Окна
в мир прекрасного (живопись в интерьере)
Картина
в наших квартирах не просто ещё одно украшение стен, или способ
закрыть дыру. Картина по праву является настенной "царицей",
отрадой для глаз и показателем вашего вкуса и стиля. И будь у вас
хоть Рембрандт, хоть Пикассо, они не спасут положение, если будут
висеть не там и не так. А где и как мы сейчас с вами и выясним.
РАЗМЕЩЕНИЕ
В маленьких комнатах с низкими потолками вешать большие картины
не стоит, так как по достоинству оценить их цвет и композицию можно
только с расстояния двух-трех метров. Для таких комнат подойдут
небольшие полотна. Картины в светлых пастельных тонах визуально
расширят помещение. Если
картин несколько, их можно разместить горизонтально в один или два
ряда, выравнивая либо по нижнему краю рамки, либо по центру. В большом
помещении развесьте их произвольно.
Расположение картин также зависит от их размеров. Большие, яркие
повесьте на уровне глаз. А небольшие, с менее выразительным сюжетом
- ниже.
Если раньше считалось, что сюжет картины должен соответствовать
функциональному назначению помещения (в гостиной - пейзаж; в детской
- картина со сказочной тематикой), то сейчас дизайнеры не делают
на этом акцент. Главное - чтобы картины вызывали эмоции, созвучные
характеру и образу жизни хозяина.
С
картинами, вызывающими чувство дискомфорта, лучше расстаться, несмотря
на их художественную ценность.
Если комната перенасыщена мебелью, место для картины найти сложно.
Ведь втиснутая между полками, она смотрится не слишком эстетично.
В таком случае лучше выбрать небольшую картину светлых тонов. Зато
над модной сегодня низкой мебелью можно размещать любые картины.
Графика, акварель, а также современная живопись сочетаются практически
с любой мебелью. А вот старинные полотна в широких золоченых рамах
предполагают соответствующую обстановку.
Размещать картины предпочтительно на стенах с однотонными обоями.
Крупные и яркие узоры несовместимы с картинами.
Освещение картин должно быть максимально приближено к естественному.
Идеальный вариант, особенно для полотен под стеклом, - точечные
светильники, причем, не с желтым, а с белым светом, направленные
на каждую картину.
ВЕШАЕМ
КАРТИНУ
- Если собираетесь разместить несколько картин, то сначала вырежьте
из бумаги прямоугольники и прикрепите их к стенам булавками. После
того как окончательно определитесь с выбором, сделайте отметки на
стене.
- Закрепите картину так, чтобы верхняя часть была слегка наклонена
вперед. Тогда полотно будет лучше восприниматься.
- Картина будет висеть ровно, если вместо одного крепления используете
два (веревку можно заменить металлической проволокой).
- На лестницах и в маленьких комнатах можно повесить пейзаж с большой
глубиной изображения. Он визуально сделает помещение более просторным.
- Серую невыразительную комнату оживит яркая картина, которая к
тому же может стать центром композиции.
- Прежде чем повесить портрет (особенно в спальне), подумайте, не
будет ли он раздражать вас.
- Чтобы избежать эффекта зеркала, используйте для картины специальное
стекло "антиблик".
ОБРАМЛЕНИЕ
Рама для картины - словно одежда для человека. Она должна соответствовать
размеру, колориту картины и стилю комнаты. Полотна, написанные маслом,
не помещают под стекло. Для современных картин подойдут гладкие
цветные рамы, а для старинных - резные золоченые. Графику (в том
числе акварель) не вставляют в широкие рамы "под бронзу",
а обычно помещают на паспарту (цветовые поля). Цвет паспарту должен
гармонировать с колоритом картины и рамы. Можно вставить графический
лист между двумя стеклами и скрепить зажимами.
УХОД
ЗА КАРТИНАМИ
Протирайте картины чистой фланелью, чистите пылесосом с мягкой щеткой
или сметайте пыль специальной метелкой. Не забывайте делать это
и с оборотной стороны. Мыть картины водой не следует.
Защитите картину от пыли, заклеив заднюю стенку картоном или "крафтом"
(специальной бумагой).
Потускневшие позолоченные рамы заблестят как новые, если протереть
их фланелью, смоченной в слабом спиртовом растворе.
Настенная роспись
Обои, плитка, побелка - вот, что ныне украшает стены и потолки подавляющего
большинства домов. Древнее искусство настенной росписи мы вспоминаем,
лишь попадая в некоторые из общественных заведений - дворцы культуры,
школы, детские сады. Позволить украсить себе стены живописными пейзажами
- дело хлопотное и всё же...
Посмотрите на фотографии. Неужели бы нам не хотелось, чтобы окружающее
однообразное пространство раздвинулось, ожило, заиграло красками,
перенесло нас на берег моря, или в тропические джунгли?
В зависимости от помещения, материала стены, температуры, влажности
воздуха и других технических факторов роспись традиционно делалась
либо в виде фрески (водорастворимыми пигментами по сырой штукатурке),
либо темперно - клеевыми красками (пигментами, замешанными на яйце
или казеиновом клее), либо красками на расплавленном воске (энкаустикой
), либо масляными красками по сухой штукатурке. Ещё один вариант-живопись
на деревянной панели или на холсте, который затем наклеивался на
стену.
Исторически в монументальном искусстве наибольшее распространение
получили фрески и темперно-клеевая живопись. С 70-х годов прошлого
века масляные краски, применяемые в Европе для росписи и колеровки
стен, были окончательно вытеснены водостойкой темперой. Она лучше
пропускает воздух, её можно мыть, в помещении темпера экологичнее
масляных покрытий. Начиная с 50-х годов нынешнего столетия художники
взяли на вооружение водо-эмульсионные, воднодисперсные и акриловые
краски как наиболее стойкие, лёгкие в приготовлении, быстросохнущие,
хотя и до сих пор недешёвые.
Выбор
цвета, декоративная колеровка потолка и стен в интерьере - ремесло
не менее древнее, чем искусство настенной росписи. Более того, в
их основе лежат общие технические приёмы, одни и те же материалы.
Приступая к стенной росписи, художник предварительно должен решить
вопрос цветовой гаммы стен в целом.
Известно, что каждый цвет определённым образом воздействует на человека
психологически и физиологически: голубой успокаивает, красный возбуждает,
жёлтый "заряжает" энергией. В комбинации, однако, те же
краски способны произвести совершенно иной эффект. Разноцветные
стены, колористические вариации в виде чередующихся полос, декоративные
фризы, настенные орнаменты - это лишь малая толика художественно-оформительского
арсенала.
Выбор цвета и приёмов декоративной колеровки обусловлен многими
факторами. Главные из них - общая стилистическая установка архитектора,
назначение помещения, степень его естественной освещённости, размеры,
соотнесённость со смежными комнатами, залами, коридорами, лестницами.
В жилых постройках XVIII-начала XX веков высота потолков составляет,
как правило, 5,5-4 м. В спальне или кабинете с высоким потолком
человек может чувствовать себя неуютно. Достаточно окрасить потолок
чуть темнее, чем стены или воспользоваться техникой теней (плавного
перехода оттенков от более тёмных на потолке к более светлым на
стене), чтобы визуально уравнять архитектурные пропорции и сделать
помещение уютным.
Напротив,
в современных домах, а также в мансардных помещениях потолки низкие
- 3 м и менее. Это создает у находящегося в комнате человека ощущение
тесноты и несвободы. Проблема решается подбором светлых тонов при
покраске стен и потолка, при этом потолок должен быть светлее стен.
Живописный фриз плюс цокольные декоративные панели и стена между
ними в тех же тонах, что и область над фризом, также позволяют "приподнять"
потолок художественными средствами.
В комнатах, куда не проникает естественный свет, - в подвальных
помещениях, ванных и т. д. - решить проблему восприятия пространства
только путём подбора цвета стен и потолка нельзя. Краска лишь отражает
световой поток, поэтому наряду с использованием светлых тонов в
таких помещениях необходимо правильно организовать искусственное
освещение.
В вопросах стенной росписи современные европейские дизайнеры активно
обращаются к опыту предшественников. Но работают почти исключительно
современными темперными и акриловыми красками. Западный частный
интерьер разнообразен и многолик. Не теряют популярности альфрейная
роспись стен в анфиладах дворцовых зал, барочно-рокайльные живописные
аллегории, архитектурные и декоративные "обманки" классицизма.
Но,
наряду с ними, опять в моде растительно-зоологические панно и росписи
стен в духе модерна и пост-модерна (в комнатах для гостей, зимних
садах). Многие выбирают иллюзорную живопись на стенах гостиных.
Предпочтителен эффект окна или иллюминатора, за которым простираются
горный ландшафт, подводный коралловый риф и пр.
Цветовой дизайн стен и потолков требует не только от художника-декоратора,
но и от заказчика определённых знаний о существующих стилях. Задача
оформления стен под силу лишь профессионалам. Она становится на
порядок сложнее, если в интерьере планируется также роспись потолка.
Сейчас спрос на настенные и потолочные росписи постоянно растёт.
К сожалению, не так много мастеров способных профессионально и стильно
справится с этим. Будем надеяться, что спрос породит предложение
и воскресит к жизни это прекрасное и древнее искусство.
|