К содержанию

Фальшивомонетчество - история и современность

Подделка денег в любом государстве и во все времена считалась тяжким преступлением и каралась весьма жестоко. В Англии XII века, по эдикту короля Генриха I фальшивомонетчикам отрубали правую руку и половы органы. В России во времена Петра I поддельщики монет подлежали смертной казни, а доносители получали вознаграждение. "Ворам" вливали расплавленный металл в горло, а если преступник не умирал, ему отсекали голову. Менялись времена - смягчались и нравы. При Екатерине II фальшивомонетчество также каралось весьма строго, хотя и не так жестоко как при Петре. Осенью 1794 года отставной "морских батальонов" капитан Фрейденберг и бывший на "иностранной службе" подпоручик барон Гумперхт за изготовление фальшивых ассигнаций были приговорены к лишению чинов и дворянского достоинства, затем публично в Петербурге им заклеймили обе руки первыми буквами слов "вор и сочинитель фальшивых ассигнаций". После этого обоих сослали в Нерчинск на каторжные работы. Однако монархи, жестоко каравшие своих подданных, сами порой активно занимались изготовлением фальшивок. Одним из первых фальшивомонетчество использовал как экономическую диверсию король прусский Фридрих II Великий. Это было в середине XVIII века во время войны с Саксонией. Он выпустил в оборот на захваченной территории обесцененные серебряные монеты (с пониженным содержанием серебра), обозначив на них довоенные даты выпуска. Таким образом, августейший фальшивомонетчик собирался обеспечить содержание своей армии. Не чужд тайных финансовых операций оказался и император Наполеон Бонапарт. По его приказу в окрестностях Парижа была устроена фабрика для подделки государственных казначейских билетов Венского банка.
Однако вскоре император женился на дочери австрийского императора Марии-Луизе. Выпуск фальшивок был немедленно прекращен. Фабрика простаивала без работы недолго. Накануне войны 1812 года началось массовое производство российских ассигнаций номиналом 25 и 50 рублей. Французы старались, как могли, но без накладок не обошлось. На некоторых купюрах в словах "государственная" и "ходячий" вместо букв "д" печатали "л". Когда после войны начали изымать фальшивые купюры, их оказалось ни мало ни много - на 70 млн. рублей. Однако настоящий размах фальшивомонетчество приобрело в 20 веке.
После того как в 1939 году Англия и Франция объявили войну Германии, лидеры последней прибегли к экономической диверсии. Организаторами ее стали президент имперского банка Я.Шахт, обергруппенфюрер СС Р.Гейдлих и группенфюрер СС В.Шелленберг. В пригороде Берлина была организована фабрика, клише были изготовлены в лаборатории службы безопасности, специализировавшейся на изготовлении поддельных документов. Долгое время никак не удавалось подобрать подходящую бумагу. В конце концов, удалось узнать, что англичане печатают деньги на бумаге, в состав которой входит турецкий лен. После этого со станков немецкой типографии "Аугуст Петрик" начали сходить поддельные английские фунты стерлингов. Фальшивки было решено проверить на "подлинность". В Швейцарию отправили эсэсовца-курьера, и одновременно предупредили швейцарских пограничников о подозрительной персоне. Багаж курьера был тщательно проверен, но ничего криминального найдено не было. Позднее в базельский банк было послано сообщение о появлении фальшивых английских банкнот. В Швейцарии насторожились, но подделок не обнаружили. Эта хорошо спланированная операция прекратилась в 1941 году после нападения нацистской Германии на Советский Союз. Секретным службам "третьего рейха" требовались достаточные средства в советских деньгах и "Аугуст Петрик" переключился на рубли.
В августе 1942 года в концентрационном лагере Бухенвальд отобрали 23 заключённых, преимущественно евреев, имевших опыт граверных работ, граверов, топографов, художников. Их перевезли в лагерь Заксенхаузен где оборудовали мастерскую. Так начиналась одна из самых масштабных в истории операций по производству фальшивых фунтов стерлингов. Во главе операции был поставлен штурмбанфюрер СС Бернгард Крюгер, именем которого она и была названа. К началу 1945 года было изготовлено фальшивок на сумму 134 610 810 фунтов стерлингов. Первосортных подделок среди них было на 10 364 830 фунтов. Второсортными считались купюры, которые мог обнаружить высококвалифицированный эксперт. Вынужденные фальшивомонетчики трудились добросовестно, однако не упускали случая подпортить продукцию или записать номера и серии подделок. В 1944 году бала сделана попытка освоить производство долларов США. К началу 1945 года удалось напечатать только около 6 тысяч купюр достоинством в 100 долларов. Когда к концлагерю приблизились союзные войска все оборудование и заключенных эвакуировали. В конце войны все оборудование и компрометирующие материалы были упакованы в ящики и утоплены в горном озере Теплиц. Продукция "Бернгарда" использовалась в самых различных целях. В 1942 году камердинер английского посла в Турции Э.Базна связался с сотрудниками немецкого посольства и предложил им свои услуги. Он многократно вскрывал сейф с секретными документами и переснимал их. Имперская служба безопасности не проявила особого интереса к этим документам, однако с Базной щедро расплатились выдав ему 300 тыс. фальшивых фунтов стерлингов. Когда после войны тот попытался положить их на свой счет, банковские чиновники отказались принять фальшивки. Упрямый шпион вплоть до 1970 года пытался получить компенсацию у правительства ФРГ как правопреемника "третьего рейха". Наиболее крупными производителями фальшивок за всю историю хождения американских долларов были канадцы Реаль Дюпон и Джозеф Багдасарян. Реаль Дюпон и его три брата произвели и сбыли около 112 млн. долларов, причем цена "дюпоновского" доллара в начале хождения имела 15-20% от номинала, превращаясь в 50% у сбытчика на конце цепочки. Джозеф Багдасарян и члены его семьи не смогли развернуть такого же мощного производства как Дюпоны, но тоже успели изготовить и сбыть около 15 млн. долларов. Печатал деньги один Багдасарян, соорудив в горах Монреаля провинции Квебек типографскую мастерскую. За свою деятельность Джозеф получил не так уж и много - 4 года строгого режима.
Одним из наиболее известных и удачливых фальшивомонетчиков нашей страны можно признать Виктора Баранова. В 70-х годах этот 30-летний ставрополец со средним образованием всерьез заинтересовался полиграфией, и даже специально ездил за свой счет в Москву, неделями не вылезая из библиотек. Несколько лет он потратил на подбор красок, бумаги и изготовление клише. Свою лабораторию он разместил в старом сарае. Там Виктор печатал 50- и 25-рублевые денежные билеты с форм глубокой и высокой печати. Печатные формы он изготавливал на медных пластинах фотомеханическим способом. После травления фальшивомонетчик тщательно дорабатывал их вручную с помощью бормашины под микроскопом. Всего Баранов сумел изготовить подделок на сумму около 23 тысяч рублей и сбыть их в 70 городах Советского Союза. Подделки отличались высоким качеством. Специалисты Гознака поначалу приняли его фальшивки за собственную продукцию, только с нарушениями технологии. Виктор Баранов был задержан случайно, он попытался сбыть купюру человеку, знающему в них толк. За свои "трудовые достижения" Баранов получил 12 лет. В музее МВД ему отведен специальный стенд. В настоящее время подобные подделки встречаются крайне редко, более 90 % изымаемых из оборота фальшивок следует признать явной "халтурой".Тем не менее, следует признать, что с начала 90-х годов нашего времени фальшивомонетчество переживает необычайный подъем.
Современная компьютерная и копировально-множительная техника стала весьма доступной по цене и достигла такого совершенства, что за 10-15 минут можно изготовить копию денежного билета с первого взгляда совершенно неотличимую от подлинной. Естественно многие предприимчивые граждане поддаются искушению, а зря. Напомним, что статья № 186 уголовного кодекса РФ предусматривает наказание за изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации а также металлической монеты либо иностранной валюты в виде лишения свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой. Те же деяния, совершенные в крупном размере (в УК однозначно не определяется сумма, считающаяся крупным размером) либо лицом ранее судимым за изготовление или сбыт поддельных банковских билетов карается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества. Те же деяния, совершенные организованной группой наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества. Заметим, что данные преступления совершаются, как правило, именно организованной группой лиц, в которой одни изготавливают купюры, а другие их сбывают. Обычно преступникам удается сбыть не более нескольких десятков поддельных купюр до момента их разоблачения и задержания. Прибыль от такого занятия как видим, невелика, и заниматься таким промыслом можно, видимо, только из любви к риску и острым ощущениям. Наиболее дерзким преступлением, совершенным фальшивомонетчиками на территории нашей области, можно считать афёру, в результате которой в нашем городе на эти деньги в неких торговых фирмах были приобретены два автомобиля
Волга. К сожалению, сотрудники фирм оказались очень слабо осведомлены о признаках подлинности купюр и приняли от злоумышленников пачки поддельных 500-рублевых купюр. Купюры достаточно хорошо имитировали свойства бумаги подлинных банкнот и водяной знак, однако на этом их достоинства заканчивались. Пик же наплыва фальшивок в стране пришелся на середину 90-х годов. Именно в это время в стране появилось огромное количество хорошо выполненных подделок купюр номиналом 50 000 рублей образца 1993 года (см. рис. 54). Фальшивки имели отчетливый, промышленно выполненный водяной знак и отлично выполненную УФ-защиту (в ультрафиолетовых лучах купюра светится аналогично подлинной, но ярче). Хотя и не очень четко, но на купюре можно было прочитать микротекст. Это была самая хорошая серийная подделка Российской валюты, выявленная в пост советское время. В настоящее время наиболее подделываемыми российскими банкнотами (в порядке убывания популярности) являются 100, затем 500 и 50-рублёвые купюры. При этом на трети всех подделок отсутствует водяной знак, защитная полоска встречается ещё реже. Вообще же в подавляющем большинстве случаев подделки Российских рублей удручают своим качеством, очень часто - это тусклые бумажки с расплывами краски и обтрёпанными краями, без всяких признаков водяного знака и защитной полосы. Одна немолодая гражданка, став по причине невнимательности обладательницей подобной купюры, по забывчивости её ещё и постирала вместе с одеждой. Обнаруженная после всех этих злоключений подделка была высушена, выглажена, подклеена и принесена ни о чём не подозревающей бабушкой в Банк на обмен. Вердикт экспертизы был суров - стирка тут не при чём, просто купюра фальшивая. Однако бывает и наоборот, постиранная купюра становится причиной неприятностей для своего владельца. Ориентируясь только на данные УФ-осветителя кассиры объявляют купюру поддельной, милиция возбуждает уголовное дело и . . . тут главное не сознаться в том, в чём вы не виновны. Проводимая в таких случаях экспертиза расставит всё на свои места.
Подделки долларов отличаются более высоким качеством и, как правило, пытаются воспроизвести все наиболее известные степени защиты валюты. Лидируют, причем с большим отрывом, 100-долларовые купюры, далее следуют 50-долларовые (см. рис. 30). Случаи обнаружения поддельных долларовых купюр других номиналов единичны и крайне редки. Отметим, что по новому уголовному кодексу любые сделки с иностранной валютой не наказуемы, и граждане могут свободно совершать сделки купли-продажи, расплачиваясь долларами США. При этом они часто становятся жертвами фальсификаторов или мошенников. Трудно описать словами состояние человека, узнавшего, что за проданный автомобиль он получил девять тысяч поддельных долларов. И уже совсем обидно продать телевизор за "канадские доллары", которые при внимательном рассмотрении оказываются малоизвестной валютой государства Эквадор, которая стоит к тому же намного дешевле рубля. А ведь все эти события происходили в жизни.
Иногда фальшивомонетчество приобретает совсем карикатурные формы. Трудно понять, на что рассчитывал "фальшивомонетчик" изготовивший поддельную купюру на факсимильном аппарате. Выполненную на тонкой глянцевой бумаге и вырезанную не иначе, как дамскими ножницами для маникюра (её края ни в одном месте не были ровными) купюру нельзя было принять за настоящую даже ночью при тусклом свете луны. Все это можно было бы посчитать шуткой, если бы этот гражданин не предпринял попытку купить на неё настоящую бутылку водки в коммерческом киоске, за что и был задержан компетентными органами. Может кому-то это и покажется невероятным, но случаи успешного сбыта подобных подделок всё же имеют место в нашей жизни. Где в глухой российской деревне местные жители нашли копировальный аппарат так и осталось загадкой, однако для придания чёрно-белой копии 100-рублёвки большего правдоподобия они слегка раскрасили её коричневыми карандашами, после чего вырезали опять таки неровно и дождавшись темноты в известной им "точке" приобрели 4 литра браги, не забыв при этом получить сдачу. Наутро подделка была обнаружена и сдана в милицию.

Шапошников Ю.И. отзывы, замечания и предложения по e-mail Usi@nm.nts.ru

Методы и приемы фальшивомонетчества

Ознакомившись с основными особенностями изготовления и "секретами" подлинных денежных знаков, рассмотрим наиболее популярные способы фальшивомонетчества. Сначала рассмотрим методы получения основных мотивов изображения, а затем перейдем к деталям. Начнем с наиболее простых, если не сказать примитивных методов. Заметим, что настоящая книга не является учебником по полиграфии, и поэтому мы рассмотрим лишь суть основных способов печати.
Времена криминальных художников давно прошли. За последние 10 лет в Нижнем Новгороде такую подделку обнаружили лишь однажды. Не нашедший лучшего применения своему таланту гражданин повадился рисовать купюры номиналом 50 рублей. И надо сказать делал он это довольно искусно. В дело употреблялись обычные капиллярные ручки. Для лучшей цветопередачи он выдавливал чернила из ручек, смешивал их в нужной пропорции и заправлял обратно. Копию срисовывал с оригинала на просвет, через обычное оконное стекло. Работа шла не быстро, на одну купюру уходило дня два, зато творением можно было по праву гордиться. Купюры получались весьма похожими, поскольку "художнику" удавалось таки на них отовариваться на ближайшем рынке. Дабы читатель также мог оценить талант художника.
Технический прогресс до неузнаваемости изменил облик современных фальшивомонетчиков. Среди них всё меньше встречается современных "кулибиных". Стоит обзавестись приличным компьютером с минимальной периферией - и производство фальшивок можно ставить на поток. В начале 1999 года в Нижегородской области изобличена преступная группа из 7 человек занимавшаяся изготовлением и сбытом поддельных 100 рублевых купюр банка России. В данную группу входило 6 сбытчиков и 1 изготовитель. Купюры изготавливали на ПК на частной квартире. На изготовление 1-й купюры фальшивомонетчики тратили 10 мин. Качество подделок соответствовало времени, затраченному на их изготовление. Итог закономерен и печален. Оценку такой деятельности вынес суд. Теперь вся компания находится, как говорится, в местах не столь отдалённых. Следует заметить, что за редким исключением, подделки печатают на обычной белой бумаге "для ксероксов". Значительная же часть людей "знающих толк в деньгах" в качестве критерия отличия подлинных денег от подделок используют именно свойства бумаги. Держа в руках заведомую подделку, они обычно очень убедительно подтверждают свои слова характерным хрустом подлинной купюры и отсутствием такового у фальшивки. В таком случае для авторов остается загадкой, почему в 60 случаях сбыта таких подделок группой фальшивомонетчиков, только одна купюра была с сомнением отвергнута таксистом. Уникальные и характерные свойства бумаги денежных знаков действительно являются одним из важнейших признаков подлинности, однако как показывает практика рассчитывать только на него нельзя. Ветшая со временем, купюры в значительной степени утрачивают эти свойства.
Переходя к описанию способом, используемых для изготовления фальшивых денежных билетов напомним, что наша книга и не пособие для начинающего фальшивомонетчика и убедительно просим не пытаться заниматься этим ремеслом.

Капельно-струйный принтер
Данный метод изготовления поддельных денежных знаков следует признать наиболее простым и доступным. Качество принтеров данного типа постоянно улучшается, приближаясь к фотографическому, а цена уменьшается. Техника капельно-струйной печати становится доступной очень широкому кругу людей и следует заметить, что своим качеством изрядно искушает попробовать сразу же окупить приобретённую технику напечатав на ней десяток купюр. Основным достоинством данного метода следует признать достаточно точную цветопередачу. Наиболее же значительным недостатком является то, что обычно используемые для печати чернила легко смываются водой, если печать осуществляется на обычную бумагу. Однако существуют модели (BubbleJet), использующие жидкие полиграфические красители и краски на воскоподобной основе разогреваемые до жидкого состояния перед началом работы. Обычные струйные принтеры используют 3-х (редко, дешёвые образцы) или 4-х цветную модель печати. В компьютерной терминологии 3-х цветная модель обозначается как CMY - cyan, magenta, yellow (голубой, пурпурный, желтый). В четырёхцветной модели - CMYK - cyan, magenta, yellow, black добавляется черный цвет. Принтеры фотографического качества используют 6-цветную печать, цвета - cyan, magenta, yellow, light cyan, light magenta, black. Добавление в палитру двух светлых красок связано с тем, что при 4-х цветной струйной печати темные области обычно воспроизводятся, используя высокую плотность расположения точек, на светлых областях плотность и количество точек существенно меньше. Таким образом для светлых участков изображения не всегда возможно передать цветовые переходы с помощью изменения плотности расположения точек, так как они становятся видимыми, что создаёт эффект повышенной зернистости и уменьшается чёткость отдельных деталей изображения. Цветовое зрение человека устроено на другой цветовой модели, называемой RGB, в основу которой положены цвета - red (красный), green (зеленый) и blue (синий). Принтер воспроизводит необходимые цвета, переводя их в свою модель цветопередачи по алгоритму, заложенному производителем, управляет этим процессом драйвер печатающего устройства. Изображение при данном способе печати формируется матрицами из нескольких десятков сопел на каждый цвет, таким образом получаемая картинка состоит из мелких точек указанных цветов. Наиболее широко распространённые в России струйные принтеры двух фирм - Epson и Hewlett Packard основаны на двух разных принципах - пъезопечать и термопечать.
Струйые принтеры серии EPSON Stylus используют пьезоэлектрическую технологию печати, назывемую MicroPiezo, в основе которой лежат свойства пьезокристалла. Печатающая головка принтера содержит многочисленные очень небольшие пьезокристаллы размещенные у оснований сопел головки. Под действием электрического тока кристалл может изменяет форму, создавая механическое давление в сопле, и, тем самым заставляя чернила выстреливать на поверхность бумаги. Для своих устройств EPSON Stylus Color 740 и EPSON Stylus Photo 750 фирма Epson декларирует размер точки 45 микрон, при объёме капли чернил - 6 пиколитров, для EPSON Stylus Color 900 - объем капли 3 пиколитра, т.е. точки в 2 раза меньшего размера. Cтруйные принтеры Hewlett Packard реализуют технологию термопечати. Чернильный картридж содержит множество термогенераторов. В каждом струйном генераторе капель нагревающий резистор выполняет быстрый нагрев чернил, находящихся в небольшой камере, до температуры кипения. В кипящих чернилах постепенно образуется большой пузырек воздуха, рост которого приводит к выдавливанию чернил из сопла. Спустя приблизительно 3 микросекунды, пузырек лопается и происходит отрыв, и последующий выброс уже сформировавшейся капли. После разрушения пузырька и выброса капли силы поверхностного натяжения втягивают новую порцию чернил в камеру. Цветной картридж принтера HP DeskJet 970 Cxi позволяет наносить чернила со скоростью более 7,3 млн. капель в секунду, благодаря 408 соплам, каждое из которых способно работать со скоростью 18000 капель в секунду. Лучшие модели принтеров струйной печати достигают разрешения 1440 dpi (точек на дюйм), что соответствует 57 точкам на мм. Таким образом, расстояние между соседними точками составляет около 17 микрон (0,017 мм). Устройство человеческого глаза таково, что он способен различать отдельные мелкие элементы изображения до тех пор, пока расстояние между ними в 1500 раз меньше расстояния, с которого они наблюдаются. Следовательно, отдельные точки изображения, полученного на таком принтере можно было бы наблюдать с расстояния меньше 2,55 см. Все это справедливо конечно для случая, когда в изображении действительно 57 точек на мм, т.е. "чисто" теоретически. Если рассматривать данные устройства с точки зрения их применения для изготовления поддельных денежных знаков, то существенно важным становится такой параметр как разрешение, так как от него главным образом зависит точность воспроизведения мелких деталей на купюрах.
Таким образом, реальная разрешающая способность подобных печатающих устройств, получаемая на недорогой специальной бумаге для струйных принтеров в 1,5-2 раза ниже паспортной. Для Epson Stylus Color 900 (имеющего наименьшую по размерам точку) количество точек, которые, не перекрывая друг друга могут расположиться на линии длиной в 1 дюйм составляет 781. При печати на обычной бумаге (Data Copy), которую фальшивомонетчики обычно используют для своих изделий, размеры точек на копии значительно больше приведённых в таблице, если вообще удается различить отдельную точку. С учётом наложения точек различных цветов при печати, очевидно, что воспроизвести такой элемент защиты подлинных денежных знаков как микропечать на подобных устройствах практически невозможно.
Точки на изображении, полученном на струйном принтере, обычно расположены хаотично. Если для печати используется специальная бумага - точки получаются правильной круглой формы. При печати на обычную бумагу - чернила расплываются, точки сливаются и перекрываются друг с другом. При близком рассмотрении купюры, напечатанной на струйном принтере точечное строение изображения обычно хорошо просматривается невооруженным глазом (см. рис. 59), особенно в области купонных полей банкноты. Фальшивки, изготовленные при помощи струйного принтера относятся к подделкам низкого качества и легко выявляются при помощи простого увеличительного стекла.

Электрофотография
К данному методу следует отнести работающие по одному принципу цветные лазерные принтеры и копировальные аппараты. Начало методу положил Честер Карлсон, который в 1939 году в США запатентовал новый способ фотографии, названный им ксерографией (от греческого "xerox" - сухой). В последствии термин "ксерокс" был запатентован фирмой "RANK XEROX" и поныне должен применяться только для аппаратов этой фирмы и копий, полученных на них. Всё множество электрофотографических аппаратов можно разделить на две большие группы (по способу обработки сигнала) - аналоговые и цифровые. В первом случае сканируемое изображение проецируется при помощи оптической системы линз и зеркал, во втором - обрабатывается микропроцессорной системой и переводится в цифровой вид, а затем лазерный луч, отклоняемый быстровращающимся полигонным зеркалом проецирует изображение на светочувствительный цилиндр. В настоящее время аналоговые электрофотографические аппараты являются морально и физически устаревшими и практически вытеснены из использования цифровыми. Процесс электрофотографии является многостадийным. Первоначально происходит очувствление фоторецептора в коронном разряде. Для этого фоторецептор в темноте пропускают под коронирующим устройством. Коронирующие устройства представляют из себя натянутую проволоку или подпружиненную гребенку. При этом поверхности фоторецептора сообщается избыточный заряд. Если фоторецептор не освещать, то заряд может сохраняться на его поверхности достаточно долгое время.
Далее производится экспонирование изображения на фоторецептор светом соответствующего спектрального состава, в результате чего на освещенных участках появляется фотопроводимость слоя и заряды стекают через металлическую подложку. На неосвещенных же участках заряд сохраняется. Так образуется скрытое электростатическое изображение. Проявление изображения происходит при контакте светочувствительного барабана с тонером, несущим заряд противоположного знака. При этом частицы тонера прилипают к участкам поверхности фоторецептора несущим заряд, образуя видимое изображение. Электрофотографический тонер представляет собой порошок черной или цветной легкоплавкой смолы или смесь порошка с носителем - стеклянная, полимерная или металлическая дробь. Хотя собственно частицы тонера довольно компактны, в состоянии аэрозоля они склонны образовывать конгломераты частиц, которые не вполне управляемы. Тем не менее, подделки, изготовленные при помощи цветных электрофотографических аппаратов бывают столь хороши, что на них иногда возможно прочитать микротекст.
Порошковое изображение переносится на бумагу и закрепляется на ней. Для закрепления тонера на бумаге используются термосиловой метод, при котором копия проходит между двумя разогретыми валиками, тонер расплавляется и фиксируется на поверхности бумаги, или термический - копия проходит под ИК-лампой. В этом случае тонер расплавляется и застывает без какого-либо механического воздействия.
При цветном копировании каждое цветоделенное изображение проявляется тонером одного из четырех основных цветов (желтого, пурпурного, голубого и чёрного), при их наложении получается полноцветное изображение. Получаемое данным методом изображение очень высокого качества, не смывается водой и отличается яркостью и сочностью красок. Наиболее характерной особенностью получаемых данным способом изображений являются блестящая поверхность и не достаточно точная цветопередача. Если рассмотреть изображение, полученное на лазерном принтере, при помощи увеличительного стекла, то можно увидеть, что оно состоит из крупных цветных точек , образующих характерный растр, очень часто отчетливо просматривается линейчатая структура изображения.
Краситель лежит на бумаге достаточно толстым слоем и на перегибах часто осыпается. Для лиц, искушаемых желанием использовать подобную технику непосредственно для быстрого решения финансовых проблем, сообщаем, что все аппараты ведущих фирм мира оставляют на изображениях скрытые метки, образующие двоичный код. Фирмы выпускают также оборудование, позволяющее эти метки считать и расшифровать. Результатом расшифровки становится тип аппарата. Отключить механизм оставления меток на копии программным или аппаратным способом невозможно, такая попытка может привести к отказу прибора. Фальшивки, изготовленные при помощи полноцветного лазерного принтера также относятся к подделкам низкого качества и выявляются при помощи микроскопа или увеличительного стекла.

Трафаретная печать
Этот способ печати с форм, печатающие элементы которых пропускают через себя краску, а пробельные ее задерживают. Данный способ печати часто называют шелкографией. Обычно в качестве формного материала используют специальные тканевые или металлические сетки частотой 60 - 140 нит/см и толщиной примерно 30 - 90 мк. Обычно пробельные элементы формируют непосредственно на сетке фотохимическим способом. Для изготовления формы печати может быть использован сухой пленочный фоторезист, который широко используется в электронной промышленности для изготовления печатных плат. Сетка с двух сторон закатывается фоторезистом, экспонируется и проявляется. Полученная форма накладывается на бумагу и покрывается слоем краски, который затем продавливается резиновым ракелем через пробельные элементы формы и закрепляется на бумаге. Характерной особенностью получаемых изображений является значительная толщина красочного слоя, изображение можно почувствовать на ощупь (как и при глубокой печати), однако четкость изображения весьма низкая. При внимательном рассмотрении изображения можно заметить зубчатые края штрихов, а при увеличении их сетчатую структуру, похожую на паркет.
Фальшивки, изготовленные при методом трафаретной печати относятся к подделкам низкого качества и легко выявляются при помощи микроскопа или увеличительного стекла.

Плоская офсетная печать
Суть этого метода мы уже изложили, когда рассказывали о способах печати, используемых при изготовлении подлинных денежных знаков. Данный способ печати предполагает использование промышленного полиграфического оборудования и следовательно, позволяет получить достаточно большое количество "продукции". Заметим, что существует два варианта этого метода - офсетная печать с растрированных и не растрированных фотомеханических печатных форм. При растрированной офсетной печати изображение формируется из точек нескольких цветов (как и при печати струйного принтера), при этомточки расположены симметрично, упорядоченно и образуют характерный растр.
Данный способ позволяет воспроизводить любые цвета и оттенки, однако плохо воспроизводятся мелкие детали изображений. Не растрированная офсетная печать предполагает использование имеющихся в распоряжении красок, поэтому при высокой степени воспроизведения мелких деталей рисунка сильно страдает цветопередача.
Растрированная офсетная печать часто используется для подделки рублей России, имеющих многокрасочные изображения. Не растрированная офсетная печать является самым распространенным способом подделки долларов США. Изображения, полученные методом не растрированной офсетной печати бывают так профессионально выполнены, что на поддельных долларовых купюрах без искажений воспроизводится микротекст. Фальшивки, изготовленные способом офсетной печати относятся к подделкам среднего качества и выявляются при помощи микроскопа или увеличительного стекла.

Изменение номинала купюры (подделки-"переделки")
К данному способу злоумышленники прибегают в тех случаях, когда люди плохо знакомы с находящимися в обороте деньгами или иностранной валютой. Особенно часто такой способ подделки встречается в первые месяцы проведения денежной реформы, после появления денежных купюр нового образца. При этом крайне редко на купюре изменяются все надписи, содержащие сведения о ее номинале. При подделке рублей РФ на купюру обычно доклеивают нули, вырезанные из другой купюры, иногда подклеивают также и текстовое обозначение номинала. При внимательном рассмотрении и на ощупь подобные изменения легко выявляются. Нередки случаи изменения подобным образом долларов США. Как правило, увеличивают номинал 5 (часто) или 10 (редко) долларовых банкнот. При этом изображения нового номинала доклеивают или дорисовывают с предварительным уничтожением первоначального номинала или без такового. При тестировании банкнот "переделок" на детекторе валют обычно такие купюры прибор пропускает, но на табло указывает, что достоинство данных билетов не 50 или 100, а 5 или 10 долларов. В подобных случаях можно посоветовать быть повнимательнее и не совершать валютных операций в подъезде или за углом с сомнительными личностями. Так же следует помнить, что, покупая доллары США у частного лица, Вы не совершаете преступления.

Подделки класса "СУПЕР"
Суперподделка - это 100 и 50 долларовые денежные билеты различных годов выпуска по бумаге, по качеству и способам воспроизведения изображений полностью соответствующие подлинным денежным билетам. Данный тип подделкок очень сложно распознать даже используя специальные приборы, предназначенные для тестирования валюты. Отличия, имеющиеся между данными банкнотами и подлинными долларами США только в некоторых мелких графических недостатках, которые можно выявить только при помощи лупы или микроскопа. В некоторых случаях даже опытному специалисту требуется достаточно много времени, чтобы выявить такую подделку. Изготовление подобных подделок - процесс весьма трудоемкий, требующий значительного времени и расходов. Достоверных данных о происхождении суперподделок нет, однако можно с уверенностью сказать, что их печатают не на территории России. По имеющимся версиям их могут изготавливать в Ираке, Ливане или Северной Корее. Чтобы читатель имел представление о тех различиях, которые позволяют выявить данные подделки в приложении № 1 мы приводим 3 наиболее просто выявляемых признака. Для тех, кто попытается на практике отыскать указанные признаки, заметим, что для этого необходима определённая практика и внимание, так как иногда даже опытному эксперту бывает трудно на обветшавшей из-за длительного обращения купюре отличить расплывы краски и потёртости подлинной купюры от признака "суперподделки". Однако, если Вы вдруг обнаружили на имеющейся у Вас банкноте какие-либо из этих признаков, и у Вас в голове мелькнула мысль "поправить" купюру и постараться её сбыть, гоните прочь эту мысль. Экспертам известно значительно больше таких признаков, и эта мысль может стоить Вам нескольких лет жизни, проведённых совсем не там, где Вам хотелось бы. Описанные способы подделки денежных знаков охватывают около 95 % находящихся в обороте фальшивок. И поскольку описать все возможные способы фальсификации денежных знаков невозможно, и в рамках этой книги такая задача не ставится, далее мы обратимся к рассмотрению способов имитации прочих элементов защиты денежных знаков.

Шапошников Ю.И. отзывы, замечания и предложения по e-mail Usi@nm.nts.ru

 

Hosted by uCoz