Арес,
в древнегреческой мифологии - бог войны, нелюбимый сын Зевса и Геры.
(в риме Марс) Боги Олимпа не любят Ареса за дикость и кровожадность,
за его любовь к грохоту оружия, стонам раненых. Но стихия Ареса
— носиться с мечем и огромным щитом среди сражающихся воинов и торжествовать,
когда видит хлынувшую из их ран кровь. Разит он всех подряд, никого
не жалея. Его изображали в военных доспехах с оружием в руках, на
голове у него был шлем, в руках он держал щит, копье и меч. Обычно
он сражался в одиночку на колеснице запряженной четверкой яростных
коней, а за ним летели его сыновья Димос и Фобос. Сестры Эрида (Раздор)
и Эно - богиня убийства и разрушительница городов, которую римляне
звали Беллона, помогали ему.
Арес никогда
не принимает ничью сторону во время битвы, и в пылу сражения он
бьется сначала против одной, а затем против
другой стороны. Его целью было сеять раздор
и убийство. Он наслаждался видом крови и лязгом оружия. Благодаря
всему этому, а также тому, что Арес пренебрегал законом, остальные
боги, включая его собственных родителей, его не любили. Тем не менее,
его очень ценил Аид, который заполучал души павших в битве воинов.
Афродита тоже испытывала сильные чувства по отношению к Аресу, чем
навлекла на себя гнев Гефеста. Богиня любви родила ему (кроме Фобоса
и Димоса, которые упоминались ранее) Гармонию (Лад), Эроса и Антероса
(Любовь и Ответную Любовь соответственно). Считалось, что Амазонки
тоже были его детьми.
Большинство мифов в которых участвует Арес
- военные истории, рассказы о сражениях и поединках, из которых
он, однако, не всегда выходил победителем. Диомед, с помощью Афины,
победил его у стен Трои, а близнецам - гигантам Алодам удалось победить
его и держать в плену заточив в бронзовый сосуд целый год и месяц,
пока Гермес не пришел на помощь и не освободил его. Посейдон
даже обвинял Ареса в неоправданной страсти к убийству, но он смог
оправдать себя.
Иногда Аресу приходится покориться воинственной дочери Зевса Афине-Палладе,
которая берет над ним верх, благодаря мудрости и сознанию своей
силы. Бывали случаи, что и смертному удавалось победить Ареса, если
ему помогали боги. Сама Афина направила удар Диомеда, который ранил
бога войны своим мощным копьем в битве у стен Трои. Страшно - закричая
от боли Арес, как будто десять тысяч воинов разом вскрикнули в ярости
и гневе. Вздрогнули в ужасе греки и трояицы. Арес, окутанный -мрачным
облаком, в крови и с проклятиями бросился за помощью к Зевсу, но
тот не захотел помочь сыну, не будь Арес его сыном, он давно сбросил
бы его в Тартар. Однако славу Аресу приносит не только его неукротимый
нрав, но и прекраснейшая из богинь, его незаконная жена Афродита,
которая родила ему сына Эрота, а также Деймоса, Фобоса и дочь Гармонию.
Различные мифы отображают две стороны характера
Ареса: с одной стороны, его описывали как бога стремящегося к войне
и разрушению, а с другой - как молодого воина и любовника Афродиты.
Это противоречие можно объяснить тем, что греческие мифы являются
лишь доработанными вариантами древних сказаний Средней Азии, откуда
они и пришли в древний цивилизацию Греции. По всей видимости, изначально
Арес являлся символом оплодотворяющего мужского начала. Возможно
это послужило источником возникновения военных игр, проводимых в
честь богов, которые на самом деле являлись ни чем иным как ритуальными
сражениями которые символизировали зачатие и деторождение. После
того как образ Ареса попал в Грецию, он претерпел множество изменений
из-за чего он приобрел характерную двойственность свойственную богам
классической эры.
Древние хтонические черты Ареса отразились в мифе о порождении им
вместе с одной из эриний фиванского дракона, убитого Кадмом. Даже
в детях Ареса — героях проявляются черты необузданности, дикости
и жестокости Спутницами Ареса были богиня
раздора Эрида и кровожадная Энио. Его кони (дети Борея и одной из
эриний) носили имена: Блеск, Пламя, Шум, Ужас; его атрибуты — копьё,
горящий факел, собаки, коршун. Само его рождение мыслилось вначале
чисто хтонически: Гера породила Ареса без участия Зевса.
|