КАЛИНУШКИН НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Заслуженный художник России. Заслуженный художник Республики Башкортостан. Скульптор, монументалист, медальер, график (работает в различных материалах и техниках рисунка), педагог. Творчество Николая Александровича Калинушкина при всей своей многогранности
представляется на редкость цельным организмом: построенное на очевидных внутривидовых
и внутрижанровых антитезах оно, тем не менее, формируется в русле отличительных
авторских достижений — верности главному стилистическому принципу «от образа
— к форме» ( оставшемуся незыблемым даже в остроконцептуальных, на наш взгляд,
сериях «Ситуации» и «Знаки») и столь же завидной последовательности в эволюции
образно-тематической линии. Что касается первого достижения — сохранения чистоты
стилистики, построенной на пиетете к цельному объему, противному ненужной детализации,
— то здесь не обошлось без творческого переосмысления классического наследия
Александра Матвеева и Сергея Коненкова и опыта объемно-пространственных построений,
приобретенного современной отечественной скульптурой и латышской, в особенности,
в последние три десятилетия, не говоря уже об ориентации на известные классические
образцы прошлого (от античности до народного искусства) и европейской скульптуры
новейшего времени — произведений Бурделя, Майоля и Бранкуси, в первую очередь.
Но традиция — традицией. Совершенное знание ее для Калинушкина — явление чисто
профессионального порядка: в своей штудийной функции она была для него основополагающей
в период «скульптурной» юности — в пору активного экспериментаторства и поисков
собственного пластического языка. Сегодня же, когда художник обрел заслуженный
статус лидера, для него важнее — нечто большее. И это большее — не что иное,
как убедительное выражение самостоятельности образно-пластического мышления.
В этом контексте вопросы пластической культуры, некогда бывшие для художника
первоочередными, сегодня представляются менее актуальными, поскольку их бесспорность
в случае с Калинушкиным — более, чем очевидна. Актуальнее и ответственнее выглядит
добровольное «обречение» самого себя на сугубо авторское доказательство вневременного
существования эстетического постулата о неразрывности формы и содержания, тем
более сегодня, когда скульптура, то и дело «заигрывая» с декоративно-прикладным
искусством, порой стремится даже вырвать у него пальму первенства. К чести Калинушкина,
заметим, что в этой ситуации ему редко изменяло чувство меры, а, следовательно,
стиля: спасала безусловность профессионального, интеллектуального и человеческого
уровней. К тому же, на зависть многим, он всегда успешно балансировал и балансирует
между станковой и монументальной структурами. В результате даже самое небольшое
по размерам станковое произведение, построенное по принципам цельного объема,
обобщенной пластической массы, четко читаемого силуэта и, как следствие, — ясной,
уравновешенной, архитектоничной композиции (к примеру, «Торс», кат.40, «Торс»,
кат.43, «Благовещение», кат.37, «Материнство», кат.51), представляется моделью
памятника или пленэрной скульптуры. Более того, увлеченность идеями мону-ментализма
превращает многие произведения Калинушкина в образцы, достойно тяготеющие к
мемориальной скульптуре («Пьета», кат.38, «Благовещение», кат.37, «Материнство»,
кат.50, «Чеченская мадонна», кат.39, «Икар», кат. 18, «Давид Бурлюк», кат. 15).
На этом тяготении «настаивает» не столько сама тема, сколько композиционно-пластическая
трактовка формы: как правило, большинство произведений Калинушкина построены
по принципу статичной вертикальной композиции с плавно «текущей» линией силуэта,
что и обеспечивает им особое - репрезентативное — положение в пространстве.
Отсюда — образное состояние их почти канонической значимости, ассимилировавшей
идею философского обобщения, природу метафоры и ассоциативную культуру художника.
Так внешняя статуар-ность формы становится своеобразной сдерживающей оболочкой
для страстно рвущейся наружу энергии скрытого в ней содержания. Композиционная
статичность и внутренняя экспрессия — эти контрастирующие состояния — определяют
логику образной динамики каждого произведения, созданного Калинушкиным на протяжении
последних двух десятков лет. Уже в историческом портрете, доминировавшем в творчестве
художника в 80-е годы (хотя художник не отказался от него и сегодня), даже при
«персонификации» модели утверждалась неувядающая идея непреходящего значения
общечеловеческих нравственных ценностей — катарсиса, иси-хазма и созидания.
Чуть позже все тот же историзм мышления, основанный на свойственном Калинушкину
особом чувствовании «перепада времен» (когда прошлое представляется неотделимым
от настоящего, воображаемое от видимого и т.п.), определил логический переход
от исторического портрета к скульптурам так называемого ветхозаветного цикла
(серии «Ева» и «Адам и Ева») и напрямую связанную с последними произведениям
цикла «Материнство». Подобная эволюция образно-тематической линии в равной степени
прием-лет и возникновение как мифологических образов («Мелодия для Геракла»,
кат.61, «Послеполуденный отдых Фавна», кат.24). так и скульптур серии «Торсы»
(последние, за редким исключением, формируют так называемое «классицизирующее»
направление). Объединенные своеобразием образно-пластического мышления художника
названные серии позволяют конструировать только его, Калинушкина, «художественное
пространство» и только его, Калинушкина, «художественное время». Каждое же произведение
этой новой, художественно-историзованной пространственно-временной среды, в
свою очередь, обретает то мощное смысловое качество, которое изначально было
для художника программным, — состояние вневременной символико-аллегорической
образности. Исключение в этом ряду не составляют даже преувеличенно декоративные,
на первый взгляд, скульптуры «Дама в домино» (кат.ЗО) и «Портрет» (кат.29).
С одной стороны, они почти хрестоматийно иллюстрируют свойственную отечественной
и, в первую очередь, эстонской скульптуре 80—90-х годов тенденцию массового
обращения скульпторов к по-лихромной росписи, с другой, представляют частные
примеры завершенности образной характеристики цветом: декоративная раскраска
плотным локальным колоритом, буквально «наложенным» на скульптурный объем, тем
не менее, становится органичным элементом содержательной «окраски» образа —
его сложной символической «заряженности», рожденной ассоциативной отзывчивостью
художника. Так в «Даме в домино» Калинушкин откровенно ностальгирует по карнавально-маскарадным
шествиям и фейерверкам XVIII столетия, но увиденным сквозь призму воображения
художника «серебряного века», в «Портрете» же (как в трактовке формы, так и
в ее раскраске) непосредственно апеллирует к прототипам русской традиционной
деревянной скульптуры: обобщенная пластика объема подчеркивается открытым локальным
колоритом. Иное колористическое решение предлагает художник в «Радуге» (кат.36):
динамичность самой композиции предполагает безошибочное использование тонального,
как бы «вибрирующего» колорита, еще более усиливающего рельефную моделировку
поверхности объема. Но в большинстве произведений последних лет превалируют
монохромная тонировка объема, подчеркивающая его силуэтное прочтение, и композиционное
сочетание различных по физическим характеристикам материалов (дерево — мельхиор,
мрамор — латунь, бронза — камень, и т.п.), что вносит в эмоционально-психологическую
характеристику образа не меньшую экспрессию, а подчас — и драматизм («Изгнание
из рая», кат.23, «Святой Себастьян», кат.44). Особенности живописно-пластического
мышления художника, столь ярко выразившиеся в станковой скульптуре, не в меньшей
степени выражаются в его оригинальной графике, выполненной в традиционных для
академического рисунка материалах и техниках (карандаш, уголь, сангина) и при
этом и стилистически тяготеющей к известным академическим образцам (рисунки
серии «Торсы»), а также в светотеневой моделировке «живопи искусствовед, заместитель директора Государственного художественного музея им. М. В. Нестерова по научной работе. Уфа, сентябрь-октябрь 1998 года. |