Десять копеек. 1832 г. Николай 1 Однако в отношении проблемы крепостного права дальше полумер, которые не затрагивали
основ общественного устройства, дело не пошло. Идеологическим оформлением этого
идеала стала так называемая теория официальной народности, провозгласившая вечными
и непоколебимыми основами бытия России три священных начала: православие, самодержавие
и народность. Свое служение отечеству Николай воспринимал как высокую религиозную
миссию и, руководствуясь этим убеждением, старался лично вникать во все детали
государственного управления. Он ценил исполнительность выше компетентности и
предпочитал назначать на руководящие должности военных, привыкших к строгой
дисциплине и беспрекословному подчинению. В его царствование ряд гражданских
ведомств получил военную организацию. Введение военного принципа в государственное
управление свидетельствовало о недоверии царя к управленческому аппарату. Тем
не менее стремление максимально подчинить общество государственной опеке, свойственное
идеологии николаевской эпохи, фактически неизбежно вело к бюрократизации управления. |