсиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах.
Арка (от лат. Arcus – дуга, изгиб) – криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. В зависимости от размера пролета, нагрузки и назначения арки выполняются из камня, железобетона, металла и дерева. Арки впервые появились в архитектуре Древнего Востока, получили широкое распространение в архитектуре Древнего Рима.
АРАБЕСКА: насыщенный и сложный орнамент, основанный на прихотливом переплетений геометрических и стилизованных растительних мотивов, порой включающий и надпись. Получил развитие в пластических искусствах арабских стран, распространен в испанско-арабско-мавританском искусстве. В искусствоведении многих стран Европы этот термин имеет и более узкое значение: орнамент лишь из стилизованных растительных мотивов (в противоположность т. н. мореске-орнаменту из геометрических мотивов).
АРКАТУРА, АРКАТУРНЫЙ ФРИЗ: ряд декоративных арок на фасаде здания или на стенах внутри.
АРЛЕКИН (англ, Наrlequin) Мебель с секретом, внешний вид которой не соответствует функции (например, умывальник, скрытый в туалетном столике).
АРМУАР: шкаф, отлатинского слова "аrmarium", шкаф для оружия, позднее также платяной или книжный шкаф.
АРТ ДЕКО (1920-1940): направление, геометрический стиль в архитектуре и домашней мебели, популярный в 20-х, 30-х годах 20 века. Характеные подчеркнуто геометрические, закругленные, "струящиеся" фасады, деревянная мебель с хромированными ручками и др. деталями, стеклянные столешницы. Арт деко использует кленовый массив, ясень, розовое дерево, древесину мадроньи. У стиля деко масса источников: рисунки кубистов, искусство американских индейцев, современный автомобильный и авиационный дизайн. Колоритный район Деко в Майами Бич один из лучших современных примеров этого стиля.
АРТ-НУВО (ART NOUVEAU): Стиль, развивишияся во Франции и Европе в конце 19-го века; с декоративными плавными линиями. Природа является источником вдохновения, поэтому для стиля так характерны темы цветов, листьев, птиц и насекомых. Природные мотивы часто являются сказочными и асимметричными. Для этого стиля также характерны изображения женщин с длинными прямыми волосами и в длинных платьях. Примеры стиля NOUVEAU: Художники Тулуз-Лотрек и Эрт, ювелир Рен Лалк, архитектор Чарльз Р. Макинтош, и дизайнер по стеклу Луи К. Тиффани.
"АРТ ЭНД КРАФТ" (аrt and craft): также называемый Миссионерским, этот стиль продержался от конца 19 века до 20-х годов 20-го и провозглашал чистоту простых линий, прямоугольную и часто блочную форму, видимые соединения и швы. Превозносится подлинность конструкции. Arts-n-Crafts фактически был первым стилем, соединившим промышленное производство с мастерством ручной работы. Некоторые вещи этого периода, благодаря известным именам - Стикли, Ройкрофт, Лимберт и Франк Ллойд Райт, являются коллекционными экземплярами, но многие предметы доступны по цене. "Видимая тяжесть" этих вещей уравновешивается при комбинировании их с другими стилями.
АРТЕФАКТ - термин из археологии, используется для того, чтобы подчеркнуть отличие предмета, изготовленного человеком от объекта природы.
АРХАИЧЕСКИЙ: древний, свойственный старине; в греческом искусстве - период до средины Vв. до н. з. АРХАИЧНЫЙ - отзывающийся стариной, устарелый.
АРХИТЕКТОНИКА: структурные закономерности, присущие конструкции здания, скульптуры, объемным произведениям декоративно-прикладного искусства. Пропорции, цветовой строй, соотношение главных и второстепенных элементов.
АРХИВОЛЬТ: профильный арочный карниз, обрамляющий арку.
АСАМБЛЯЖ (фр. asemblage): свободная композиция из различных элементов или накопление материала в свободных комбинациях. Противоположность ансамблю подразумевает понимание пространства как средовой целостности фрагментов.
АТРИЙ, АТРИУМ (ater - чёрний): главное помещение раннегреческих и римских жилых домов с очагом, от дыма которого помещение становилось черным. Позднее - вестибюль без крыши в римском доме (см. ГРЕКО-РИМСКИЙ ДОМ).
АТТИК: стенка над венчающим сооружение карнизом: часто бываег украшена рельефами и надписями.
АЭРО-СТИЛЬ: разновидность декоративного оформления предметов обихода (например, кресло в очертаниях автомобиля). Берет начало от формальних решений международного азропорта им. Кеннеди в Нью-Иорке и аэровокзала им. Даллеса в Вашингтоне, построенных по проектам Ээро Сааринена в 1962 году.

Hosted by uCoz