Греческие духи
Мойры
главнаяраздел Грециябиблиотеканазад

Мойры - «участь, доля» - греческие богини судьбы, дочери Зевса и Фемиды (по другой версии - дочери Ананке):

Клото (греч., «Пряха») — прядущая (нить жизни),
Лахезис (греч., «Судьба») — определяющая (судьбу жизни),
Атропа или Атропос (греч., «Неотвратимая») — неумолимая, неотвратимая участь (смерть).

Раннее религиозное мировоззрение обозначало этим именем верховный закон природы, указывая на богов, как на его исполнителей; наряду с выражением др.-гр., «божественное предопределение» часто встречается выражение греч. Из этого представления возникла вера в богинь-мойр, стоящих особо от других божеств. По Гесиоду, их было три — Клото, Лахезис и Атропос; все они — дочери Ночи. Первая, в образе прядущей женщины, олицетворяет собой неуклонное и спокойное действие судьбы, вторая — ее случайности, третья — неотвратимость ее решений. Платон в своей «Республике» изображает мойр сидящими на высоких стульях, в белых одеждах, с венками на головах; все они прядут на веретене необходимости, сопровождая небесную музыку сфер своим пением; Клото поёт о настоящем, Лахезис — о прошедшем, Атропос — о будущем. Рождение и смерть стоят под особым покровительством мойр; в силу этого верования богини предполагались иногда существующими в двойственном числе (напр. в Дельфах было изображение только двух мойр). Мойрам возносили моленья в дни свадеб. Они определяют момент смерти человека и заботятся, чтобы последний не прожил дольше положенного ему срока. Как дочери Ночи, мойры — сёстры и союзницы Эриний, которые считались не только силами мрака, но и неумолимыми духами мести и кары и отсюда — смерти. Далее, мойры — богини закономерности и порядка в мире внешних и душевных явлений. В силу такого символического значения они считаются уже дочерями не Ночи, а Фемиды, сёстрами Гор. Зевс, отец их, верховный устроитель порядка, покоящегося на его законах, называется, поэтому Мойрагетом — эпитет, который носил и Аполлон, как провозвестник распоряжений Зевса.
В искусстве мойры изображались по разному. На греческой вазе Франсуа в изображении шествия богов на брак Пелея и Фетиды мойры помещены возле колесницы Гермеса и Маи, в числе 4, по наружности ничем не отличаются от Муз, Гор и Харит. Остальные художественные изображения относятся к римской императорской эпохе, когда были созданы и распространены атрибуты мойр — прялка, свиток, весы. Изображались Мойры обыкновенно молодыми, но иногда выводились и в образе старух (напр. Catull., LXIV, 305).
У римлян Мойрам соответствовали Парки.


Греческие духи
Нимфы, Дриады, Наяды, Нереиды, Мойры, Хариты, Плеяды, Каллисто, Психея, Эхо


free counters
Hosted by uCoz