Классицизм   Исторические   Модерн   Ар деко   Конструктивизм   Современные стили   Этника, кантри   Минимализм, пуризм, хайтек   Стили будущего

Конструктивизм

Двадцатые годы - время поисков и экспериментов в области архитектуры и искусства бытовой вещи в их неразделимой общности. Больше, чем когда-либо, дизайнеры сочетают обстановку здания с его архитектурой.
Конструктивизм с его абсолютизацией эстетики самой конструкции вещи - идейно родственен развивавшемуся в те годы функционализму, служащему утилитарной принадлежности мебели, ее комфорту. Внедряется встроенная, секционная, сборно-разборная и трансформируемая мебель. Разрабатывается специальная мебель для гостиниц, банков, школ.
Французский архитектор и дизайнер Ле Корбюзье, так же как Вальтер Гропиус и Мис ван дер Роэ, прошедший еще до войны школу в мастерской берлинского архитектора Петера Беренса, в 1919-1921 годах разрабатывает проекты небоскребов из стекла и бетона. 1923 году сформулировал суть новой эстетики жилища: "Дом - машина для жилья". Его знаменитый шезлонг из стальных труб с парусиновым сиденьем стал образцом для подражания. В 1926 году на строго математической основе Мис ван дер Роэ проектировал мебель из металлических трубок. Модели имели артикул "MR" в соответствии с инициалами автора. Консольное кресло "MR 534", известное как "Weissenhof", наглядно воплотило художественный идеал автора - подчинение формы функциональному назначению предмета при полном отсутствии декора. Созданные Мис ван дер Роэ модели вошли в коллекцию классических образцов мебели ХХ века.
Для современного интерьера стилистика тридцатых годов дала чрезвычайно многое.
Уже к концу первого десятилетия XX века конструктивизм с его эстетикой целесообразности и строгих утилитарных форм, очищенных от декоративности, соседствует с модерном.В 1903 году архитектор Огюст Перре построил в Париже первый многоквартирный дом с каркасом из железобетона. На художественно-промышленной выставке 1906 года в Дрездене впервые экспонируются предметы массового промышленного производства с чертами той самой декоративности, противниками которой выступают конструктивисты. В 1911 году впервые в истории архитектуры фасад здания фабрики, спроектированного Гропиусом, был сделан полностью из стекла и металла.В развитии конструктивизма наряду с Баухаузом ведущая роль в европейском дизайне принадлежит группе архитекторов и художников Голландии, объединившихся вокруг журнала "Стиль" ("De Stile"). К ним принадлежал Г. Т. Ритвельд, разработавший на основе новых принципов построения "аппарат для сидения". Этот результат соединения геометрии с обнаженной конструкцией дал толчок развитию новой линии в мебельном дизайне. В группу "Стиль" входил, кстати, выдающийся советский архитектор Эль Лисицкий, получивший художественное образование в Германии.
Для Советской России идеи "конструирования" окружающей среды, активного влияния на нее, простота и утилитаризм предметных форм были противопоставлением буржуазности с ее роскошным бытом. Эстетика конструктивизма лежала в основе промышленного производства посуды, ткани, мебели. Помимо творческого экспериментирования выдающиеся художники работали как универсалы в самых разных прикладных отраслях. Модели рабочей одежды разрабатывались конструктором, живописцем и театральным художником В.Е. Татлиным. Фотохудожник, график, конструктор А. М. Родченко был автором проектов оформления рабочих клубов, разработок для массового производства посуды и мебели.
В 80-е годы родился стиль деконструктивизм - своеобразная модификация постмодернизма. В основе его лежали "открытия" эпохи конструктивизма 20-х годов, ярко выразившиеся в творчестве российских архитекторов Эль Лисицкого, Родченко, Татлина. Пример деконструктивизма в мебели - работы архитектора Захи Хадид.
Деконструктивизм отображает виртуальный мир с его бесконечными пространствами, контрастными цветами, взаимопроникающими объемами и нетрадиционными материалами. Противоречие общим законам гармонии среды является единственным запретом в свободной и раскрепощенной архитектуре и мебели этого стиля. Виртуальные интерьеры ставят задачу избавиться от стереотипов, лишить архитектуру и мебель навязчивой монотонности, повторяемости элементов. Для интерьеров и мебели такого рода характерны внутренние напряженные формы, контрастные цветовые отношения, создающие комфортную среду на уровне подсознания. А это, в свою очередь, дает возможность воплощать их в компьютерной модели.
Наиболее ярко постмодернизм выразил себя в архитектуре. С конца 70-х гг. были построены общественные центры, окружённые ярко раскрашенными аркадами и колоннами, напоминающими древнеримские форумы и римские барочные здания, в которых прежние архитектурные формы обновлены и гротескно переосмыслены, введены новые, нетрадиционные материалы: анодированный алюминий, нержавеющая сталь, неоновые трубки и т. д. (Пьяцца д'Италия в Нью-Орлеане, США, архитектор Ч. Мур); города-спутники, распланированные по строго осевой системе, застроенные домами с тяжёлыми карнизами и фронтонами, мощными декоративными колоннами на рустованных стилобатах (новые города-спутники Парижа, испанский архитектор Р. Бофилла); деревянные и каменные особняки с развитыми скатными крышами и свисающими карнизами, слуховыми окнами и дымовыми трубами (проекты американского архитектора Р. Вентури). Интерьеры этих зданий обставляются громоздкой старомодной мебелью, а фасады украшаются произведениями гиперреалистов, суперграфикой. В изобразительном искусстве с постмодернизмом обычно связывают направления, тяготеющие к предметно-натуральному художественному восприятию жизни.

Hosted by uCoz