Классицизм
Мир
изменился, и в современном интерьере трудно найти слепое следование
какому-нибудь из исторических стилей. Чаще всего дизайнеры используют
только отдельные детали стилей. Либо берут какой-то стиль за основу
и вольно трактуют его в духе современных представлений о комфорте,
не гнушаясь пользоваться при этом новейшими материалами и технологиями.
Если окинуть взглядом частные интерьеры, возникающие на постсоветском
пространстве, то легко заметить, что из всех стилей наиболее часто
используют мотивы классицизма и модерна.
Возникший в середине XVIII века, классицизм был ни чем иным, как обращением
к древнегреческим идеалам красоты. Художественная система классицизма,
основанная на наследии античности, отличалась рационалистической упорядоченностью,
монументальной простотой и ясной гармонией. Русский классицизм, складывавшийся
под воздействием западноевропейской архитектуры, стал со временем
значительным явлением национальной культуры.
Итак,
КЛАССИЦИЗМ, стиль близкий сердцу многих советских людей. Этому немало
способствовал пиетет классиков марксизма перед античностью и помпезные
постройки с колоннами времён "сталинского ампира". Такой
стиль обычно созвучен основательным людям с традиционными взглядами.
Спокойные прямоугольные формы, сдержанное и в то же время разнообразное
декоративное оформление, полный достоинства, но не вычурный вид, выверенные
пропорции - все эти качества, сделали классицизм одним из самых распространенных
направлений в архитектуре последующих времен и находят своих подражателей
в наше время.
Поклонники
классического стиля строят двух- или трехэтажные особняки, симметричные
и простые в плане, но со сложной конфигурацией фасада, колоннами,
карнизами, лепными вставками, парадным оформлением входа. Традиционный
для русской усадьбы цвет, желтый с белым, сегодня интерпретируется
более свободно, к неизменному белому добавляются розовый, голубой,
зеленый. Популярна также мелкая квадратная расстекловка окон, всевозможные
ротонды, балюстрады, фронтоны, открытые лоджии.
Здесь царствуют ясные геометрические формы и сдержанный декор. Для
построения интерьеров была характерно анфиладность, когда комнаты,
как бы, "нанизывались" на прямой коридор. Впрочем, сейчас
это условие сохраняется исключительно редко. Зато все элементы интерьера
требуют дорогого, качественного и натурального материала (дерево,
камень, шёлк).
Красота классицизма гармонична, стройна и благородна. Самым ярким
символом этого стиля является античная колонна с её чёткими прямыми
линиями. В орнаменте также преобладают античные растительные мотивы
(меандр, акант, пальметты). Характерны украшения скульптурой, большими
алебастровыми вазами, настенными панно и лепниной. Цвета спокойные,
приглушённые.
Фото 014Классицизм весьма неоднороден. В нём выделяется такое своеобразное
течение, как АМПИР. Если
вас восхищает образ Наполеона Бонапарта, то этот стиль ваш. Он оформился
именно в эпоху имперских амбиций Франции и в отличие от греческого
классицизма, взял за основу величественные образцы Римской эпохи.
Это мужественный и холодный стиль, помпезный и гордый. Цвета становятся
яркими и контрастными. Мебель массивна и украшена бронзовыми накладками.
В декоре преобладают римские и египетские символы (львиные маски,
сфинксы, скрещенное оружие). Одним словом, стиль явственно показывающий
"ху из ху".
Самым же уютным и интимным стилем в истории человечества был стиль
РОКОКО. В этом игривом кокетливом слове кажется заключена вся его
суть. И если ампир безусловно мужественный стиль, то рококо - женственный.
Его философия - это философия будуара, игры, карнавала.
В дизайне интерьеров господствует грациозный, прихотливый орнаментальный
ритм. Линии изощренно изогнуты, текстура предметов драпируется или
скрывается под обильным декором. Интерьеры изящны, легки, украшены
гирляндами цветов, раковинами, фигурками амуров. Широко используются
изделия из бронзы, картины, живописные панно в затейливых рамах и
зеркала, зеркала, зеркала... Вся эта роскошь щедро покрыта позолотой,
и в сочетании со светлыми стенами дает тот самый утонченно-роскошный
стиль, который и сейчас нередко используется в оформлении больших
помещений.
Именно в эпоху рококо (первая половина XVIII в.) зародилось представление
об интерьере как целостном ансамбле. Архитекторы в своих проектах
стремились достичь полного декоративного единства всех составляющих
комнатного убранства: росписей и орнамента стен и потолков, отделки
пола, форм мебели, расцветок драпировок и обивочных тканей.
Для современного
освоения классики, как в России, так и на Западе, характерно обращение
в большей степени именно к ампиру, по-видимому, потому, что сегодняшние
почитатели пуританства и простоты предпочитают модернистские стилистики.
|
|