Эллин и его потомство
Cын Девкалиона Эллин женился на Орсеиде и обосновался в Фессалии,
которую унаследовал от него его старший сын Эол [1].
b. Младший сын Эллина Дор переселился к горе Парнас, где основал первую дорийскую
общину. Его средний сын Ксуф к тому времени уже бежал в Афины, обвиненный
братьями в краже. В Афинах он женился на Креусе, дочери Эрехфея, и она родила
ему Иона и Ахея. Поэтому четыре самых знаменитых эллинских племени, а именно:
ионийцы, эолийцы, ахейцы и дорийцы, — ведут свое начало от Эллина. Однако
Ксуфу в Афинах не повезло: выбранный после смерти Эрехфея третейским судьей,
он объявил своего сводного брата Кекропа Второго законным наследником престола;
но это решение не нашло поддержки у населения, Ксуфа изгнали из города, и
он умер в Эгиалее, которую теперь называют Ахайей [2].
с. Эол соблазнил дочь Хирона пророчицу Тею, которую некоторые называют Фетидой
и которая во время охоты сопровождала Артемиду. Тея боялась, что когда все
откроется, Хирон накажет ее, однако не посмела обратиться к Артемиде за помощью.
Тем временем Посейдон, желая помочь Эолу, временно превратил его возлюбленную
в кобылицу по имени Эвиппа. Когда Эвиппа ожеребилась Меланиппой, Посейдон
превратил ее- в маленькую девочку, а образ Теи поместил среди звезд. Теперь
ее образ называют созвездием Лошади. Эол взял Меланиппу, переименовал ее в
Арну и доверил ее воспитание некоему Десмонту, который, будучи бездетным,
.был рад взять на воспитание дочь. Хирон ничего об это мне узнал.
d. Посейдон соблазнил Арну, которая ему приглянулась, как только та достигла
брачного возраста. Обнаружив, что она беременна, Десмонт ослепил ее, закрыл
в пустой гробнице и оставил ей воды и хлеба ровно столько, чтобы та не умерла
с голоду. В этой гробнице Арна родила сыновей-близнецов, которых Десмонт приказал
своим слугам отнести на гору Пелион, чтобы их сожрали дикие звери. Однако
икарийский пастух спас близнецов. Один из них был так похож на своего деда
по матери, что его назвали Эолом, а второй довольствовался именем Беот.
е. Тем временем царь Икарии Метапонт сказал, что разведется со своей женой
Феано, если она не родит ему в течение года наследника. Когда муж уехал, чтобы
посоветоваться с оракулом, она обратилась к пастуху за помощью и тот принес
ей найденышей, которых, по возвращении Метапонта, она выдала за своих собственных
детей. Позднее, оказавшись вовсе не бесплодной, она родила мужу двойню, однако
найденыши, имея божественного родителя, оказались намного красивей ее собственных
детей. Поскольку Метапонт даже не подозревал, что Эол и Беот не его дети,
они так и оставались его любимцами. Такое положение становилось все более
невыносимым для Феано и, дождавшись, когда Метапонт вновь уехал из дому, -
на этот раз чтобы принести жертву в святилище Артемиды Метапонтины, — Феано
приказала своим детям отправиться на охоту вместе со старшими братьями и там,
якобы по неосторожности, убить их. Однако ее планам не суждено было сбыться,
поскольку в завязавшейся между братьями схватке Посейдон встал на сторону
своих сыновей. Вскоре Эол и Беот показались перед дворцом, неся мертвые тела
напавших на них братьев. При виде этой процессии Феано схватила охотничий
ножи зарезалась.
f. После этого Эол и Беот бежали к своему приемному отцу-пастуху, где явившийся
к ним Посейдон рассказал, кто их родители. Он приказал им спасти их мать,
которая до сих пор томилась в гробнице, и убить Десмонта. Они без колебания
повиновались. Когда Арна была освобождена, Посейдон вернул ей зрение, и все
трое отправились в Икарию. Метапонт, узнав, что Феано обманула его, женился
на Арнеи официально признал ее сыновей как своих наследников [3].
g. Несколько лет все шло хорошо, пока Метапонт не решил избавиться от Арны
и вновь жениться. В начавшейся борьбе Эол и Беот приняли сторону матери и
убили новую царицу Автолику, однако вынуждены были отказаться от наследства
и бежать. Беот и Арна нашли прибежище во дворце своего деда Эола, который
подарил им южную часть своего царства и переименовал ее в Арну, а люди, жившие
там, до сих пор называют себя беотийцами. Два фессалийских города, один из
которых позднее называли Херонея, также стали именоваться в честь Арны [4].
h. Тем временем Эол с несколькими друзьями поплыл на запад и захватил семь
Эолийских островов в Тирренском море, где стал известен как доверенный богов
и хранитель ветров. Он жил на плавучем острове Липара, где за отвесными скалами
были заточены все ветры. Его жена Энарета родила ему шесть сыновей и шесть
дочерей. Жили они все в дружбе и согласии во дворце, окруженном медной стеной.
Жизнь их протекала как праздник, с песнями и весельем, пока Эол не узнал,
что его младший сын Макарей спит со своей сестрой Канакой. В ужасе он бросил
плод их кровосмесительной любви собакам, а Канаке отправил меч, который она
использовала по назначению. После этого он узнал, что и остальные его сыновья
и дочери, не ведая, что инцест среди людей не нравится богам, давно уже жили
парами, считая себя мужем и женой: Не желая обидеть Зевса, который считал,
что инцест допустим только для олимпийцев, Эол запретил эти союзы и приказал
четырем сыновьям уехать. Сыновья отправились в Италию и Сицилию, где основали
знаменитые царства, каждое из которых отличалось такой же справедливостью
и строгостью нравов, как и царство их отца. При себе Эол оставил только своего
старшего сына, который должен был унаследовать от отца трон Липары. Некоторые,
правда, говорят, что у Макарея и Канаки была дочь Амфисса, которую потом полюбил
Аполлон [5].
i. Зевс заточил ветры потому, что боялся, что в противном случае они поднимут
на воздух и землю, и море. По желанию Геры за ветрами стал присматривать Эол.
Его обязанностью было выпускать ветры по одному по своему желанию или по желанию
богов. Когда нужна была буря, Эол бросал в скалу копье, и из образовавшегося
отверстия начинали дуть ветры до тех пор, пока Эол вновь не закрывал его.
Эол так хорошо справлялся со своими обязанностями, что, когда настал его смертный
час, Зевс не отправил его в Аид, а усадил на трон в Пещере ветров, где его
можно видеть до сих пор. Хотя, по мнению Геры, своей добросовестностью Эол
заслужил того, чтобы присутствовать на пирах богов, другие олимпийцы, особенно
Посейдон, счи- тавший море и воздух над ним своей собственностью и оспаривавший
право любого распоряжаться бурями, полагали, что Эол вмешивается не в свои
дела [6].
1 Аполлодор I.7.3.
2 Геродот I.56; Павсаний VII.1.2.
3 Гигин. Мифы 186; Поэтическая астрономия II.18.
4 Диодор Сицилийский IV.67.6; Павсаний IX.40.3.
5 Овидий. Героиды XI; Гомер. Одиссея X.I и cл.; Гигин. Мифы 238; Диодор Сицилийский
V.8; Павсаний Х.38.2.
6 Гомер. Одиссея, там же; Вергилий. Энеида 1.142-145.
* * *
1. Ионийцы и эолийцы* — первые две волны патриархальных эллинов, пришедших
в Грецию, — переняли от уже живших здесь элладцев культ женской триады и соответствующим
образом изменили свой социальный порядок. Позднее ахейцами дорийцам удалось
установить здесь патриархальное правление и патрилинейное наследование, поэтому
Ахей и Дор рассматривались ими как сыновья их общего предка Эллина, чье имя
представляет собой форму мужского рода от имени луны-богини Элле, или Елены.
"Паросская хроника" утверждает, что переименование греков в эллинов
произошло в 1521 г. до н.э., что представляется вполне правдоподобным. Эол
и Ион были отнесены ко второму поколению и названы сыновьями вороватого Ксуфа.
Таким образом было высказано отрицательное отношение к практиковавшемуся эолийцами
и ионийцами оргиастистическому культу луны-богини Афродиты, священной птицей
которой был xythos, т.е. воробей, и жрицы которой не признавали патриархального
взгляда на женщину, считавшуюся собственностью отца и мужа. Еврипид, будучи
верным афинянином и ионийцем, представил Иона как старшего брата Дора и Ахея
и одновременно как сына Аполлона (см.44.a).
2. Совращение Посейдоном Меланиппы и овладение силой кобылоголовой Деметрой
(см. 16. f), а также соблазнение Эолом Эвиппы, вероятно, относятся к одному
и тому же событию: захват эолийцами доэллинских центров культа лошади. Миф
об ослеплении Арны и ее заточении в гробницу, где она родила близнецов Эола
и Беота, брошенных на съедение Диким зверям, очевидно, происходит от распространенного
живописного сюжета, который также породил мифы о Данае (см. 73.2), Антиопе(см.
76. а) и др. Согласно этому сюжету, жрица матери-земли, распростертая в гробнице
- толос,— предъявляет пастухам близнецов, олицетворяющих Новый год, что являлось
частью мистерий. Гробница имела вход, всегда обращенный к востоку, что символизировало
надежду на воскресение. Эти пастухи должны были сообщать остальным, что нашли
на горе брошенных кем-то детей, вскормленных определенным священным животным—
коровой, свиньей, козой, сукой или волчицей. Дикие звери, от которых якобы
спасали близнецов, были сезонными перевоплощениями новорожденного царя-жреца
(см. 30 .1).
3. Если исключить историю с заключением на острове Липара ветров и историю
кровосмесительных браков, то в остальном миф повествует о миграции племен.
Мифографы нарочито путают Зола — сына Эллина, Эола, которого называют сыном
Ксуфа (чтобы представить эолийцев третьим поколением греков), а также еще
одного Эола, который был внуком первого*.
4. Поскольку боги Гомера не считали кровосмесительные браки между сыновьями
и дочерьми Эола предосудительными, можно предположить, что ни Эол, ни Энарета
не были смертными и не подчинялись жреческим спискам, выводящим степень родства.
Они оба плюс шесть пар их дочерей и сыновей, возможно, были титанами, которые
управляли семью небесными телами и семью днями священной недели (см. 1.d).
Такое допущение объясняет их особое положение и богоподобное существование
в неприступном дворце на плавающем острове, где не нужно заботиться ни о пропитании,
ни об одежде. Этот остров напоминает Делос накануне рождения на нем Аполлона
(см. 14. 3). "Макарей" означает "счастливый", но счастливыми
считались только боги. Уже на долю латинских мифографов выпала задача сделать
из Эола человека и заставить его критически взглянуть на поведение своих детей.
5. Ветры первоначально принадлежали Гере, и мужчины-боги власти над ними не
имели. Так у Диодора Эол только учит островитян тому, как пользоваться парусами,
и предсказывает по огненным знакам, какие будут дуть ветры. Управление ветрами,
которые считались душами мертвых, являлось той привилегией богини смерти,
которой ее представители меньше всего хотели лишиться. Колдуньи в Англии,
Шотландии и Бретани даже в XVI и XVII вв. утверждали, что могут управлять
ветрами и продавать их морякам. Однако дорийцы вели себя последовательно:
уже в эпоху Гомера Эол — предок-эпоним эолийцев — оказался возведенным в ранг
божка и стал распоряжаться ветрами, ранее принадлежавшими Гере. Эолийские
острова, названные в его честь, расположены в районе, известном своими сильными
ветрами (см. 170.g). Появление нового божка не могло не встретить сопротивления
со стороны жрецов Зевса и Посейдона, которые противились созданию новых божеств,
и, бесспорно, не встретило энтузиазма со стороны поклонников Геры, для которых
ветры всегда казались неотъемлемой собственностью их богини.
ИОН
Аполлон тайно возлег на ложе с дочерью Эрехтея Креусой, женой
Ксуфа. Случилось это в пещере под афинскими Пропилеями. Когда у нее родился
сын, Аполлон перенес его в Дельфы, где он стал храмовым слугой и жрецы назвали
его Ионом. Ксуф, не имея наследника, после долгих раздумий отправился к дельфийскому
оракулу, чтобы узнать, как обрести сына. К своему удивлению, он узнал, что
первый, кого он встретит, выйдя из святилища, и есть его сын. Ему повстречался
Ион, Ксуф подумал, что это сын одной из менад, зачавшей от него во время дионисийских
оргий много лет назад. Иону нечего было возразить, и он признал в Ксуфе своего
отца. Однако Креуса была раздосадована тем, что у Ксуфа появился сын, а у
нее сына не было, и попыталась умертвить Иона, предложив ему чашу с отравленным
вином. Но Ион сначала совершил жертвенное возлияние богам, и прилетевший голубь
испил пролитого вина. Голубь упал мертвым, а Креуса бросилась искать спасения
у алтаря Аполлона. Когда жаждущий отомстить ей Ион попытался вытащить Креусу
из святилища, вмешалась жрица и объяснила ему, что он — сын Креусы и Аполлона
и что не следует разубеждать Ксуфа в том, что Иона родила ему одна из менад.
За это Ксуфу было обещано, что Креуса родит ему Дора и Ахея.
b. После этих событий Ион женился на Гелике, дочери Селина, царя эгиалеев,
от которого он унаследовал трон, а когда умер Эрехфей, он был избран царем
Афин. Четыре сословия афинян — земледельцы, ремесленники, жрецы и солдаты
— получили свои названия от имен сыновей, которых Иону родила Гелика [1].
1 Павсаний VII. 1. 2; Еврипид. Ион; Страбон VIII. 7.1; Конон.
Повествования 27.
* * *
1. Этот театральный миф рассказывали для того, чтобы обосновать старшинство
ионийцев над дорийцами и ахейцами (см. 43. 1), а также для того, чтобы вывести
их божественное происхождение от Аполлона. Креуса в пещере — это, вероятно,
богиня, производящая на свет новогоднего младенца или младенцев (см. 43. 2)
от пастуха, которого ошибочно принимают за Аполлона в пастушеских одеждах.
Гелика — это ива, дерево пятого месяца, посвященного триаде муз, жрица которой
использовала это дерево в колдовстве и магии вызывания дождя (см. 28. 4);
не исключено, что ионийцы без сопротивления подчинились этой богине.
АЛКИОНА И КЕИК
Aлкиона была дочерью Эола — хранителя ветров - и Эгиалы. Она вышла
замуж за Кеика из Трахина, сына Утренней звезды, и им было так хорошо друг
с другом, что она даже посмела называть себя Герой, а его Зевсом. Вполне понятно,
что олимпийцы, Зевс и Гера, почувствовали себя оскорбленными и обрушили молнию
на судно, в котором Кеик отправился за советом к оракулу. Кеик утонул, а его
дух явился Алкионе, которая вынуждена была против своей воли остаться в Трахине.
Горе ее было так велико, что она бросилась в море, а растроганные происшедшим
боги превратили их обоих в зимородков.
b. С тех пор каждую зиму самка зимородка с громким причитанием несет своего
спутника жизни к месту погребения, а затем, свив плотное гнездо из колючек
морской иглы, спускает его в море, откладывает яйца и высиживает птенцов.
Происходит это в Алкионовы дни, т.е. семь дней до зимнего солнцестояния и
семь дней после, причем в это время Эол не разрешает ветрам волновать море.
с. Некоторые утверждают, что Кеик был превращен в чайку [1].
1 Аполлодор I. 7. 3; Схолии к "Птицам" Аристофана
250; Евстафий. Комментарий к "Илиаде" Гомера IX. 562; Плиний. Естественная
история X. 47; Гигин. Мифы 65; Овидий. Метаморфозы XI. 410-748; Лукиан. Гальциона
I; Плутарх. Кто из животных самый ловкий? 35.
* * *
1. Легенда о гнезде алкионы, или зимородка, которой, кстати, нет подтверждения
в природе, поскольку зимородок вообще не строит гнезда, а откладывает яйца
в ямки на побережье, может быть объяснена только рождением нового царя-жреца
во время зимнего солнцестояния после того, как царица, олицетворявшая мать
царя, т.е. луну-богиню, переправит труп прежнего царя на остров для погребения.
Однако в связи с тем, что зимнее солнцестояние не всегда совпадает с одной
и той же фазой луны, "каждый год" следует понимать как "каждый
Великий год", состоящий из ста лунных месяцев, в конце которого происходило
примерное совпадение лунного и солнечного календарей и кончался срок правления
царя-жреца.
2. Гомер отождествляет зимородка с Алкионой (см. 80.d), т.е. эпитетом жены
Мелеагра Клеопатры ("Илиада" IX. 562), а также с дочерью хранителя
ветров Эола (см. 43. h), "Зевс", как пишет Иоанн Цец (Antehomerica
102 и cл. и Хилиады 1.474), был всего лишь титулом царьков (см. 68. 1), который
со временем сохранился только за Небесным отцом. Однако на Крите даже в эпоху
христианства еще продолжала существовать мистическая традиция, согласно которой
Зевс рождался и умирал ежегодно, причем могилу Зевса показывали в Кноссе,
на горе Дикта и на горе Ида, хотя эти центры принадлежат различным культам.
Каллимах был настолько поражен этим, что написал в своем "Гимне к Зевсу":
«"Критяне все-то солгут"; еще бы, и гроб сотворили критяне, боже,
тебе,— а ты пребываешь живущим!» Этот гимн приводится в "Послании к Титу"I.12
(см. 7.6).
3.Плиний, который подробно описывает несуществующее гнездо зимородка,- очевидно,
это зоофит, названный Линнеем halcyoneum,— сообщает также, что зимородка можно
увидеть очень редко — только во время двух солнцестояний и при появлении созвездия
Плеяд. Это еще одно доказательство того, что птица олицетворяла луну-богиню,
которая попеременно была богиней живого начала во время зимнего солнцестояния
и богиней жизни-в-смерти во время летнего солнцестояния. Эта же богиня каждый
Великий год, когда в начале ноября Плеяды заходили на небе, объявляла царю-жрецу
о приходе смерти.
4. Еще одна Алкиона — дочь Пелионы и Атланта, была предводительницей семи
Плеяд (см. 39. d). Появление Плеяд на небе в мае означало начало сезона мореплавания,
который продолжался до захода Плеяд, с исчезновением которых, как указывал
Плиний в разделе, посвященном зимородку, начинали дуть очень холодные северные
ветры. Обстоятельства смерти Кеика показывают, что эолийцы, которые были хорошими
моряками, поклонялись богине как "Алкионе", защищавшей их от скал
и плохой погоды: Зевс ударяет перуном в корабль Кеика, чтобы показать свое
неподчинение богине. Однако остается вера в магическую возможность зимородка
успокаивать бури, а высушенная тушка этой птицы использовалась как талисман,
оберегающий от молний Зевса — вероятно, на том основании, что молния дважды
не попадает в одно и то же место. Во время зимнего солнцестояния на Средиземном
море, как правило, держится хорошая погода.