А  Б  В  Г  Д  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э

Вал (в мелкомасштабных профилях - валик) – криволинейный облом, имеющий в поперечном разрезе вид полукруга.
Вальмовая крыша – четырехскатная крыша с треугольными скатами (вальмами) от конька до карниза по торцовым сторонам. Если вальма не доходит до карниза, крыша называется полувальмовой.
ВАЛАНС: декоративная накладная планка на карниз, которая служит для придания жалюзи более эстетичного вида.
ВАЛИК: туго набитая подушка-колбаска.

Венец – в деревянном строительстве бревна или брусья, составляющие один горизонтальный ряд сруба. В углах сруба бревна связываются путем врубки – с выступающими концами (“в обло”) или без них (“в лапу”, “в шип”). От количества венцов зависит высота сруба, а его площадь определяет длина бревен.
Вестверк (нем. westwerk) – поперечная постройка в западной части храма (с 2-3 башнями, открытыми в неф галереями и капеллами на хорах), служившая целям придворного церемониала (первоначльно появляется каролингских и романских храмах Германии).
ВЕДЖВУД: английский не покрытый глазурью фаянс, вторая половина XVIII в., названный именем Дж. Веджвуда. Барельефные дощечки с белыми рельеф-ними фигурами из этого фаянса применялись в качестве вставок на мебели.
ВЕЛЬДЕ Анри Клеманс ван де (VELDE), 1863-1957: бельгийский архитектор и дизайнер, автор синтетического подхода к проектированию злементов мебели и созданию единообразного жилого пространства (от дверной ручки до одеяния консьержки). Основал и возглавил школу художественных реме-сел в Веймаре, а в Брюсселе - Институт декоративних искусств (1926).
ВЕНОК: большей частью пластичний орнамент, прямолинейный или в форме круга, из растительных элементов, цветов, фруктов, иноґда перехваченный лентами.
ВЕНТУРИ Роберт (VENTURI), р. 1925 Американский архитектор, представитель символизма в архитектуре. Включал знаки массового (поп) языка в собственные проекты, обычно в ироничном виде, выражая таким образом отношение к американскому образу жизни.
VERNIS MARТIN: техника лакирования мебели по китайскому образцу (золото по черному фону), доведенная до совершенства братьями Мартен (работали в 1702-1765 гг).
ВИЗАВИ (фр. Vis-a-vis): французский диванчик, сконструированный так, что собеседники сидят лицом друг к другу.
ВИКТОРИАНСКИЙ СТИЛЬ: стиль назван в честь королевы Виктории (был популярен в период 1840-1900). Викторианскую мебель отличают тяжеловесность и причудливость. Декор массивный и замысловатый. Цвет дерева обычно темный. Вдумчивое смешивание Викторианских вещей с более современными может подчеркнуть красоту и тех и других.
ВИТРА (VITRA): С момента основания в 1950 году vitra, производя мебель в тесном сотрудничестве с известными дизайнерами (Чарльз и Рей Имз, Джорж Нельсон, Альберто Меда, Вернер Пантон и др.), завоевала репутацию фирмы, дизайн которой в своей активной функции служит созданию новых мебельных объектов. Vitra производит и предлагает мебель для офисных, общественных, домашних помещений, и возросла в одну из самых известных фирм-поставщиков мебели для частной и общественной сферы современной жизни.
ВИТРА ДИЗАЙН МУЗЕЙ (VITRA DESIGN MUSEUM): немецкий частный музей дизайна и архитектуры. Патронируется фирмой ВИТРАДИЗАЙН. Расположен в го-роде Вайль на Рейне. Имеет филиалы в Берлине и Буа-Буше (Франция). Директор - кавалер ордена Почетного легиона Александр фон ФЕГЕЗАК.
ВИТРАЖ (фр. Vitragе, лат. Vitrum - стекло): картина или орнамент из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет (в окнах, дверях). Цветные витражи в окнах (напр. в готических соборах) создают игру окрашенного света в интерьерах.
Виадук (франц. Viaduc, от лат. Via – дорога и duco – веду) – мостовое сооружение большой протяженности и на высоких опорах при пересечении дороги с оврагами, ущельями, болотистыми долинами рек. Постепенное нарастание высоты опор (в некоторых случаев – и размера пролетов) отличает виадук от эстакады.
Вилла (лат. Villa – усадьба, поместье) – загородный дом с садом или парком. В древнем Риме виллой называли загородное поместье, предназначенное для развлечений и отдыха. Живописно расположенные постройки виллы группировались вокруг открытого двора, жилые помещения украшались мозаиками и росписью. Комплекс виллы иногда включал здания храма и театра, каналы и водоемы, декоративную скульптуру (вилла Адриана в Тиволи, близ Рима, 125-135 гг. н.э.). в эпоху Возрождения сложился новый тип виллы, приобретшей осевую композицию с главным зданием в центре, лоджия которого открывалась на террасные сады (вилла Мадама в Риме, с 1517 г., арх. Рафаэль, А. Да Сангалло). Строгость и стройность ансамблей эпохи Возрождения сменяет сложная и прихотливая композиция пышных барочных вилл, рассчитанная на пространственные эффекты при последовательном восприятии отдельных частей комплекса. В XIX - XX вв. виллой называется комфортабельный односемейный дом с садом или парком в пригороде или на курорте.
Вимперг (нем. Vimperg - ) – высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий. Поле вимперга украшалось ажурной или рельефной резьбой; по краям вимперг обрамлялся каменными пластическими деталями и увенчивался крестоцветом (флероном).
ВНУТРЕННЯЯ ПОВЕРХНОСТЬ СВОДА: внутренняя плоскость стены в выемке свода двери или окна.
Волюта (лат. и итал. Voluta, букв. – завиток, спираль) – архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком (“глазком”) в центре, часть ионической капители, входит также в состав коринфской и композитной капителей. Форму волюты иногда имеют архитектурные детали, служащие для связи частей здания, а также консоли карнизов, обрамления порталов, дверей, окон.
Восьмерик – в русском и украинском каменном и деревянном зодчестве восьмиугольное в плане сооружение или часть сооружения. Распространен главным образом в церковном зодчестве. Восьмерики обычно ставились на четырехугольном основании (тип “восьмерик на четверике”), реже они заверщают крестообразный в плане объем.
Выкружка – криволинейный вогнутый облом, профиль архитектурно-пластической детали, по очертанию – четверть окружности.

Hosted by uCoz