Многообразие штор.    Ковры и покрытия.    Декоративные подушки.    Растения в интерьере.     Живопись в доме.    Зеркала, витражи.

КОВРЫ.

Ковры являются аксессуарами интерьера и искусством, в котором "безмебельный" арабский Восток достиг неповторимого мастерства, проявив в полной мере и своё "пустынное" терпение и любовь к сложному изысканному орнаменту. В персидских домах мебель и другие элементы привычного для европейца интерьера традиционно отсутствуют, однако устланные дорогими коврами комнаты выглядят обжитыми и теплыми.
Ковер в интерьере.
Из всего многообразия существующих в дизайнерской практике вариантов согласования ковра и интерьера. Брукстаут выделяет три базовых: аналоговый, контрастный и исторический. "Все зависит от того, какую задачу вы ставите перед ковром: ждете ли вы, что он сыграет роль дерзкого цветового пятна или же ему предстоит слиться с общим фоном, не нарушая цветовое равновесие обстановки... А может быть, вы мечтаете о тканой картине, например шерстяном Пикассо или Матисе?"
Краткая история ковроткачества.
Точная дата возникновения ковроткачества скрывается в глубине веков. Самым древним ковром считается обнаруженный в одном из могильников горного Алтая ковёр ассирийского происхождения, возраст которого оценивается не меньше, чём в два с половиной тысячелетия. До XVI-XVII вв. ковры изготавливались в основном для собственных нужд, нежели на продажу.
Наибольшее число антикварных ковров было произведено в XVIII веке, в Персии. Именно эта страна поставила ковроткачество на промышленную основу, что в свою очередь спровоцировало рационализаторское движение, направленное на удешевление производства.
Одним из важнейших достижений персидских мастеров оказалось использование хлопка при изготовлении основы. Основа - это скелет ковра, нить, на которой он "вырастает" и держится, и она должна обладать исключительной прочностью. Для основы выбирали наиболее качественную, наиболее дорогую шерсть. Хлопок в этом случае оказался не только дешёвым, но и более надёжным заменителем шерсти. Правда, только при изготовлении. При эксплуатации ковры с хлопковой основой; ничем не отличающиеся внешне от чисто шерстяных, оказались неустойчивыми к действию влаги, сгнивали в течение нескольким десятков лет. Не в жаркой Персии конечно, а в Европе, польстившейся на восточные "прелести".
Начало промышленного производства анилиновых кpacитeлeй" (1847 год) оказалоcь ещё одной серьёзной причиной рекордных достижений в области экономии средств изготовителями ковров. Натуральные красители, использовавшиеся для окраски шерсти при кустарном производстве, были вытеснены более яркими и дешёвыми производными анилина. Новые краски оказались эффектными, но зато менее устойчивыми к свету и к воздействию влаги, они делали шерсть более хрупкой и, соответственно, более ломкой. Ковры стали заметно жёстче, ранее не тускневшие веками, они стали выцветать под солнцем прямо на глазах. С пользователями синтетических красителей стали бороться проверенными, восточными способами: просто брали и отсекали одну-две руки. Однако, с прогрессом таким дедовским способом не справишься, и уже к концу прошлого века синтетика полностью вытеснила натуральные красители из, красильных производств.
В середине девятнадцатого века параллельно с традиционной технологией возникло и машинное производство ковров, живее реагировавшее на требования непретенциозного рынка. И здесь рационализаторское движение не остановилось. Одним из распространённых способов "ткачества" стало прошивание двух синтетических волокон ворсом с последующим продольным их разрезанием на два "ковра-близнеца". В специализированных торгующих организациях километры этих изделий продаются под названием "палас" или именуются термином "напольное покрытие".
Как выбрать настоящий ковёр.
Итак, имея представление о том, как эволюционировала технология изготовления ковров, вы решили приобрести самый-самый настоящий ковёр. НАСТОЯЩИМ ковром мы будем считать только ковёр созданный терпеливыми РУКАМИ. Ведь ковры ручной работы имеют особенность, которую не в силах воссоздать не одна машина. Так вот, принципиальное различие между ковром и тем, что на него похоже по форме, рисунку и материалу, сводится, по большому счёту, к главному технологическому моменту и, соответственно, элементу фактуры: ворс настоящего ковра фиксируется на нитях основы узелком, и делает это не машина, а человеческие пальцы.
Машина не умеет завязывать узелки. Ворс"ковра" машинной работы просто воткнут между основой и утком.

Но кроме непомерно дорогого антиквариата существует ведь и современное производство ковров ручной работы. Конечно, уже трудно встретить такие, что вытканы на шерстяной основе или окрашены натуральными красителями. Тем не менее, встречаются настоящие ковры, изготовленные по традиционной технологии.
Критериев для выбора ковра множество, но наиболее очевидными для покупателя, кроме линейных размеров, являются высота ворса, количество узелков на единицу площади и характер рисунка. Кстати, ковёр с ворсом не всегда самое удачное приобретение. Он требует, чтобы его повесили на стену или положили на пол в таком месте, где не будут слишком часто ходить - ворс, как известно, вытирается. Тем более на него нельзя ставить мебель - придавленный ворс сохранит отпечатки её ножек на всю жизнь. Ни в коем случае ковром нельзя застилать диван. Текстильная структура имеет свойство необратимо вытягиваться в тех местах, на которые регулярно давят.
Безворсовый ковёр - килим - более устойчив к нагрузкам и физическим воздействиям. Однако, если вы решите разместить его в прихожей, вам понадобится специальная резиновая подстилка, чтобы он не скользил.
По поводу плотности ковра можно сказать, что, чем больше количество узелков на одном квадратном дециметре. тем он будет плотнее. Количество узелков сказывается только на детальности рисунка и дополнительных преимуществ не даёт. Зато, в связи с трудоёмкостью процесса вязания узелков, цена более плотного ковра значительно возрастает.
Что касается рисунка, то он уже давно утратил национальную "принадлежность". То есть, откуда взяты мотивы орнамента сказать можно, но они не определяют страну-производителя. В Италии делают "шираз" и "бухару" с тем же успехом, что и в Курске.
Особенностями, например, "туркменского" рисунка являются тёмно-красно-коричневые тона и миниатюрный рисунок. "Азербайджанские" же ковры украшают броские медальоны геометрического рисунка. Они ярко и нарядно смотрятся в любом интерьере. Так же велики, но не столь пестры медальоны "персидских" ковров. Зелёного цвета (священного для мусульман) восточные ковроделы избегают.
Уход за ковром
Покупка ковра - дело безусловно важное. Но не менее важен и правильный уход за этим прихотливым "созданием". Меньше всего забот требуют старинные ковры. Дело в том, что в процесс их выделки включался и этап "жестоких" испытаний вещи. Сотканные ковры вымачивали, вытаптывали, высушивали и выветривали, чтобы потом они не сели при стирке и имели гарантию устойчивости к физическим воздействиям.
Нынешняя технология утратила этот хлопотливый этап, чем добавила хлопот пользователям. В результате, опрокинутый на ковёр стакан чая, наверняка досадно изменит его строгую геометрию. Поэтому перед эксплуатацией купленный ковёр лучше отнести в мастерскую, где производится их влажная обработка. Именно, ВЛАЖНАЯ, поскольку в большинстве химчисток ковры чистят "всухую", продувая их перхлорэтиленом. Такая технология не только не позволяет вычистить ковёр, но и насыщает его хлоркой. А никакого полезного воздействия на его текстильную структуру не оказывает. Намоченный фрагмент после сухой чистки будет "садиться" не менее успешно, чем до неё.
Что касается длинноворсовые ковров, которые любят производить в Индии, Китае и Японии, то их вообще невозможно сдать в чистку. Грязь, скопившуюся в волосатых "недрах" вычищать никто не берётся.
Чистить ковёр нужно регулярно, даже если он выглядит вполне чистым. Дело в том, что пыль и грязь, набивающиеся в основание ворса, обладают свойством впитывать в себя из воздуха влагу. Особенно это заметно при перепадах ночных и дневных температур (в некондиционируемых помещениях). А чем опасна влага, вам, надеюсь, понятно - в ковре "буйным цветом" распускаются грибки, именуемые плесенью. Выколачивая ковёр на снегу, пылесося его с помощью моющего пылесоса, мы, убирая часть грязи, добавляем влаги голодающим грибкам.
Впрочем, шерсть настолько прочная биологическая структура, что продукты метаболизма плесени на неё практически не действуют. Чего не скажешь о хлопковой основе. Она постепенно сгнивает, хотя внешне это почти незаметно. Поэтому чистить ковёр нужно не только регулярно, но ещё и в мастерской, способной его промыть и тщательно просушить.
Напольные покрытия.
Из напольных покрытий ковролин представляет серьёзную альтернативу, как ковру, так и линолеуму. Ковёр, как известно и стоит значительно дороже, и в своей "покрывающей способности", как ни крути, ограничен. Ковролином же можно укрыть все помещения, включая такие территории, которые раньше не покрывались. Ну а линолеум - покрытие "холодное", и в зимнее время этот недостаток весьма ощутим.
К тому же, укладка ковролина не требует специальной подготовки основания и его можно уложить по любому старому полу (паркету или линолеуму), а можно, удалив старое напольное покрытие, настелить ковролин прямо по бетонной плите, не утруждая себя процессом ее выравнивания.

При выборе ковролина в качестве сплошного напольного покрытия сперва необходимо определиться с его видом.
РАЗНООБРАЗИЕ
У коврового покрытия может быть однослойная и двуслойная основа. Однослойная основа состоит из плотной синтетической ткани, в которую вплетены волокна ворса, снизу они закрепляются латексом. Если ковер двуслойный, то его изнанка, то есть крепления ворса обычно закрываются с помощью латекса вторым слоем.
По способу производства различают, тафтинговые, иглопробивные и флокированные ковровые покрытия. Тафтинговый способ - это когда иглу с нитью проводят сквозь основу и оставляют с лицевой стороны петли заранее заданной высоты. Затем их разрезают, а с изнанки основы закрепляют латексом. Иглопробивной способ - это множественное прокалывание волокнистой основы иглами со специальными зазубринами. Волокна, захваченные зазубринами, причудливо перепутываются, придавая изделию вид войлочного. Их также закрепляют с изнанки вторичной основой. Флокирование: ворсинки длиной 3 мм с помощью электростатического поля плотно "выстраивают" на полихлорвиниловой основе и закрепляют.
Ковролин может быть коротковорсовым (до 5 мм), средневосровым (5-15 мм) и высоковорсовым (15-40 мм). Однако важна не столько высота ворса, сколько его плотность, - чем она выше, тем он лучше сохраняет первоначальный вид, форму, тем меньше подвержен истиранию, и тем дольше послужит. Иногда в производстве узор ковролину придается на счет варьирования высоты и уровней ворса.
Дизайнеры советуют настилать в гостиную тафтинговое покрытие с разноуровневым или коротким стриженым ворсом. На кухню пойдет иглопробивное с пестрым риснуком. В спальне приятно пройтись по высокому ворсу, в котором нога как бы утопает. В детской отдают предпочтение шерсти. В ванной комнате наиболее практичным окажется флокированное покрытие. В прихожую для удобства лучше настелить иглопробивное изделие с водоотталкивающей пропиткой. А в кабинете или лоджии вполне можно использовтаь плетеное покрытие из экзотического материала, такого, например, как появивишиеся на рынке изделия из растительных волокон субтропических сизаля и кокоса.
Для человека, отправляющегося за покупкой коврового покрытия, способ изготовления изделия наверняка будет иметь меньшее значение, чем его внешний вид. А вид определяет во многом материал, из которого изготовлен ворс и его окраска. Различают натуральные, искусственные и синтетические волокна. Среди изделий из натуральных материалов наиболее распространены чисто шерстяные, либо смесовые (содержащие от 10 до 30% шерсти). Достоинствами ковролина из шерстяной пряжи являются отличная упругость, низкая влагопроницаемость и воспламеняемость, легкость в уборке. Недостатками - низкая износоустойчивость (подверженность моли и плесени), способность накапливать электростатический заряд и высокая стоимость (от15-20 долларов и выше). Отличить натуральный ковролин от искусственного очень просто, нитка шерстяного ковролина тлеет, а искусственная плавится.
Основными видами синтетических волокон, применяемых при изготовление ковролина, являются полиамид (нейлон), полипропилен (олефин), полиакрил и полиэстер. Покрытия из нейлона по своим качествам лучше остальных синтетических материалов: они мягкие, хорошо держат ворс и на них почти не видно вмятин от мебели, они легко чистятся и не выцветают. Проводимость световых лучей делает загрязнение искусственных покрытий менее заметными. Срок их службы - лет 10-15.
Чуть уступают нейлону акрил и полиэстер. Последний дешевле нейлона, менее долговечен (прослужит 5-8 лет), жесткий на ощупь, обладает характерным синтетическим блеском. Олефин, хоть им и заполнено 90% 'ковролинового' рынка России, тоже может прослужить пять-восемь лет, но мы считаем, что это материал прошлого, его качество уже не удовлетворяет современным требованиям. Главный его плюс - дешевизна.
На замену олефину, сейчас приходят: терклон и суприм, это полипропиленновые волокна, прошедшие химическую и термическую обработку для повышения износостойкости. По внешнему виду такой ковролин не отличишь от шерстенных покрытий и на ощупь он очень мягкий.

Hosted by uCoz