Классицизм   Исторические   Модерн   Ар деко   Конструктивизм   Современные стили   Этника, кантри   Минимализм, пуризм, хайтек   Стили будущего

Минимализм, пуризм, хайтек

Если различать эти модернистские направления, стоит сразу оговориться, что это три близнеца. Пуризм - стилевое течение, ратующее за чистоту и простоту форм, - минималистичен и функционален, хайтек - по существу является блестяще исполненной формой минималистски строгих и функционально целесообразных вещей, а минимализм - идейная формула чистоты, совершенства и комфорта модернистского интерьера.Только современные технологии могут обеспечить безукоризненность исполнения предметов мебели минималистского толка.
Как отказ от излишеств и украшательств минимализм. Течение конструктивной чистоты и технологичности, использования новационных материалов, современных конструкций и форм. Вальтер Гропиус, Марсель Бреер и другие начали применять сталь и другие металлы в дизайне мебели. Финский архитектор Алвар Аалто экспериментировал с клееным деревом, создавая эксравагантно изогнутые формы, Мис ван дер Роэ создавал свои знаменитые кресла с кожаными ремнями вместо обивки.
Для малых пространств превосходно подходит и один из самых спорных и индивидуальных стилей под названием МИНИМАЛИЗМ.Формальные истоки минимализма лежат в конструктивизме 1920-х годов, а духовные - в "дзенских" интерьерах Японии.
Принципы стиля хорошо отображены в знаменитой формуле архитектора Ван дер Роэ: "Мало - это уже много". В минималистском интерьере это слово относится ко всему: мало предметов мебели, мало деталей, мало декора. Но когда предметов мало - каждый из них должен быть совершенным, как и композиционное решение интерьера. Поверхности должны быть идеальными, цельными. Дизайнер-минималист обычно берёт за основу один-два цвета, любимый из которых белый - наиболее подчёркивающий линии предметов. Оживляется интерьер за счёт немногочисленных выразительных деталей, контрастирующих с общим фоном. Это может быть ваза, икебана, картина, инсталляция.
Минимализм - это не просто стиль, это - целая философия отношения к жизни. Для него характерен исключительно аскетичный дизайн, максимальная рациональность и предельная лаконичность форм. Количество предметов и цветовых отношений строго ограничено. Это настоящее царство пустоты и света, геометрически правильных форм и горизонтальных плоскостей. Здесь нет ничего лишнего, всё спрятано вглубь. Поэтому в мебели доминируют подиумы, закрытые шкафы, а в идеале - ящики для хранения. Здесь уже не столько форма следует функции (как мечтали конструктивисты), сколько функция приспосабливается к форме. И это делает минимализм одним из самых универсальных стилей.
Дизайнеры-минималисты на дух не выносят никаких "швов" и дроблений предметов, предпочитая работать с крупными монолитными формами. Поверхности предметов - желательно из цельных плит, полы - из наиболее длинных и широких досок. Сами поверхности должны быть идальны, чуть ли не "отутюжены" (если камень - то отшлифован, если дерево- то "без сучка и задоринки").
Для минимализма важна ясность композиции, монохромность и подчёркивание естественных фактур. Дизайнер-минималист обычно берёт за основу один-два цвета (любимый из которых, белый - наиболее подчёркивающий линии предметов). Сам же интерьер оживляется за счёт одиночных выразительных деталей. Например, стоящая в белой комнате, одинокая чёрная ваза, или - яркий всплеск картины на стене. Кстати, настенная графика - одно из излюбленных украшений, скромного на эмоции, минимализма. Пропущенное сквозь решётчатое стекло, меняющееся естественное освещение также интересно "оживляет" пространство.
Эта кажущаяся простота и аскетичность дизайна нередко рождает ошибочное представление о "дешевизне" минимализма. Если заказчик интерьера в "классическом" стиле обычно психологически готов к большим расходам (из-за обилия декора), то не меньшие траты на минималистический интерьер вызывает у него недоумение - за что? Как говорил Лев Толстой о платье Анны Каренины, "знали бы вы, за какие деньги куплена эта простота". Дело в том, что в этом "простом" интерьере допустимы только детали, изготовленные по высокой технологии и обязательно из дорогих материалов. Если к этому добавить, упомянутые выше, требования безукоризненной обработки, цельности и выверенности, то такой интерьер будет не менее "престижен", чем тот, в котором много колонн и канделябров. В своих истоках минималистские стремления - демократичны, но в реальном нынешнем существовании чаще служит далеко не бедным людям. Будучи высокотехнологичный, эта простота - непозволительно роскошна для многих.
В своем предельном воплощении стерильный минимализм, в конечном счете, неудобен, бездушен и мало для кого психологически комфортен. Поэтому его современные версии смелее используют цвет, экспериментируют в поисках новых средств художественной выразительности. Так известная в Европе и Америке дизайнер-парижанка Селин Карбонель, вносит в минимализм больше декоративности, больше цветовой культуры и эстетизма. Французский пуристский стиль с характерной активной авторской составляющей весьма моден сейчас и в Европе, и в Америке. Итальянцы добиваются блеска в промышленных сериях дизайнерской мебели.
В отношении форм минимализм последних десятилетий достаточно далеко ушел от скупой примитивной геометрии в сторону асимметрии и необычных запоминающихся образов.
ХАЙ-ТЕК. высокие технологии
В 1977 году в архитектуре Культурного Центра искусств имени Жоржа Помпиду в Париже архитекторы Ричард Роджерс и Ренцо Пиано впервые переступили границу традиционных решений, поставив на первое место новые материалы и высокие технологии (high-tech). Так появилось новое стилевое направление - хай-тек. Оно подразумевало ультрасовременный способ формирования среды из сборных технических деталей, открыто выявленных в конструкциях. В нем главенствует техника, что влияет на психологию восприятия проектных решений мебели, организующих пространство интерьера.
Норман Фостер, крупнейший архитектор нового направления, на первый взгляд, исправно следует по пути, предначертанному классиками функционализма, но при этом открывает неведомые им ресурсы выразительности. Выстроенное по его проекту здание фирмы "УИЛЛИС ФАБЕР И ДЮМА" (1974 г.) - апофеоз "исчезающей" прозрачной архитектуры. Стены сооружения, изгибающиеся по сложной кривой, смонтированы из листов отражающего стекла, и монолитный корпус буквально растворяется в окружающей среде.
По поверхности этой гигантской синерамы скользят калейдоскопические кадры близлежащей застройки, деревьев, машин, пешеходов. Зато в вечерние часы открываются высвеченные изнутри ячейки офисных интерьеров. Монументальное строение утрачивает телесность, его оболочка превращается в чувствительную мембрану, попеременно воспринимающую то внешнюю, то внутреннюю среду. Так провозглашенный Мисом ван дер Роэ принцип "конструкции из кожи и костей" обращается в свою противоположность: присущая архитектуре тектоническая выразительность перекрывается мельканием бесплотных, изменчивых образов. Архитектура как будто преодолевает собственные границы, сближаясь с языком информационных технологий - кино и телевидения, видеозаписи, компьютерного моделирования. Найденный Фостером прием с тех пор многократно использовался и прочно вошел в словарь современного градостроительства..."
Нынешнее понимание хайтека не обязательно подразумевает демонстрацию техницизма в интерьере. Видя мебель с металлическими элементами лаконичной формы с идеально сопрягающимися друг с другом элементами, виртуозно трансформирующимися, легко открывающимися и передвигающимися - мы тоже говорим: хай-тек. Здесь нет ничего лишнего, всё спрятано в стенные шкафы. Современные шкафы-купе - дань именно этой моде

Если вы личность энергичная, живущая в ритмах постиндустриальной эпохи, устремлённая в будущее ХАЙ-ТЭК ваш стиль. Как следует из названия, хай-тэк - это отражение века "высоких технологий", последний из оформившихся стилей ХХ века. В интерьерах хай-тэка индустриальные и урбанистические мотивы не только лишены недостатков, наоборот - они поражают своей необычной "космической" красотой.
Хай-тэку (и только ему) присущ демонстративный "супертехницизм". Интерьеры напоминают кадры из научно-фантастических фильмов обилием блестящих металлических поверхностей и стекла. Коммуникации (воздуховоды, вентиляционные шахты, трубопроводы) и несущие конструкции становятся декоративными элементами. Теперь они не прячутся, а наоборот - гордо выпячиваются, а иногда даже имитируются. В хай-тэке всегда есть доля преувеличения, и даже иронии.
Вас окружают хромированные трубы, стержни, перемычки, сверху нависают акриловые натяжные потолки. Мебель хай-тэка одновременно и функциональна, и экстравагантна. Декор, как и в минимализме, очень сдержан. Пространство - максимально функционально. Линии в хай-тэке - стремительные и прямые. Почти полное отсутствие декора здесь компенсируется "работой фактуры": игрой света на стекле, блеском хромированных и металлических поверхностей, рисунком натуральной древесины. К этому могут добавляться открытый кирпич и разнообразные современные синтетические материалы.
Подобная стилистика хай-тэка безусловно требует наличия в интерьере сложной техники и современного оборудования.
Дорогая "простота" пуризма
Оформление пуризма, как художественного течения, произошло ещё в начале ХХ века. Усталость от изощрённых форм предыдущего искусства заставила художников и архитекторов вновь обратиться к простейшей геометрии.
"Пуризм" в переводе с французского означает "стремление к совершенству". Зодчие стали всячески импровизировать с простыми формами и составлять из полученных кубических деталей различные композиции. Первой стала голландская группа "Ди Стиль", второй - немецкая школа "Баухауз" (если не считать советских конструктивистов).
Вскоре идеи пуризма коснулись и мебели. В 20-е годы "дедушки мирового минимализма", знаменитые архитекторы Людвиг Мис ван дер Роэ, Шарль Ле Корбюзье и дизайнер Марсель Брейер предложили миру аскетичные кресла и стулья на тонких металлических трубчатых ножках.
Так что, как видите, ультрасовременность минимализма уже обросла бородой. Кстати, сегодня дизайнеры мебели, работающие в таком ключе, на вопрос - чем же этот самый минимализм лучше, скажем, очаровательных "кренделей" времен Людовика XVI, отвечают, что эти формы вне времени. Потому что геометрия - больше, чем мода, она универсальна и вечна.
Когда-то Ле Корбюзье хотел свести мебель к набору стандартных деталей, чтобы удешевить ее производство. Архитектор, назвавший дом "машиной для жилья", считал, что человеческие потребности немногочисленны и идентичны для всех людей, поскольку люди скроены по одной мерке. Однако, всё вышло с точностью до наоборот - то, что когда-то создавалось с мыслью о стандартном потребителе, сегодня превратилось в нечто эксклюзивное просто из-за имени своего создателя. Мис ван дер Роэ делал мебель для преуспевающих - для тех, чьи компании занимали выстроенные им призмы из стекла и стали. Эти самые призмы вот уже долгие годы служат символом успешного бизнеса, а его субтильные и изысканные стулья, кресла, столы, состоящие почти из ничего, стали знаком респектабельности, преуспевания и особого продвинутого шика.
В чём же шик? - спросит потребитель, разглядывая, казалось бы бесхитростную мебель. Но она только на первый взгляд бесхитростна. В дешевой мебели не найдешь, во-первых, ничего остро индивидуального, а во-вторых, никаких дорогих материалов. Если же сравнить произведения разных дизайнеров, то станет очевидно, что те самые две-три линии, определяющие форму, разнятся, как почерк. Кроме того, дорогие вещи изготавливают с помощью высоких технологий, из наилучших материалов - словом, "на века".
С функциональностью пуристической мебели тоже не всё просто. С тех пор, как создатель первых чикагских небоскребов Генри Салливен произнёс сакраментальную фразу "формы следуют за функцией", какие только формы не оправдывались их функциональным смыслом.
Да и функция, если разобраться, - не такая уж однозначная вещь. Главная функция (или, попросту говоря, предназначение) кресла заключается в том, чтобы человек мог удобно в нем расположиться.
И тут оказывается, что один мурлыкает от удовольствия, погружаясь в удобные недра сооружения, а другой испытывает восторг свободы, ерзая на пластмассовом сиденье. То есть, в конечном итоге выбор остаётся за вами.
Во Франции, в Париже в частности, принято организовывать большие объемы интерьеров (там они называются салонами). Салон, как правило, решается таким образом: его центральным элементом является стол для аперитива довольно большого размера. Вокруг него сосредоточиваются кресла и диваны от дизайнера Анри Бека.
Для пуризма, вообще, характерно использование самых дорогих материалов. Естественность присутствует и в цветовой гамме, передавая ощущение природности. То, что мы утрачиваем, со временем приобретает особую ценность.
Выраженные модернистские стилистики - минимализм, пуризм, хайтек, индастриал - являясь , с одной стороны, квинтэссенцией исторической новизны, воплощением идей простоты и демократичности, остаются при этом достаточно экстравагантными и эстетскими. Более того, именно "простые люди" чаще тяготеют к такой атрибутике пышности и богатства, которую связывают с обилием декора, витыми мебельными ножками, золочеными украшениями - более свойственными интерьерам традиционных стилей.
В стиле "техно"
"Перфорирование - это ряды круглых или квадратных отверстий, прорезей. В технике оно применяется для вентиляции механизмов, заключенных в корпус, для проникновения звука, газа или жидкости. В дизайне же мебели - просто ради красоты.
Помимо перфорирования в дизайне и в моде используется немало других извлеченных из контекста фрагментов. Находя неожиданное применение, они рождают странные сочетания и ассоциации. Заклепки, обильно покрывающие куртки, джипы в городе, рюкзаки вместо дамских сумочек с брелоками-дискетами и CD-дисками,- все это вещи, усилившие свою значимость благодаря нетипичному для них окружению. Или ботинки на тракторной подошве, которыми хорошо грязь месить, любовно надетые для похода в театр.
Впервые геометрические украшения в виде отверстий и прорезей начали использовать Чарльз Макинтош, Франк Ллойд Райт, Иозеф Хоффман, Геррит Ритвельд - классики современного дизайна. Сегодня к этому приему прибегают Антонио Читтерио, мировой законодатель моды в стиле high-tech, и Вико Маджистретти, чей дизайн гораздо менее стерилен и лаконичен. У Алессандро Мендини и Этторе Соттсасса, геометрические прорези и отверстия имеют совсем другую отсылку - узор, этнический орнамент.
Заметьте: говоря о перфорации, мы имеем в виду не только круглые и квадратные отверстия, но и узкие прорези. Как, например, в новой модели Citybox фирмы EMME BI. Сияющие, гладкие двери шкафа из нержавейки украшены вверху и внизу тремя "вентиляционным" полосками. По мнению дизайнеров EMME BI, такой шкаф может стоять… в спальне. Да, необычные ощущения ждут его владельца! Развивая эту "научную" тему, добавим, что из декоративных соображений используются еще и регулярные ряды рельефных "пупырышков", какими обычно покрывают ровные металлические поверхности, чтобы избежать скольжения.
Именно ими декорированы фронтальные панели мобильных контейнеров фирмы MAISA. Выглядит такая мебель очень серьезно и убедительно, причем в любом окружении. Наверное, именно этого и хотели добиться дизайнеры.

Hosted by uCoz