Пан — в греческой
мифологии бог лесов, охотников и пастухов, спутник Диониса. Считается,
что он происходил из Аркадии и был сыном Гермеса и нимфы Дриопы
(по другим мифам, сын Зевса и Ойнеиды). Пан родился с козлиными
ногами, рогами и длинной бородой. Мать, испуганная его видом, убежала.
Но Гермес обрадовался сыну и отнес его на Олимп. Ребенок развеселил
всех богов своей необычайной внешностью. Но Пан не остался на Олимпе,
а вырос в горах и лесах. Возмужав, он стал играть на свирели в окружении
нимф и менад, водить с ними хороводы, проводя в беззаботном веселье
все свое время. Но опасно обеспокоить отдыхающего Пана, он в гневе
может наслать тяжелый давящий сон или жуткий «панический» страх.
Греки считали, что таким страхом он поразил персов в битве под Марафоном
в 490 году до н. э.
Пан
считается изобретателем свирели. По преданию,
он .был влюблен в прекрасную нимфу Сирингу, которая, однако, при
виде Пана обратилась в бегство. Но путь ей преградила река. Сиринга
умолила бога реки превратить ее в тростник. Из него Пан вырезал
свою свирель и назвал ее сирингой.
Более счастливой была его любовь к нимфе Эхо, родившей ему дочь
Иингу — птицу вертишейку. Известен миф о музыкальном состязании
Пана с богом Аполлоном, которого в свое время лесной бог научил
искусству прорицания. Аполлон покорил всех своей игрой на кифаре,
только один Мидас восхвалил скромную свирель Пана. Оскорбленный
бог-кифаред наградил его за это ослиными ушами. В древнейшие времена
Пан почитался только как бог-покровитель лесов, позже его стали
почитать как покровителя всей Природы. В Древнем Риме его культ
слился с культами италийских божеств — Фавна и Сильвана.
В Гомеровском гимне к Пану мы находим следующее описание этого божества:
"С
нимфами светлыми он — козлоногий, двурогий, шумливый—
Бродит по горным дубравам, под темною сенью деревьев.
Нимфы с верхушек скалистых обрывов его призывают,
Пана они призывают с курчавою, грязною шерстью,
Бога веселого пастбищ. В удел отданы ему скалы,
Снежные горные главы, тропинки кремнистых утесов...
Часто мелькает он там, на сверкающих, белых вершинах,
Часто, охотясь, по склонам проносится, с дикого зверя
Острых очей не спуская. Как только же вечер наступит,
Кончив охоту, берет он свирель, одиноко садится
И начинает так сладко играть, что тягаться и птичка
С ним не могла бы, когда она в чаще, призывно тоскуя,
В пору обильной цветами весны заливается песней.
Звонкоголосые к богу собираются горные нимфы,
Пляшут вблизи родника темноводного быструю пляску,
И далеко по вершинам разносится горное эхо".
|