Мойры
- «участь, доля» - греческие богини судьбы, дочери
Зевса и Фемиды (по другой версии - дочери Ананке):
Клото (греч., «Пряха») — прядущая (нить жизни),
Лахезис (греч., «Судьба») — определяющая (судьбу жизни),
Атропа или Атропос (греч., «Неотвратимая») — неумолимая, неотвратимая
участь (смерть).
Раннее
религиозное мировоззрение обозначало этим именем верховный закон
природы, указывая на богов, как на его исполнителей; наряду с выражением
др.-гр., «божественное предопределение» часто встречается выражение
греч. Из этого представления возникла вера в богинь-мойр, стоящих
особо от других божеств. По Гесиоду, их было три — Клото, Лахезис
и Атропос; все они — дочери Ночи. Первая, в образе прядущей женщины,
олицетворяет собой неуклонное и спокойное действие судьбы, вторая
— ее случайности, третья — неотвратимость ее решений. Платон в своей
«Республике» изображает мойр сидящими на высоких стульях, в белых
одеждах, с венками на головах; все они прядут на веретене необходимости,
сопровождая небесную музыку сфер своим пением; Клото поёт о настоящем,
Лахезис — о прошедшем, Атропос — о будущем. Рождение
и смерть стоят под особым покровительством мойр; в силу этого верования
богини предполагались иногда существующими в двойственном числе
(напр. в Дельфах было изображение только двух мойр). Мойрам
возносили моленья в дни свадеб. Они определяют момент смерти человека
и заботятся, чтобы последний не прожил дольше положенного ему срока.
Как дочери Ночи, мойры — сёстры и союзницы Эриний, которые считались
не только силами мрака, но и неумолимыми духами мести и кары и отсюда
— смерти. Далее, мойры — богини закономерности и порядка в мире
внешних и душевных явлений. В силу такого символического значения
они считаются уже дочерями не Ночи, а Фемиды, сёстрами Гор. Зевс,
отец их, верховный устроитель порядка, покоящегося на его законах,
называется, поэтому Мойрагетом — эпитет, который носил и Аполлон,
как провозвестник распоряжений Зевса.
В искусстве мойры изображались по разному. На греческой вазе Франсуа
в изображении шествия богов на брак Пелея и Фетиды мойры помещены
возле колесницы Гермеса и Маи, в числе 4, по наружности ничем не
отличаются от Муз, Гор и Харит. Остальные художественные изображения
относятся к римской императорской эпохе, когда были созданы и распространены
атрибуты мойр — прялка, свиток, весы. Изображались Мойры обыкновенно
молодыми, но иногда выводились и в образе старух (напр. Catull.,
LXIV, 305).
У римлян Мойрам соответствовали Парки.
|