Копейка. 1805 г. Александр1 Выполнение этого плана поручено было разным лицам. Добросовестный швейцарец Лагарп, поклонник республиканских идей и политической свободы, заведовал умственным образованием великого князя, читал вместе с ним Демосфена и Мабли, Тацита и Гиббона, Локка и Руссо; он сумел заслужить уважение и дружбу своего ученика. Лагарпу помогали Крафт, професс. физики, знаменитый Паллас, читавший ботанику и математик Массон. Русский язык преподавал известный сантиментальный писатель и моралист М. Н. Муравьев, а закон Божий - протоирей А. А. Самборский, человек более светский, лишенный глубокого религиозного чувства. Наконец, граф Н. И. Салтыков заботился главным образом о сохранении здоровья великих князей и пользовался благорасположением Александра до самой своей смерти. В воспитании, данном великому князю, не было сильной религиозной и национальной основы, оно не развивало в нем личной инициативы и предохраняло его от соприкосновения с русской действительностью. С другой стороны оно было слишком отвлеченным для юноши 10 - 14 лет и скользило по поверхности его ума, не проникая в глубь. |