Классицизм   Исторические   Модерн   Ар деко   Конструктивизм   Современные стили   Этника, кантри   Минимализм, пуризм, хайтек   Стили будущего

МОДЕРН
(он же "ар нуво", он же "югендстиль")

Стиль возник на рубеже XIX-XX веков, как попытка преодолеть засилье аляповатой эклектики с её противоречием между фактурой и декором. Именно модерн первым попытался не просто механически соединять разные стили, а произвести их синтез, "оживить", в соответствии с технологиями нового времени. Основа модерна - стилизация, при этом упор делается не на новые формы и мотивы, а на сочетание конструкций и объединяющий декор.
Ансамблевое решение интерьера становится своеобразным, между комнатами образуются разнообразные связи, в результате чего пространство становится текучим и динамичным. Текучесть, динамика, плавные переходы - вообще характернейшая черта модерна. Таков же и декор, неразрывно связанный с планировкой. Контуры и формы как будто вытекают один из другой.
Свои причудливые формы модерн создавал, вдохновляясь природой, орнаментальными мотивами крито-микенской культуры, графикой Японии, воплощая новые формы в современных материалах с помощью машинной техники. Хотя элементы стили проектировались для машинного производства, большинство ранних произведений являются уникальными.
Плавные, текучие линии с явной тенденцией к асимметрии, стилизованность орнаментики, пластичность, изящество, обилие природных, растительных мотивов, изображения женских фигур со струящимися волосами несут символический смысл, соединяя живое с неживым, духовное с материальным. Оригинальная мебель, произведения искусства и предметы убранства эпохи модерна, давно ставшие антиквариатом, в современных интерьерах встречаются чаще, чем произведения более отдаленных эпох. Стиль любим во всем мире и большую популярность снискал в постсоветском пространстве. Проектирование интерьера в стиле модерн, зная пристрастие к нему клиентов, обязательно имеют в своем арсенале уважающие себя специалисты.
Волнообразные контуры дверей шкафов, тонкие, витые ножки столов и стульев - в дизайне мебели декоративность стиля достигается в большей степени причудливостью линий, чем украшением резьбой и инкрустацией. Работы французских художников, конструирующих мебель, Мажореля и Галле, зачастую асимметричны, украшены растительным узором. Обои, драпировки, обивочные ткани со стилизованными изображениями цветов, камыша, лебедей, светильники, вазы, скульптуры делают интерьер чувственным и эмоционально насыщенным. Нередко стены, окрашенные в пастельные тона, расписываются. Стеклянные абажуры напоминают чашечку цветка.
Параллельно с использованием экзотических орнаментов и материалов развивается конструктивистская линия с характерной для нее прямолинейностью форм и их ясным построением. Новатором этого направления стал шотландец Чарльз Рени Макинтош. Его мастерство было основано на типично столярной геометрически прямолинейной конструкции с преобладанием вертикальных линий. В Австрии направление было развито в мебели Йозефа Хоффмана, в России - Фоминым. В Австрии и в Германии был осуществлен переход на машинную технику изготовления мебели, в том числе механизированному процессу фанерования, позволяя добиваться более гладких поверхностей.
Игра с формами прошлого не мешает модерну переосмысливать технические достижения своего времени. Стиль свободно пользуется новыми материалами (во время его возникновения таковыми были стекло и железобетон). Широко используется ковка, витражи, электрическое освещение. Так как модерн задумывался исключительно, как стиль, совмещающий красоту и комфорт, он никогда не вступал в "конфликт" с благами цивилизации. Именно умением органично включать в себя всё новое и объясняется нынешняя актуальность модерна. В его интерьер превосходно вписываются и бытовая электроника, и ультрасовременная аппаратура.
Интерьер в стиле модерна, в первую очередь, характеризует его хозяина, как яркую индивидуальность. Недаром девизом этого направления было положение: "ни один дом не похож на другой". Целостный подход к дизайну, динамичность и изящество, заповеданные модерном, востребованы до сих пор. Не в последнюю очередь этому способствует и подсознательное представление о благородном комфорте предреволюционных лет, как раз пришедшихся на эпоху модерна.
Постмодерн развивается в архитектуре и искусстве в противовес модернистскому радикализму. Постмодернизм практикует эклектическое обращение к традиционным художественным формам. Сопоставляя их необычным способом, он создаёт своеобразную театрализованную эстетическую среду, в которую нередко вводятся элементы иронии и гротеска.
Как стилевое направление 70-х постмодернизм оказал воздействие на формирование новой архитектуры и мебели ХХ века, начав с театральной стилизации классической архитектуры. Понятность образного языка мебели являлась условием ее коммуникативности, вызвав "движение к потребителю".
Постмодернисты, будучи противниками бездушного техницизма, активно используют историческое архитектурное наследие. Появляются произведения - копии образцов прошлого, цитирование и обыгрывание старых художественных форм, образование между ними новых связей и нового содержания. Ярким представителем этого стиля в 70 - 80-е годы стал Фрэнк О. Гери. Уходя, постмодернизм оставил после себя в архитектуре и мебельной практике палитру открытых цветов и верность принципу незавершенности пространственных решений, поиск субъективных, сенсационных эффектов благодаря неожиданным формам. Эти черты проявились в интерьерах Ч. Мура, Р. Вентури, Ф. Джонсона, Р. Стерна, Х. Холляйна, Р. Бофилла.
При всём своём антиэлитаризме постмодернизм в сущности консервативен. Постмодернизм пропагандирует "реалистичность", т. е. пассивное подчинение существующему социально-экономическому и культурному порядку общества.
Постмодерн как ведущее стилистическое направление, по мнению теоретиков архитектуры, вошел в свою последнюю стадию. При всех просчетах и порой изощренном злоупотреблении формотворчеством, этот стиль дал очень много. Он несказанно расширил диапазон возможных вариантов, композиционных принципов. Он ввел в арсенал современной архитектуры и дизайна гигантский пласт культурного наследия, накопленного цивилизацией. Попытался расшатать догматические установки профессионального мышления архитекторов и дизайнеров, с тем, чтобы расширить горизонты творческого поиска.

Hosted by uCoz