МОДЕРН
(он же "ар нуво", он же "югендстиль")
Стиль
возник на рубеже XIX-XX веков, как попытка преодолеть засилье аляповатой
эклектики с её противоречием между фактурой и декором. Именно модерн
первым попытался не просто механически соединять разные стили, а
произвести их синтез, "оживить", в соответствии с технологиями
нового времени. Основа модерна - стилизация, при этом упор делается
не на новые формы и мотивы, а на сочетание конструкций и объединяющий
декор.
Ансамблевое решение интерьера становится своеобразным, между комнатами
образуются разнообразные связи, в результате чего пространство становится
текучим и динамичным. Текучесть, динамика, плавные переходы - вообще
характернейшая черта модерна. Таков же и декор, неразрывно связанный
с планировкой. Контуры и формы как будто вытекают один из другой.
Свои
причудливые формы модерн создавал, вдохновляясь природой, орнаментальными
мотивами крито-микенской культуры, графикой Японии, воплощая новые
формы в современных материалах с помощью машинной техники. Хотя
элементы стили проектировались для машинного производства, большинство
ранних произведений являются уникальными.
Плавные, текучие линии с явной тенденцией к асимметрии, стилизованность
орнаментики, пластичность, изящество, обилие природных, растительных
мотивов, изображения женских фигур со струящимися волосами несут
символический смысл, соединяя живое с неживым, духовное с материальным.
Оригинальная мебель, произведения искусства и предметы убранства
эпохи модерна, давно ставшие антиквариатом, в современных интерьерах
встречаются чаще, чем произведения более отдаленных эпох. Стиль
любим во всем мире и большую популярность снискал в постсоветском
пространстве. Проектирование интерьера в стиле модерн, зная пристрастие
к нему клиентов, обязательно имеют в своем арсенале уважающие себя
специалисты.
Волнообразные контуры дверей шкафов, тонкие, витые ножки столов
и стульев - в дизайне мебели декоративность стиля достигается в
большей степени причудливостью линий, чем украшением резьбой и инкрустацией.
Работы французских художников, конструирующих мебель, Мажореля и
Галле, зачастую асимметричны, украшены растительным узором. Обои,
драпировки, обивочные ткани со стилизованными изображениями цветов,
камыша, лебедей, светильники, вазы, скульптуры делают интерьер чувственным
и эмоционально насыщенным. Нередко стены, окрашенные в пастельные
тона, расписываются. Стеклянные абажуры напоминают чашечку цветка.
Параллельно с использованием экзотических орнаментов и материалов
развивается конструктивистская линия с характерной для нее прямолинейностью
форм и их ясным построением.
Новатором этого направления стал шотландец Чарльз Рени Макинтош.
Его мастерство было основано на типично столярной геометрически
прямолинейной конструкции с преобладанием вертикальных линий. В
Австрии направление было развито в мебели Йозефа Хоффмана, в России
- Фоминым. В Австрии и в Германии был осуществлен переход на машинную
технику изготовления мебели, в том числе механизированному процессу
фанерования, позволяя добиваться более гладких поверхностей.
Игра с формами прошлого не мешает модерну переосмысливать технические
достижения своего времени. Стиль свободно пользуется новыми материалами
(во время его возникновения таковыми были стекло и железобетон).
Широко используется ковка, витражи, электрическое освещение. Так
как модерн задумывался исключительно, как стиль, совмещающий красоту
и комфорт, он никогда не вступал в "конфликт" с благами
цивилизации. Именно умением органично включать в себя всё новое
и объясняется нынешняя актуальность модерна. В его интерьер превосходно
вписываются и бытовая электроника, и ультрасовременная аппаратура.
Интерьер в стиле модерна, в первую очередь, характеризует его хозяина,
как яркую индивидуальность. Недаром девизом этого направления было
положение: "ни один дом не похож на другой". Целостный
подход к дизайну, динамичность и изящество, заповеданные модерном,
востребованы до сих пор. Не в последнюю очередь этому способствует
и подсознательное представление о благородном комфорте предреволюционных
лет, как раз пришедшихся на эпоху модерна.
Постмодерн развивается в архитектуре и искусстве в противовес модернистскому
радикализму. Постмодернизм практикует эклектическое обращение к
традиционным художественным формам. Сопоставляя их необычным способом,
он создаёт своеобразную театрализованную эстетическую среду, в которую
нередко вводятся элементы иронии и гротеска.
Как стилевое направление 70-х постмодернизм оказал воздействие на
формирование новой архитектуры и мебели ХХ века, начав с театральной
стилизации классической архитектуры. Понятность образного языка
мебели являлась условием ее коммуникативности, вызвав "движение
к потребителю".
Постмодернисты, будучи противниками бездушного техницизма, активно
используют историческое архитектурное наследие. Появляются произведения
- копии образцов прошлого, цитирование и обыгрывание старых художественных
форм, образование между ними новых связей и нового содержания. Ярким
представителем этого стиля в 70 - 80-е годы стал Фрэнк О. Гери.
Уходя, постмодернизм оставил после себя в архитектуре и мебельной
практике палитру открытых цветов и верность принципу незавершенности
пространственных решений, поиск субъективных, сенсационных эффектов
благодаря неожиданным формам. Эти черты проявились в интерьерах
Ч. Мура, Р. Вентури, Ф. Джонсона, Р. Стерна, Х. Холляйна, Р. Бофилла.
При всём своём антиэлитаризме постмодернизм в сущности консервативен.
Постмодернизм пропагандирует "реалистичность", т. е. пассивное
подчинение существующему социально-экономическому и культурному
порядку общества.
Постмодерн как ведущее стилистическое направление, по мнению теоретиков
архитектуры, вошел в свою последнюю стадию. При всех просчетах и
порой изощренном злоупотреблении формотворчеством, этот стиль дал
очень много. Он несказанно расширил диапазон возможных вариантов,
композиционных принципов. Он ввел в арсенал современной архитектуры
и дизайна гигантский пласт культурного наследия, накопленного цивилизацией.
Попытался расшатать догматические установки профессионального мышления
архитекторов и дизайнеров, с тем, чтобы расширить горизонты творческого
поиска.
|