Конструктивизм
Двадцатые
годы - время поисков и экспериментов в области архитектуры и искусства
бытовой вещи в их неразделимой общности. Больше, чем когда-либо,
дизайнеры сочетают обстановку здания с его архитектурой.
Конструктивизм с его абсолютизацией эстетики самой конструкции вещи
- идейно родственен развивавшемуся в те годы функционализму, служащему
утилитарной принадлежности мебели, ее комфорту. Внедряется встроенная,
секционная, сборно-разборная и трансформируемая мебель. Разрабатывается
специальная мебель для гостиниц, банков, школ.
Французский
архитектор и дизайнер Ле Корбюзье, так же как Вальтер Гропиус и
Мис ван дер Роэ, прошедший еще до войны школу в мастерской берлинского
архитектора Петера Беренса, в 1919-1921 годах разрабатывает проекты
небоскребов из стекла и бетона. 1923 году сформулировал суть новой
эстетики жилища: "Дом - машина для жилья". Его знаменитый
шезлонг из стальных труб с парусиновым сиденьем стал образцом для
подражания. В 1926 году на строго математической основе Мис ван
дер Роэ проектировал мебель из металлических трубок. Модели имели
артикул "MR" в соответствии с инициалами автора. Консольное
кресло "MR 534", известное как "Weissenhof",
наглядно воплотило художественный идеал автора - подчинение формы
функциональному назначению предмета при полном отсутствии декора.
Созданные Мис ван дер Роэ модели вошли в коллекцию классических
образцов мебели ХХ века.
Для современного интерьера стилистика тридцатых годов дала чрезвычайно
многое.
Уже к концу первого десятилетия XX века конструктивизм с его эстетикой
целесообразности и строгих утилитарных форм, очищенных от декоративности,
соседствует с модерном.В 1903 году архитектор Огюст Перре построил
в Париже первый многоквартирный дом с каркасом из железобетона.
На художественно-промышленной выставке 1906 года в Дрездене впервые
экспонируются предметы массового промышленного производства с чертами
той самой декоративности, противниками которой выступают конструктивисты.
В 1911 году впервые в истории архитектуры фасад здания фабрики,
спроектированного Гропиусом, был сделан полностью из стекла и металла.В
развитии конструктивизма наряду с Баухаузом ведущая роль в европейском
дизайне принадлежит группе архитекторов и художников Голландии,
объединившихся вокруг журнала "Стиль" ("De Stile").
К ним принадлежал Г. Т. Ритвельд, разработавший на основе новых
принципов построения "аппарат для сидения".
Этот результат соединения геометрии с обнаженной конструкцией дал
толчок развитию новой линии в мебельном дизайне. В группу "Стиль"
входил, кстати, выдающийся советский архитектор Эль Лисицкий, получивший
художественное образование в Германии.
Для Советской России идеи "конструирования" окружающей
среды, активного влияния на нее, простота и утилитаризм предметных
форм были противопоставлением буржуазности с ее роскошным бытом.
Эстетика конструктивизма лежала в основе промышленного производства
посуды, ткани, мебели. Помимо творческого экспериментирования выдающиеся
художники работали как универсалы в самых разных прикладных отраслях.
Модели
рабочей одежды разрабатывались конструктором, живописцем и театральным
художником В.Е. Татлиным. Фотохудожник, график, конструктор А. М.
Родченко был автором проектов оформления рабочих клубов, разработок
для массового производства посуды и мебели.
В 80-е годы родился стиль деконструктивизм - своеобразная модификация
постмодернизма. В основе его лежали "открытия" эпохи конструктивизма
20-х годов, ярко выразившиеся в творчестве российских архитекторов
Эль Лисицкого, Родченко, Татлина. Пример деконструктивизма в мебели
- работы архитектора Захи Хадид.
Деконструктивизм отображает виртуальный мир с его бесконечными пространствами,
контрастными цветами, взаимопроникающими объемами и нетрадиционными
материалами. Противоречие общим законам гармонии среды является
единственным запретом в свободной и раскрепощенной архитектуре и
мебели этого стиля. Виртуальные интерьеры ставят задачу избавиться
от стереотипов, лишить архитектуру и мебель навязчивой монотонности,
повторяемости элементов. Для интерьеров и мебели такого рода характерны
внутренние напряженные формы, контрастные цветовые отношения, создающие
комфортную среду на уровне подсознания. А это, в свою очередь, дает
возможность воплощать их в компьютерной модели.
Наиболее ярко постмодернизм выразил себя в архитектуре. С конца
70-х гг. были построены общественные центры, окружённые ярко раскрашенными
аркадами и колоннами, напоминающими древнеримские форумы и римские
барочные здания, в которых прежние архитектурные формы обновлены
и гротескно переосмыслены, введены новые, нетрадиционные материалы:
анодированный алюминий, нержавеющая сталь, неоновые трубки и т.
д. (Пьяцца д'Италия в Нью-Орлеане, США, архитектор Ч. Мур); города-спутники,
распланированные по строго осевой системе, застроенные домами с
тяжёлыми карнизами и фронтонами, мощными декоративными колоннами
на рустованных стилобатах (новые города-спутники Парижа, испанский
архитектор Р. Бофилла); деревянные и каменные особняки с развитыми
скатными крышами и свисающими карнизами, слуховыми окнами и дымовыми
трубами (проекты американского архитектора Р. Вентури). Интерьеры
этих зданий обставляются громоздкой старомодной мебелью, а фасады
украшаются произведениями гиперреалистов, суперграфикой. В изобразительном
искусстве с постмодернизмом обычно связывают направления, тяготеющие
к предметно-натуральному художественному восприятию жизни.
|