Растения
в интерьере
''Цветущий''
балкон
История комнатных и кадочных растений начинается в Древнем Египте.
Стремление окружить себя растениями в собственном доме всегда предполагало
наличие высокой культуры обустройства жилища. Только в XV в. растения
из тропических областей впервые прибыли в Старый Свет.
В конце XVI в. цитрусовые, пальмы, финиковые деревья начинают выращивать
в оранжереях. И уже в первой половине нашего столетия комнатные
растения стали совершенно привычным явлением.
В
Россию декоративные растения привезли позже, чем в Европу. Но известно,
что уже при царе Алексее Михайловиче появились первые оранжереи.
Они чаще всего были расположены в деревянных домах, которые обогревались
печами, - тропическим растениям необходимо создать климат, близкий
к природному. Оранжерея - это место, где выращивали заморские экзотические
растения и так называемые деликатесные культуры, плоды которых можно
было употреблять в пищу, - гранаты, лимоны, мандарины. В богатых
домах оранжереи превращались в целые зимние сады. Туда приходили
отдыхать, общаться с друзьями. Разводить
цветы в комнатах могли позволить себе не только богатые. Простолюдины,
люди среднего сословия хоть один цветок на подоконнике, но держали.
Поливая и окучивая его, человек расслаблялся после трудового дня,
набирался сил.
В XIX веке в России уже широко были известны такие комнатные растения,
как пальмы, фикус, абелия, гибикус китайский, монстера, пеларгония,
различные цитрусовые и многие другие. Все они были привезены из
Океании, Австралии, Африки, Индии, Китая.
Для многих любителей цветов в городе оконный ящик или балкон остаются
единственной возможностью заняться таким приятным и полезным делом,
как цветоводство. Труд таких людей, создающих собственный комфорт,
всегда приносит радость и окружающим. Красиво озелененные балконы
с ярко цветущими растениями выгодно выделяются на фоне однообразных
серых фасадов домов, привлекают к себе внимание прохожих и вызывают
восхищение и уважение к их хозяевам.
Привлекательность
и красота любого озелененного балкона зависят, прежде всего, от
умелого подбора растений и правильного размещения цветочных емкостей.
Не расстраивайтесь, если балкон мал, можно очень уютно расположиться
и на нем. Внимательно окиньте его взглядом: места может оказаться
больше, чем кажется на первый взгляд. Это, конечно, пол балкона
- здесь разместятся ящики с самыми крупными и тяжелыми растениями,
образующими пышные кусты, а также высокие растения с непрочными
"голенастыми" стеблями, которые мало пригодны для верхних
ящиков. Лучше устанавливать ящики по бокам или по центральной линии
и с учетом расположения верхних ящиков, но перегружать ими пол не
рекомендуется. Если вдоль ограждения балкона укрепить неширокие
полочки, то на них можно расположить многоэтажный садик. На верхнюю
полочку пойдут растения, нуждающиеся в обилии солнца, а внизу разместятся
теневыносливые культуры.
Хорошо закрепленная вертикальная стойка или "многоэтажная"
подставка также открывают дополнительные резервы пространства.
Если позволяет конструкция и площадь балкона или лоджии, не стоит
ограничивать их оформление только ящиками по периметру. Подвесные
горшки, кашпо, плетеные корзинки дают нам возможность задействовать
потолок верхнего балкона.
Можно их также развесить на укрепленных в фасадных стенах кронштейнах.
Разделительные стенки между двумя соседними балконами тоже предоставляют
места для крючков под подвесные емкости. Но это еще не все. Остается
место с наружной части балкона. Эти ящики (конечно, надежно закрепленные
и аккуратно покрашенные) хорошо подходят для посадки ампельных (свисающих)
и ароматных цветов.
Такое активное использование всех уровней балкона даст нам много
дополнительного пространства, а главное, ощутимо расширит возможности
художественного решения нашего небольшого рая. Даже на самом крохотном
балконе можно добиться разнообразия, если сажать цветы на разных
уровнях. Подбирая растения для одной емкости, необходимо внимательно
ознакомиться с их требованиями, чтобы все они одинаково комфортно
в ней себя чувствовали и хорошо развивались. Многим комнатным растениям
предпочтителен летом свежий воздух. Поэтому необходимо продумать,
как разместить их, чтобы они образовали гармоничный ансамбль с высаживаемыми
сезонными растениями. Только тогда ваш художественный замысел полностью
осуществится.
Множество растений на балконе еще не гарантирует его эффектность,
беспорядочное смешение всех красок и форм растений не считается
хорошим стилем. При продуманном подходе можно и из одного растения
получить великолепную живую картину. Знание нескольких несложных
правил поможет вам гармонично сочетать растения, различающиеся формой
и окраской цветов. Крупные и мелкие: в каждый ящик сажается одно
или несколько эффектных крупноцветковых растений, их сопровождают
растения, обильно цветущие мелкими цветочками. Широкие и узкие:
стройные свечеобразные соцветия хорошо контрастируют с приземистыми
плоскими круглыми цветками. Подобное с подобным: композиция из растений
с цветками одного тона всегда выглядит очень спокойно и гармонично.
Светлые и темные: когда сочетаются разные оттенки одного цвета.
Такой постепенный переход от одного к другому (например, белый или
розовый, переходящий в сиреневый и фиолетовый) смотрится очень элегантно
и естественно. Яркие и бледные: такое соседство строится на контрастах,
например, красного с белым, оранжевого с синим.
Насадить зелень - это только начало дела. Растения, выращиваемые
в емкостях, нуждаются в более интенсивном уходе, чем если бы они
были в саду. Им необходимы ежедневные поливы, в жаркую погоду приходится
поливать дважды, а то и трижды в день, подкармливать один-два раза
в неделю. Кроме того, требуется постоянная обрезка отцветших цветков
или соцветий, иногда целых стеблей, а также засохших и пожелтевших
листьев. Отцветшие растения приходится выдергивать целиком и заменять
другими. Только при таком уходе зеленый убор вашего балкона сохранит
свежий и привлекательный вид до самой осени, утверждают профессионалы.
Это будет балкон, на который вы с гордостью сможете пригласить гостей
на чашку чая или кофе или даже устроить романтичный ужин при свечах
в своем "летнем саду".
Комнатные растения пользуются большой любовью в современном мире.
Если пройтись по домам или учреждениям, то можно увидеть все те
же монстеры, пелагорнии, бальзамин (его в народе называют огонек,
хрусталик, девичья краса или мокрый ванька), фикус и т. д. Всегда
привлекают внимание подоконники, уставленные горшками с цветами.
Конечно, надо уметь украшать свое жилище и офис цветами или растениями.
Кто-то опирается только на свое чутье и вкус, а кто-то обращается
за советом к специалистам. Светлана Сафонова, Анна Смирнова предлагают
читателям несколько полезных советов по использованию растений в
интерьере:
Чем просторнее помещение, тем крупнее должны быть цветы и тем больше
их количество. Исключительно декоративными качествами обладают древовидные
растения, особенно такие крупнолистные их виды, как драцена, филодендрон
или фикус бенгальский, которые прекрасно смотрятся в помещениях,
где мало мебели, в холлах и прихожих. Для маленьких комнат лучше
подбирать средние или совсем небольшие экземпляры с широкими и нежными
листьями. Особенно красиво выглядят растения на скромном, неярком
фоне.
Если узор на обоях мелкий, то на их фоне будут прекрасно смотреться
крупнолистные растения, и, наоборот, к броскому узору обоев просятся
филигранные листочки папоротников или ципериуса. При оформлении
интерьера растениями следует обращать внимание на угол падения света.
Когда цветы стоят у освещенной солнцем стены, их тени образуют занятный
и странный узор. А если они стоят против света, на подоконнике,
то особенно выделяются общие контуры. Хороший эффект достигается,
если тона занавесок, обоев, мебельной обивки повторяются в цветках.
Если интерьер строится на контрасте черного и белого, то сочные
краски растений придадут свежести общей картине.
К прямым и элегантно изогнутым формам мебели из стали, стекла, мрамора
и лакированного дерева подойдут либо растения ясных и отчетливых
форм: сансевиерия трехполосая, монстера привлекательная, драцена
и гусмания - или же для резкой контрастности растения, чей облик
привлекает легкостью и непринужденностью: папоротники с перистыми
листьями, розовая азалия. К мебели из бамбука и ротанга, к маленьким
шкафчикам и плетеным полкам, низким столикам и сиденьям подходят
по стилю бромелии и орхидеи, восковой плющ, жасмин и т.д. Японскую
ноту можно придать интерьеру, украсив его бамбуком, азалиями и растениями
культуры бонсай. Английский и французский стили мебели, как и бидермейер,
гармонируют с кустистыми и пышно цветущими растениями, в облике
которых есть мягкость: цикламен, камелия, а также пальмы и древовидные
кадочные растения.
Икебана
Искусство расстановки цветов в вазах - икебана, или икэбана
("жизнь цветов") - восходит к древнему обычаю возложения
цветов на алтарь божества, который распространился в Японии вместе
с буддизмом в VI в. Чаще всего композиция в стиле того времени -
рикка ("поставленные цветы") - состояла из ветки сосны
или кипариса и лотосов, роз, нарциссов, установленных в старинных
бронзовых сосудах.
В
XVII - XIX вв. искусство икебаны получило широкое распространение,
возник обычай обязательного обучения девушек искусству составления
букетов. Однако из-за популярности икебаны композиции упростились,
пришлось отказаться от строгих правил стиля.
В композиции икебаны присутствует, как правило, три обязательных
элемента, обозначающие три начала: Небо, Землю и Человека. Они могут
воплощаться цветком, веткой и травой. Их соотношение друг с другом
и дополнительными элементами создаёт разные по стилю и содержанию
произведения.
Задача художника состоит не только в том, чтобы создать красивую
композицию, но и наиболее полно передать в ней собственные раздумья
о жизни человека и его месте в мире. Произведения
выдающихся мастеров икебаны могут выражать надежду и грусть, душевную
гармонию и печаль.
По традиции в икебане обязательно воспроизводится время года, а
сочетание растений образует общеизвестные в Японии символические
благо пожелания: сосна и роза - долголетие; пион и бамбук - процветание
и мир; хризантема и орхидея - радость; магнолия - духовная чистота
и др.
За столетия своего существования икебана обрела новые черты, но,
не потеряла главного - способности отражать философский взгляд на
мир. "В глубине нашего сознания всегда присутствует стремление
к самовыражению в творчестве. Это достигается с помощью раскрепощения
и свободы мышления",- Так считал Софу Тэсигахара, основатель
самой популярной на сегодняшний день японской школы аранжировки
цветов Согэцу (школе всего 70 лет).
Сделав икебану свободным искусством, упразднив многие запреты и
строгие правила классики, мастер помог приобщиться к процессу творчества
тем, кто боялся нарушать многовековые традиции, к которым у японцев
благоговейное отношение.
В переводе с японского Согэцу означает "трава-луна". То
есть всё находящееся между ними, от песчинки и до ледяных просторов
космоса, может быть отражено в композициях. Главное, чтобы в них
присутствовали дух и гармония. Японцы настолько высоко оценили подаренную
им свободу творчества, что стали называть Софу Тэсигахара "живое
национальное сокровище".
Но не стоит думать, что были упразднены абсолютно все правила. Семь
основных принципов всё-таки остались, хотя по сравнению со строгими
законами классической икебаны они выглядят очень демократично:
1. асимметричность - правая и левая части не должны, быть одинаковыми;
2. объёмность - трёхмерность композиции (высота, ширина и глубина);
3. динамичность - цветы и растения должны создавать ощущение движения,
роста;
4. пропорциональность - чёткое соблюдение пропорций между растениями
и сосудом, между полученной композицией и помещением;
5. гармония - продуманное сочетание всех элементов композиции;
6. лиричность - придание композиции определённого эмоционального
настроя;
7. новизна - использование в каждой последующей композиции новых
элементов во избежание повторений.
Методика обучения, принятая в школе Согэцу, довольно проста. По
этой причине её предлагают в качестве начального курса икебаны во
всех странах. Поэтому не случайно многие западные аранжировки приобретают
японские черты и наоборот.
Происходящая интеграция обогащает обе культуры, но будем надеятся,
что консерватизм японцев не позволит икебане утерять ту национальную
"изюминку", которая свидетельствует о связи времён и традиций.
|