К содержанию

Идея выпуска в России ассигнаций возникла в 40-х годах XVIII века в период царствования Елизаветы Петровны (1709-1761), однако была отвергнута Сенатом, который нашел предосудительным, что вместо денег в обращении будут ходить "бумажки". После восшествия в 1761 году на престол Петра III (1728-1762) государственная казна была пуста, в связи с чем в мае 1762 года был обнародован указ о выпуске банковских билетов, замещающих металлические деньги в обращении, который гласил: "Буде… денежных сумм яко главнейших и необходимых способов налицо нет, а приисканные Сенатом 4 миллиона на чрезвычайные расходы так скоро быть получены не могут, то Его Императорское Величество находит удобное и ближайшее к тому средство в делании банко-цеттелей". В указе излагались план создания и основы деятельности Государственного банка. Были заготовлены билеты достоинством 10, 50, 100, 500 и 1000 рублей, но выпуску их помешал переворот, организованный женой императора, в результате которого Петр III был убит, а на престол была возведена Екатерина II (1729-1796). Однако "удобное и ближайшее средство" получения денег не оказалось надолго забытым. Через шесть лет манифест Екатерины II от 29 декабря 1768 года возвестил: "Мы с удовольствием приступаем к учреждению в Империи нашей променных банков и надеемся, что оказываем через то новый знак материнского ко всем нашим подданным попечения". 1 января 1769 года были учреждены два банка: один в Санкт-Петербурге, другой в Москве с основным капиталом в 50 000 рублей медью каждый. На банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырех достоинств: 25, 50, 75 и 100 рублей. Их печатали черной краской на белой бумаге с водяными знаками. В Санкт-Петербурге и Москве частные лица были обязаны внести из расчета на каждые 500 рублей казенных платежей по крайней мере одну ассигнацию в 25 рублей. Выпуск ассигнаций мотивировался тем, что "тягость медной монеты, одобряющая ее собственную цену, отягощает ее же и обращение". Но более существенной причиной явилась необходимость изыскания средств на ведение русско-турецкой войны. Согласно плану генерал-прокурора Сената князя А.А. Вяземского предполагалось выпустить ассигнаций на сумму 2.5 млн. рублей под обеспечение разменным фондом 2 млн. рублей и, таким образом, использовать 500 тыс. рублей для покрытия государственных расходов. Ассигнации первоначально пользовались популярностью, благодаря чему банки имели возможность взимать в свою пользу за обмен на них медных денег. 1 января 1769 года были учреждены два банка: один в Санкт-Петербурге, другой в Москве с основным капиталом в 50 000 рублей медью каждый. На банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырех достоинств: 25, 50, 75 и 100 рублей. Их печатали черной краской на белой бумаге с водяными знаками. В Санкт-Петербурге и Москве частные лица были обязаны внести из расчета на каждые 500 рублей казенных платежей по крайней мере одну ассигнацию в 25 рублей. Выпуск ассигнаций мотивировался тем, что "тягость медной монеты, одобряющая ее собственную цену, отягощает ее же и обращение". Но более существенной причиной явилась необходимость изыскания средств на ведение русско-турецкой войны. Согласно плану генерал-прокурора Сената князя А.А. Вяземского предполагалось выпустить ассигнаций на сумму 2.5 млн. рублей под обеспечение разменным фондом 2 млн. рублей и, таким образом, использовать 500 тыс. рублей для покрытия государственных расходов. Ассигнации первоначально пользовались популярностью, благодаря чему банки имели возможность взимать в свою пользу за обмен на них медных денег. В 1772-1788 годах помимо Санкт-Петербурга и Москвы медные деньги обменивались на ассигнации еще в 22 городах. Там же через особые разменные конторы производился беспрепятственный размен ассигнаций на медные деньги. Ассигнации позволили заменить крайне неудобные для перевозки и хранения медные деньги. К тому же медных денег было недостаточно в условиях оживившегося товарооборота. Кроме того, ассигнации частично имели так называемое податное обеспечение (принимались в казенные платежи). Но легкость и удобство изготовления ассигнаций привели к тому, что их количество быстро и безостановочно стало расти. К 1786 году в обращении находилось ассигнаций на сумму 46 219 250 рублей. Тем не менее курс ассигнаций оставался стабильным (не ниже 98-99%) . В 1786 году граф И.И. Шувалов разработал план пополнения казны, предложив увеличить выпуск ассигнаций до 100 млн. рублей и связать их обращение с кредитными операциями, что, по его мнению, должно было обеспечить покупательную способность ассигнаций. Предполагалось, что 17.5 млн. пойдут на выдачу ипотечных (т.е. под залог недвижимости) ссуд дворянству сроком на 20 лет под 8% годовых, 11 млн. городам на обустройство под 7% годовых с возвратом через 22 года, 4 млн. на расходы царского кабинета, 2.5 млн. рублей на подкрепление государственного казначейства и 15 млн. останутся на случай войны. 28 июня 1786 года во исполнение плана Шувалова был издан манифест, которым повелевалось старые ассигнации (прежних выпусков) обменять на новые, а весь выпуск довести до 100 млн. рублей. Такое увеличение количества ассигнаций мотивировалось недостатком в обращении денег, поддерживающих "торговлю, рукоделие, ремесла и земледелие", причем торжественно заверялось "святостью слова царского за нас и преемников императорского престола", что сумма находящихся в обращении ассигнаций никогда не превысит 100 млн. рублей. Одновременно с этим манифест объявлял об образовании одного (вместо двух) ассигнационного банка. Иными словами, правительство имело в виду создать государственный эмиссионный банк, выпуск билетов которого был бы ограничен 100 млн. рублей. За право эмиссии определенную часть банковских билетов (ассигнаций) банк должен был передать правительству в беспроцентную (а отчасти и безвозвратную) ссуду. Государственному банку разрешалось производить следующие коммерческие операции: 1. учет векселей, 2. прием подрядов и покупка меди, 3. операции, относящиеся к внешней торговле (отпуск меди за границу, покупка и продажа золота и серебра, перевод капиталов и др.). Новые ассигнации выпускались достоинством не только 25, 50 и 100 рублей, как прежде, но и 5 и 10 рублей. Более того, манифестами от 3 августа 1788 года, 23 января 1789 года и 11 марта 1791 года ранее выпущенные ассигнации достоинством 50 и 100 рублей намечалось заменить более мелкими (5 и 10 рублей) на сумму 30 млн. рублей. Это должно было способствовать распространению обращения ассигнаций в широких слоях населения, а тем самым вытеснению металлических денег, которые постепенно все более и более начинали принимать характер товара, тогда как ассигнации, наоборот, постепенно становились кредитными денежными знаками (без признания их со стороны закона обязательным платежным средством между частными лицами). На этих основаниях было выпущено ассигнаций более чем на 50 млн. рублей, а Московский и Петербургский ассигнационные банки были преобразованы в Государственный ассигнационный банк. Однако ситуация вскоре изменилась. В 1787 году началась новая русско-турецкая война. За нею последовали войны с Швецией и Польшей, а в конце царствования Екатерины II - с Персией. Нужда в деньгах все возрастала. На сумму 111 млн. рублей было выпущено ассигнаций в 1790 году, 124 млн. рублей - в 1793 году, 157.7 млн. рублей - в 1796 году, из них замещались в обращении металлической монетой только 32 млн. рублей. В связи с испытываемыми затруднениями при размене ассигнаций на медную монету в 1789 году было издано распоряжение "в одни руки больших сумм не отпускать, дабы из этого какой-либо вредной монополии не вышло". По мере увеличения количества ассигнаций их курс стал быстро падать. Еще в 1787 году он в среднем определялся как 97 к 100, но уже в 1788 году упал до 92, в 1790 году до 87 и в 1795 году даже до 68. В период царствования Павла I (1754-1801) выпуск ассигнаций для покрытия финансовых потребностей продолжается, хотя вместе с тем делаются некоторые попытки укрепить курс ассигнаций. 12 декабря 1797 года Государственному ассигнационному банку было разрешено произвести новый выпуск ассигнаций на сумму 53 595 600 рублей. Стремясь зафиксировать курс ассигнаций, но не имея возможности довести его до паритета с серебряным рублем, финансовое ведомство решило производить размен ассигнаций на серебро с ажио (лажем) в пользу серебра в 30 копеек. С этой целью в разменный фонд были внесены "немалые суммы, в том числе золотом и серебром, для того чтобы, выменивая на них ассигнации, достигнуть цели, к обеспечению кредита клонящейся". Однако вскоре Государственный ассигнационный банк не смог удовлетворять требования к размену (поскольку рыночный курс был ниже установленного законом). Разменный фонд был истощен. В связи с этим указом от 21 июля 1798 года было решено повысить лаж до 40 копеек на 1 рубль. Разменный фонд не исчез окончательно, но зато и попытка устранить колебания курса ассигнаций осталась неосуществленной. Итальянский поход, потребовавший существенного увеличения расходов на военные нужды, обусловил очередную эмиссию и значительное понижение курса ассигнаций (в 1800 году - 65 за 100). За счет выпуска ассигнаций удалось рассчитаться с различными внутренними долгами, хотя, конечно, такой способ расплаты нельзя признать идеальным. В тяжелый для государства период с 1805 по 1810 год единственным способом покрытия дефицита денежных средств при трудностях получения займов оставался выпуск ассигнаций, который стал производиться без всякого контроля и в размерах, намного превышающих потребности товарного обращения. При упадке производства из-за недоверия к бумажным деньгами внутри государства и особенно за границей курс ассигнационного рубля постоянно понижался и к концу 1810 года составил едва своей номинальной стоимости. Под давлением обстоятельств при активном участии графа М.М. Сперанского, ближайшего советника Александра I, правительство приняло ряд мер по упорядочению денежной системы, о чем было заявлено в манифесте от 2 февраля 1810 года: 1. Все банковские ассигнации, находящиеся в обращении, признавались государственным долгом, обеспеченным богатством России. 2. Выпуск новых ассигнаций отныне прекращался и допускался только для замены ветхих купюр. 3. Купечество Санкт-Петербурга, Москвы и Риги получило право выдвигать по одному представителю в качестве директоров Государственного ассигнационного банка. 4. Во всех губернских и других крупных городах учреждались разменные конторы. 5. Для регулирования обращения ассигнаций намечалось использовать срочный внутренний заем. В целях постепенного погашения долга правительства в манифесте от 27 мая 1810 года было объявлено о выпуске внутреннего займа в 100 млн. рублей ассигнациями. Все вырученные ассигнации повелевалось предавать публичному сожжению. Тем же манифестом была учреждена комиссия погашения государственных долгов. Манифест от 20 июня 1810 года устанавливал новые основания монетной системы: "Главной… мерой всех монет, образующихся в государстве, является серебряный рубль". Серебряный рубль должен был стать всеобщей законной счетной единицей для всех расчетов в России. 29 августа 1810 года медная монета была объявлена разменной. Наряду с медной устанавливалась и серебряная разменная монета. 9 апреля 1812 года последовал манифест "О введении повсеместно единообразного обращения государственных банковских ассигнаций", согласно которому подати (налоги и недоимки) должны были взиматься ассигнациями по 2 рубля за 1 рубль серебром, а доходы таможенные, лесные, почтовые, с казенных земель - по 3 рубля ассигнациями за 1 рубль серебром или ассигнациями по курсу дня. Что касается расчета между частными лицами, то все платежи в соответствии с договорами, сделками, контрактами, заключенными после издания манифеста, должны были производиться исключительно ассигнациями, а согласно прежним договорным актам - серебром или ассигнациями по курсу дня. Эти благие намерения, однако, не осуществились. Отечественная война и заграничные военные походы 1813-1814 гг. обусловили в 1812-1815 гг. ряд эмиссий на сумму 244.4 млн. рублей. Это повлекло за собой значительное падение денежного курса, достигшее своего предела в 1814-1815 гг., когда рубль ассигнаций ценился всего в 20 копеек серебром. Тем не менее благодаря принятым мерам в 1816 году он опять поднялся до прежнего уровня 25 копейки серебром. В стране существовали как бы две валюты - металлическая и бумажная, взаимная ценность которых устанавливалась не законом, а соглашением частных лиц, при этом разнящимся чуть ли не для каждой сделки. Такое положение, конечно, было крайне неблагоприятным для развития производительных сил страны, в связи с чем снова встал вопрос об урегулировании денежных отношений. Манифестом от 16 апреля 1817 года была реорганизована Комиссия погашения государственных долгов. Для уменьшения количества ассигнаций, а их в 1817 году находилось в обращении на сумму 836 млн. рублей, предполагалось часть из них погасить, снова прибегнув к займам. 10 мая 1817 года было введено положение о бессрочных вкладах, взамен которых выдавались на вносимую сумму с надбавкой в 29% билеты, приносившие 6% дохода. 26 июня 1818 года было издано второе положение о вкладах, согласно которому 85 рублей взноса засчитывались за 100. В результате удалось привлечь 108.4 млн. рублей. Кроме того, были выпущены облигации двух 5%-ных внешних займов, значительная часть которых ушла на погашение ассигнаций. Сумму находящихся в обращении ассигнаций удалось сократить на 229.3 млн. рублей, из них на 10.9 млн. рублей за счет бумажных денег, не предъявленных к производимому в 1819-1820 гг. обмену на ассигнации нового образца. Общая масса ассигнаций была доведена к 1823 году до 595 776 310 рублей. Однако в результате изъятия произошло лишь незначительное повышение курса ассигнаций, не имеющее никакого практического значения. По этой причине в 1822 году изъятие ассигнаций было приостановлено, и общее количество их в обращении уже не изменялось вплоть до реформы 1839-1843 гг. Правительство стремилось удерживать бумажные деньги в обращении, требуя, чтобы все казенные платежи производились исключительно ассигнациями. К этому времени относится появление произвольных лажей, т.е. зависящих от частной договоренности доплат за согласие принять платеж ассигнациями, а не серебром. Произвольность лажей вносила такой хаос в денежное обращение и вызывала столько жалоб, что в 1839 году стала очевидной необходимость в денежной реформе с целью установить обязательный курс ассигнаций. Ее инициатором явился граф Е.Ф. Канкрин, тогдашний министр финансов. В результате изъятия ассигнаций из обращения, обременившего государственное казначейство долгом более чем в 252 млн. рублей серебром с ежегодными процентами до 15 млн. рублей, удалось повысить достоинство ассигнаций лишь на 10 копеек. Е.Ф. Канкрин счел необходимым прекратить их изъятие, а выделенные на эту операцию 30 млн. рублей употребить на погашение долгов по процентам. Позже стало очевидно, что он был прав. В течение нескольких лет, когда ассигнации не погашались, они не только не потеряли своей ценности, но и курс их даже немного повысился. В 1839 году главной платежной монетой стал серебряный рубль. Государственные ассигнации получили статус вспомогательных денежных знаков и был установлен их постоянный курс: 30 рублей ассигнациями за серебряный рубль. Все расчеты и всякого рода денежные сделки было предписано производить серебряными монетами. Биржевой вексельный курс котировался только в серебре. Уездным казначействам было вменено в обязанность обменивать ассигнации на серебро и обратно серебро на ассигнации по установленному курсу, но с выдачей не свыше 100 рублей серебром в одни руки. Важным событием явился указ об учреждении с 1 января 1840 года депозитной кассы при Государственном коммерческом банке, которая принимала на хранение вклады серебром и выдавала взамен билеты на соответствующие суммы. Первоначально это были билеты достоинством 3, 5, 10 и 25 рублей, но впоследствии были введены билеты 1, 50 и 100 рублей. Каждое частное лицо могло внести в депозитную кассу определенное количество серебра и взамен получить билеты, которые признавались равными серебряной монете. Билеты подлежали беспрепятственному размену на серебро. К концу 1840 года в обращении было депозитных билетов на 24 169 400 рублей. Успех депозитных билетов был полный. Посетители буквально осаждали кассу. Все торопились получить взамен золота и серебра билеты. Касса действовала до 1 сентября 1843 года. Затем выпуск депозитных билетов был прекращен. Изменение монетной системы и скопление в депозитных кассах металлических денег вели к цели, намеченной графом Е.Ф. Канкриным, - к девальвации ассигнационных денежных знаков. Выпуск депозитных билетов был преддверием замены ассигнаций кредитными билетами. 1 июня 1843 года был издан знаменитый манифест "О замене ассигнаций и других денежных знаков кредитными билетами". Идея выпуска кредитных билетов принадлежала Николаю I (1796-1855), который сначала предполагал выпустить билеты, приносящие определенный доход своим держателям. Но в дальнейшем было решено выпустить кредитные билеты, выполняющие роль денег. Манифестом от 1 июля 1841 года было разрешено выдавать ссуды под залог земли и строений заранее заготовленными кредитными билетами (купюрами в 50 рублей), которые имели бы хождение наравне с деньгами. Они выпускались "для облегчения оборотов кредитных установлений и для умножения в народном обращении массы легко подвижных знаков, размениваемых на монету, золото и серебро, рубль за рубль, и обеспечиваемых всем достоянием Империи". На этот раз учрежден постоянный разменный фонд золотой и серебряной монеты, который с каждым новым выпуском кредитных билетов должен был возрастать и составлять не менее одной трети номинальной суммы выпущенных в обращение кредитных билетов. Таким образом, в обращении одновременно оказались три вида бумажных денег: ассигнации, депозитные и кредитные билеты. Чтобы устранить разнообразие денежных знаков, манифестом от 1 июня 1843 года все они были заменены государственными кредитными билетами. Новый кредитный рубль был приравнен к серебряному и к 3 рублям 50 копейкам ассигнациями. В период 1843-1852 гг. к выпускам бумажных денег продолжали прибегать, но их размен производился совершенно свободно. Уверенность в твердой и неизменной политике русского правительства побуждала иностранных предпринимателей, напуганных ростом народного освободительного движения конца 1840-х годов в собственных странах, переводить в Россию свои капиталы. В связи с этим кредитные билеты пользовались в то время высоким доверием населения. Но такое благополучие в области денежного обращения продолжалось недолго: 20 октября 1853 года была объявлена Крымская война. Поскольку попытка внешнего займа не удалась, а на внутренний заем не решились, оставалось только прибегнуть к выпуску бумажных денег. Без соответствующего увеличения разменного фонда покупательная способность кредитного рубля стала понижаться и к 1858 году упала на 20%. Пришлось отменить размен кредитных билетов. В связи с резким колебанием курса правительство прибегает к ряду мер для его поддержания, израсходовав на это около 20 млн. рублей, но не достигает желаемых результатов. Повсеместно обнаружился недостаток в серебряной монете, ее стало выгодно переплавлять в изделия и сбывать за границу. Ввиду этого правительство в 1860 году решило выпустить новые серебряные разменные монеты в 20, 15, 10 и 5 копеек с понижением их внутреннего достоинства на 15% против нарицательной цены. Проба и вес серебряных монет в 1 рубль, 50 и 25 копеек были оставлены без изменения. Однако для пресечения продолжающегося оттока из страны серебра 72-й пробы указом от 21 марта 1864 года пробу понизили до 48-й, а внутреннее достоинство серебряных монет - до 50%. Обязательная выдача разменной монеты при каждом платеже была ограничена до 3 рублей. Учреждения же казначейства обязаны были принимать ее по нарицательной цене на любую сумму. После окончания в 1856 году Крымской войны промышленность и торговля стали постепенно восстанавливаться. В начале 1860-х годов финансовое положение России улучшилось, в связи с чем с 1 января 1862 года был восстановлен размен бумажных денег. Эта операция поглотила специальный заем и часть разменного фонда в 107 млн. рублей. Кредитных же билетов было изъято на 79.3 млн. рублей, из них уничтожено 45.6 млн., а остальные потом опять были выпущены в обращение. В 1864 году размен бумажных денег был приостановлен. С объявлением в 1877 году русско-турецкой войны последовала очередная эмиссия, в результате чего уже в 1878 году кредитный рубль потерял 1/3 своей покупательной способности. К январю 1879 года в обращении находилось кредитных билетов на неслыханную до того сумму 1188 млн. рублей при совершенно ничтожном разменном фонде. В целях оздоровления денежной системы указом от 1 января 1881 года намечалось прекратить выпуск и сократить количество кредитных билетов, которых к тому времени находилось в обращении на сумму 1133.5 млн. рублей. Предполагалось изъять в течение восьми лет кредитных билетов на 400 млн. рублей (по 50 млн. в год) в надежде повысить покупательную способность рубля, улучшить денежный курс и создать условия для восстановления размена. Однако у казны не хватило средств на ежегодное изъятие кредитных билетов на 50 млн. рублей. На 1 февраля 1885 года сумма находящихся в обращении билетов составляла 1046 млн. рублей. Через шесть лет, т.е. к 1896 году, из обращения было изъято кредитных билетов только на 87 млн. рублей вместо предполагаемых 300 млн. Такое незначительное сокращение количества кредитных билетов не оказало ощутимого влияния на их курс, который продолжал держаться на уровне 1881 года. В 1892 году начинается подготовка к новой денежной реформе. Прежде всего необходимо было накопить значительный запас металлических денег для размена и упрочить курс кредитного рубля. Уже в 1870 году, исходя из опыта западноевропейских стран, можно было предвидеть, что России придется перейти от серебряного к золотому обращению и, следовательно, восстанавливать размен применительно к золотой единице. Золотой запас, при котором размен стал фактически возможен, был накоплен к 1897 году Начиная с 1876 года вводится взимание таможенных пошлин золотой монетой. Государственному банку было разрешено принимать от частных лиц иностранные банковские билеты, размениваемые на золото, отечественные ценные бумаги, оформленные на металлические деньги, золотые слитки, ассигновки горных правлений, размениваемые на золото, траты, т.е. переводные векселя, в расчетах по внешней торговле, оплачиваемые золотом, и выдавать взамен депозитные квитанции, которые таможенные учреждения обязаны были принимать в уплату по нарицательной цене, а банк разменивать на полуимпериалы. Депозитные квитанции выпускались четырех достоинств: 50, 100, 500 и 1000 рублей. Мера эта, вызванная необходимостью изыскать средства на покрытие заграничных платежей, в то же время явилась предвестницей перехода от серебряной валюты к золотой. Одновременно накладывается ограничение на роль серебра в денежном обращении. Указом от 9 октября 1876 года приостановлено действие закона, на основании которого Петербургский монетный двор скупал у населения серебро для чеканки монет по 22 рубля 75 копеек за фунт. В 1881 году скупка возобновляется, но по биржевой цене серебра. Когда первая часть подготовительных работ была окончена, т.е. накоплен золотой запас и обеспечена устойчивость курса кредитного рубля, оставалось решить еще одну немаловажную задачу - приучить население к золотому обращению. Согласно букве закона, основной российской монетной единицей был серебряный рубль. Золотая монета формально не являлась средством денежного обращения, и стороны, заключающие какую-либо сделку, не могли оговорить форму оплаты золотом. Чтобы снять это ограничение, был принят закон от 8 мая 1895 года, которым было разрешено производить расчеты по сделкам российской золотой монетой и при этом давалось некоторое преимущество в отношении гербового сбора. Уплата его могла производиться или золотой монетой, или кредитными билетами по курсу на золото в день платежа. 24 мая того же года учреждениям Государственного банка было разрешено покупать и продавать золотую монету по курсу, установленному министром финансов. До этого Государственный банк имел право принимать золотую монету только по нарицательной цене, на ней обозначенной: полуимпериал 5 рублей, а империал 10 рублей. Упомянутым законом банку разрешалось покупать золотую монету по определенному курсу: 7 рублей 50 копеек за полуимпериал и 15 рублей за империал. Тем самым фактически устанавливался размен, так как каждый мог предъявить в Государственный банк 7 рублей 50 копеек или 15 рублей кредитными билетами и получить за них полуимпериал или империал. 20 июля 1895 года учреждениям Государственного банка было разрешено принимать золотую монету на текущие счета и вклады по определенному курсу, а 6 ноября 1895 года это разрешение распространилось и на правительственные учреждения при всех платежах. Этими мерами был окончательно подготовлен переход к золотой валюте. Манифестом от 3 января 1896 года была введена чеканка новой золотой монеты в 5 рублей, равной 1/3 империала, а затем денежной единицей был объявлен золотой рубль, равный 17.424 долям чистого золота. С 1898 года стали чеканить золотую монету в 10 рублей. Империал и полуимпериал прежней чеканки остались в обращении и оценивались в 1.5 дороже нового империала. Законом от 29 августа 1897 года был урегулирован выпуск кредитных билетов. Всего в обращении их находилось на 1067.9 млн. рублей. Кредитные билеты Государственный банк обязан был выпускать в размере, строго ограниченном потребностями денежного обращения, под обеспечение золотом, по сумме составляющим не менее половины общей суммы выпущенных в обращение кредитных билетов, если она не превышает 600 млн. рублей. Кредитные билеты на сумму свыше 600 млн. рублей должны были обеспечиваться золотом из расчета, по крайней мере, рубли за рубль, т.е. чтобы каждым 15 рублям в кредитных билетах соответствовало обеспечение золотом на сумму не менее одного империала. Денежная реформа была проведена быстро и удачно, а главное - без нарушения установившихся хозяйственных отношений. Рубль остался рублем: не потребовалось переоценки товаров, обязательств и услуг. Кроме того, в основу ее был положен прочный фундамент - золотое обеспечение, благодаря чему денежная единица из величины колеблющейся становилась величиной постоянной и прочно связанной с мировым денежным хозяйством. Несмотря на это, русская общественность отнеслась к реформе довольно отрицательно. Против нее ополчились те общественные круги, интересы которых она непосредственно затрагивала. Крупные землевладельцы, опасающиеся, что золотая валюта будет способствовать понижению рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию, вступили с нововведениями в ожесточенную борьбу. Инициатор реформы министр финансов С.Ю. Витте принужден был провести ее не обычным законодательным путем, а опираясь на царские указы. Знаменитое заседание Вольного экономического общества, на котором обсуждался проект реформы, показало, что у нее есть немало противников и среди людей прогрессивных, руководствующихся прежде всего политическими соображениями. Возражения против реформы сводились к следующему. Денежная система каждой страны должна находиться в полном соответствии с состоянием народного хозяйства. Золотая валюта подходит для стран богатых, с устойчивыми финансами, сильной промышленностью и обширной торговлей. Россия не принадлежит к числу таких стран, и нет данных, которые бы свидетельствовали о том, что она подготовлена к коренной реформе денежного обращения. Правда, золотой запас накоплен, но удастся ли удержать его? Где гарантия, что денежное обращение нормализуется на более или менее продолжительное время? Торговый баланс России часто, а расчетный всегда складывался не в ее пользу вследствие того, что приходится выплачивать крупные суммы для покрытия внешней задолженности. Очевидно, при таких условиях сохранить золотой фонд Россия может лишь путем внешних займов, продажи за рубежом русских ценностей и привлечения иностранных капиталов. Но все это, обойдется России слишком дорого: экономическая дань загранице будет увеличиваться, что может разорить страну и подорвать ее производительные силы. Противники денежной реформы считали, что основное зло бумажного обращения кроется в постоянных и резких колебаниях курса денежной единицы. Но раз курс бумажных денег удалось зафиксировать, то с окончательным урегулированием валюты, как показал опыт Австрии, можно не спешить. В Австрии приступили к упорядочению валюты раньше, чем в России, и, хотя она еще не была окончательно завершена, особенного неудобства от этого народное хозяйство не ощутило. В России назрела необходимость в более важных и нужных реформах, например в реформе по оздоровлению разоряющегося землевладельческого сектора. Наконец, противники реформы указывали на недостатки, которыми страдают эмиссионные операции. Банк был оставлен в ведении министра финансов, а следовательно, нет гарантий, что в случае острых финансовых затруднений правительство не воспользуется эмиссией. Кредитные билеты выпускаются не только в порядке учета коммерческих векселей, как в западноевропейских банковских учреждениях, но и под процентные бумаги. Существует опасность, что в целях покрытия государственных расходов правительство может выпустить заем и его облигации заложить в эмиссионном банке, получив нужное количество кредитных билетов. Система обеспечения кредитных билетов золотом была заимствована из английского законодательства. Она отличается строгостью и простотой, но малой гибкостью и обходится стране очень дорого. Предположим, что сумма кредитных билетов оказалась недостаточной для оборота и возникла необходимость в их добавочном выпуске. Прежде чем произвести его, банк должен приобрести соответствующее количество золота, что сделать быстро не так-то просто и не всегда возможно. Из-за отсутствия своевременного выпуска билетов деловой оборот может быть затруднен. Несмотря на все доводы противников, реформа денежной системы, была проведена. Русско-японская война 1904-1905 гг. явилась первым серьезным испытанием для русской золотой валюты. Правительство при первых значительных затруднениях не устояло перед соблазном финансировать войну путем выпуска кредитных билетов. Уже был заготовлен царский указ о прекращении размена. Тогда бы все затраченные усилия оказались бы напрасными и денежная система вернулась бы к дореформенному состоянию. Но этого не случилось. Хотя эмиссионный закон и был нарушен, но в малой степени. Незамещенных золотом кредитных билетов свыше установленной законом нормы в 300 млн. рублей было выпущено мелкими купюрами на 47 млн. рублей. Удалось не только сохранить золотой запас, но и увеличить его за время войны на 122 млн. рублей. После 1905 года золотой запас продолжает быстро расти. Из обращения постепенно изымаются золотые монеты и заменяются кредитными билетами мелкого достоинства. Золотое покрытие выпущенных в обращение кредитных билетов до и после войны составило свыше 100%, т.е. было в высшей степени прочным (золотое покрытие, например в 1900 году составляло 170%, в 1911 году - 117%). К началу первой мировой войны денежное обращение в России находилось в расцвете. На 1 января 1914 года кредитных билетов было на сумму 1664 млн. рублей. Золотой запас Государственного банка составлял 1695 млн. рублей, из них 1528 млн. рублей находились внутри страны и 167 млн. рублей за границей, что обеспечивало золотое покрытие билетов на 101.8% и оставляло эмиссионное право свободным, т.е. не использованным, в размере 330.5 млн. рублей. Денежных знаков находилось в обращении на сумму 2231 млн. рублей, в том числе монет золотом на 494.2 млн. рублей, полноценным серебром на 123 млн. рублей, разменным серебром на 103 млн. рублей, медью на 18 млн. рублей. Война вынудила расширить эмиссионное право Государственного банка. Законом от 27 июля 1914 года размен кредитных билетов на золото был приостановлен. Россия, как, впрочем и все остальные воюющие государства, возвратилась к бумажно-денежному обращению. Тем же законом Государственному банку предоставлялось право увеличить выпуск кредитных билетов, не замещенных золотом, с 300 до 1500 млн. рублей, однако в последующие военные годы эмиссия возросла до 6500 млн. рублей. Количество кредитных билетов в обращении увеличилось почти в шесть раз. В то же время вырос и золотой запас, обеспечивающий их, но в меньшей по отношению к бумажным деньгам пропорции. Если к началу войны золота было больше, чем кредитных билетов, то к 1917 году золотое обеспечение составляло лишь 40%. Такое положение нельзя бы было назвать плохим, если бы не отправка почти 20% золотого запаса за предоставление кредитов в Англию. Обеспечением кредитных билетов это золото служить не могло, так как предназначалось для оплаты военных заказов и процентов по займам и по существу не находилось в распоряжении Государственного банка. Таким образом, реальное процентное отношение золотого запаса к массе кредитных билетов составляло на 1 января 1917 года только 16.2%. Несмотря на огромное увеличение количества денег в обращении, курс рубля находился на относительно высоком уровне. Сделки в кредит вытеснялись платежами за наличный расчет, денежные пособия семьям крестьян, призванных в армию, стекались в деревню, где припрятывались и исчезали из оборота. В течение 33 месяцев, т.е. с 1 июля 1914 года по 1 марта 1917 года количество обращающихся бумажных денег возросло в 6.7 раза, что должно было обесценить рубль примерно до 15 копеек. В действительности же курс рубля понизился внутри страны до 25 копеек, а на внешнем рынке до 56 копеек. Внутреннее обесценение денежной единицы, в отличие от наблюдавшегося в подобных случаях в других странах, было опережающим. Внешнее обесценение сдерживалось миллиардными кредитами, которые Россия получала от союзников, особенно от Англии и Франции, и теми мероприятиями, которые правительство тогда проводило для урегулирования валютного рынка и валютных отношений. Становление советской денежной системы Когда в 1917 году в России произошла буржуазная революция, широкие массы населения решили, что настало время исполнения их заветных чаяний. От правительства требовали сократить продолжительность рабочего дня, повысить заработную плату, увеличить пайки и пособия семьям призванных в армию, предоставить кредиты промышленникам, взять на себя снабжение населения продовольствием, фабрик, заводов и железных дорог топливом. В то время государственный бюджет окончательно потерял равновесие, государственный кредит был значительно подорван как внутри государства, так и за границей. Временному правительству не оставалось ничего другого, как расширить эмиссионное право Государственного банка не только в целях финансирования войны, но и для покрытия бюджетного дефицита. Всего было выпущено бумажных денег на 9553.6 млн. рублей. Общая сумма бумажных денег, находящихся в обращении на 1 ноября 1917 года составила 19 574.7 млн. рублей. Темп эмиссии бумажных денег возрос в четыре с лишним раза, что не могло не сказаться на росте цен на товары. Покупательная способность рубля понизилась до 8 копейки. Известие о почти бескровной Февральской революции было встречено на лондонской и парижской биржах повышением курса рубля на несколько пунктов, но в первые 1.5 месяца существования Временного правительства он не претерпел существенных изменений. Апрельские события, наглядно показавшие истинное положение дел в стране, способствовали стремительному падению курса рубля. Таким образом, реальное процентное отношение золотого запаса к массе кредитных билетов составляло на 1 января 1917 года только 16.2%. Несмотря на огромное увеличение количества денег в обращении, курс рубля находился на относительно высоком уровне. Сделки в кредит вытеснялись платежами за наличный расчет, денежные пособия семьям крестьян, призванных в армию, стекались в деревню, где припрятывались и исчезали из оборота. В течение 33 месяцев, т.е. с 1 июля 1914 года по 1 марта 1917 года количество обращающихся бумажных денег возросло в 6.7 раза, что должно было обесценить рубль примерно до 15 копеек. В действительности же курс рубля понизился внутри страны до 25 копеек, а на внешнем рынке до 56 копеек. Внутреннее обесценение денежной единицы, в отличие от наблюдавшегося в подобных случаях в других странах, было опережающим. Внешнее обесценение сдерживалось миллиардными кредитами, которые Россия получала от союзников, особенно от Англии и Франции, и теми мероприятиями, которые правительство тогда проводило для урегулирования валютного рынка и валютных отношений. Становление советской денежной системы Когда в 1917 году в России произошла буржуазная революция, широкие массы населения решили, что настало время исполнения их заветных чаяний. От правительства требовали сократить продолжительность рабочего дня, повысить заработную плату, увеличить пайки и пособия семьям призванных в армию, предоставить кредиты промышленникам, взять на себя снабжение населения продовольствием, фабрик, заводов и железных дорог топливом. В то время государственный бюджет окончательно потерял равновесие, государственный кредит был значительно подорван как внутри государства, так и за границей. Временному правительству не оставалось ничего другого, как расширить эмиссионное право Государственного банка не только в целях финансирования войны, но и для покрытия бюджетного дефицита. Всего было выпущено бумажных денег на 9553.6 млн. рублей. Общая сумма бумажных денег, находящихся в обращении на 1 ноября 1917 года составила 19 574.7 млн. рублей. Темп эмиссии бумажных денег возрос в четыре с лишним раза, что не могло не сказаться на росте цен на товары. Покупательная способность рубля понизилась до 8 копейки. Известие о почти бескровной Февральской революции было встречено на лондонской и парижской биржах повышением курса рубля на несколько пунктов, но в первые 1.5 месяца существования Временного правительства он не претерпел существенных изменений. Апрельские события, наглядно показавшие истинное положение дел в стране, способствовали стремительному падению курса рубля. Циркуляром Центрального управления Народного банка РСФСР от 26 апреля 1918 года были введены в денежное обращение купоны государственных кредитных бумаг сроком с 1 января 1908 года по 1 декабря 1917 года Некоторые из них: купоны от билетов первого и второго внутренних 5%-ных с выигрышами займов 1864 года, купоны от закладных листов Государственного дворянского земельного банка, купоны от облигаций 6%-ного займа, купоны от 5%-ных закладных листов бывшего Общества взаимного поземельного кредита, купоны от облигаций Российского 4%-ного займа, купоны от облигаций Российского 5%-ного Государственного займа 1906 года, купоны от облигаций 5%-ного военного краткосрочного займа 1915 года и другие. В апреле 1918 года были введены в обращение чеки с целью сократить эмиссию денежных знаков. С мая 1918 года всем государственным учреждениям вменялось в обязанность сдавать наличные деньги в банк и расчеты также вести через банк. Ограничивалась сумма наличных денег, выдаваемых частным лицам. Одновременно принимались меры к привлечению денег от населения во вклады. Были отменены ограничения к выдаче из банков и сберкасс наличных денег, внесенных после 1 января 1918 года В июне 1918 года были даны указания о широком оповещении населения о неприкосновенности вкладов, сделанных после 1 января 1918 года. Одной из задач, направленных на оздоровление экономики, являлась замена находящихся в обращении денежных знаков новыми. Предполагалось обменивать рубль новыми деньгами на рубль старыми. Владельцы крупных сумм могли обменять только часть денег. Планировалось назначить короткий срок, в течение которого желающий обменять деньги должен был подать письменное заявление с указанием имеющейся у него суммы денег. Денежную реформу предполагалось провести осенью 1918 года, но этому помешала гражданская война. Со сломом государственного аппарата разрушилась существовавшая система налогов. С аннулированием царских долгов был аннулирован царский кредит. Денежную реформу предполагалось провести осенью 1918 года, но этому помешала гражданская война. Со сломом государственного аппарата разрушилась существовавшая система налогов. С аннулированием царских долгов был аннулирован царский кредит. О золоте, обеспечивающем бескрайнее море бумажных денег, говорить и вовсе не приходилось. Золото, находившееся за границей, было конфисковано бывшими союзниками по Антанте. Наличный золотой запас в Государственном банке (на 23 октября 1917 года) составил 1292 млн. рублей. Однако после того, как часть золота (на сумму около 300 млн. рублей) была захвачена Колчаком, а часть ушла в счет контрибуции в Денежные расчеты в ограниченной форме сохранялись между кооперативными и государственными торговыми организациями, между государственными и кустарными предприятиями - поставщиками товаров. Народный банк РСФСР в этих условиях утратил функции кредитного учреждения и стал заниматься лишь распределением денежных знаков. Таким образом, деньги были последовательно устранены из взаимоотношений государства и граждан, учреждений и ведомств. Соответственно, все нормы, установленные для денежного обращения, были отброшены. Денежные знаки меняют свой внешний вид. Согласно декрету от 4 февраля от 1919 года был начат выпуск расчетных знаков, в которых обязательство размена на золото исчезает и заменяется формулировкой "обеспечивается всем достоянием республики". Декретом от 15 мая 1919 года Народному банку предоставляется право выпускать кредитные билеты сверх норм, установленных декретом от 26 октября 1918 года, в пределах потребности народного хозяйства в денежных знаках. И, наконец, 29 января 1920 года Народный банк РСФСР преобразовывается в Бюджетно-расчетное управление, на которое возлагаются функции обычного казначейства и в то же время выпуск и распределение денежных знаков. На этом закончился второй период денежного обращения РСФСР. С переходом к нэпу расчетные знаки подверглись изменению. В течение 30 месяцев, то есть с 1 января 1919 года по 1 июля 1921 года, количество бумажных денежных знаков возросло в 38.5 раз, что должно было обесценить денежную единицу до 0.0034 копейки, а между тем она обесценилась до 0.000262 копейки. Эмиссия достигла таких размеров, что рынок отвечал на нее авансовым повышением цен. Денежный счет даже в личных хозяйствах велся на миллионы. Если первые совзнаки 1919 года имели номинал 1, 2 и 3 рубля, то уже к 1921 году в обращение были выпущены обязательства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики достоинством 10 млн. рублей. Политика "военного коммунизма" не имела перспектив. Для отмены денег, отказа от торговли и перехода к прямому распределению жизненных благ не существовало объективных условий. Выход из создавшегося положения заключался в следующем: восстановить торговлю и денежные отношения в полном объеме по всей стране, ликвидировать уравниловку, ориентировать производство на получение прибылей. Одна из главных трудностей, с которыми пришлось столкнуться, начав развивать свободную торговлю и внедрять принцип материальной заинтересованности, была связана с отсутствием в стране твердой валюты. В создании советской денежной системы важное значение приобретали стабилизация курса рубля, сокращение выпуска не обеспеченных золотом денежных знаков. Третий этап финансовой политики, продолжавшийся с середины 1921 года до 1922 года, характеризуется восстановлением денежного хозяйства. Деньги опять приобретают первостепенное значение. В период нэпа практически вся промышленность была снята с государственного централизованного снабжения и переведена на хозрасчет. В системе заготовок сельскохозяйственной продукции была произведена замена продразверстки продовольственным налогом. Таким образом, переход к нэпу сопровождался всемерным развитием товарно-денежных отношений, чему в немалой степени способствовали отмена натуральных пайков рабочим и служащим, бесплатного пользования транспортом, коммунальными услугами, возврат к выплате заработной платы только деньгами. В период нэпа с целью оградить денежные знаки от обесценения при начислении заработной платы был введен условный твердый измеритель - "товарный" рубль. Деньги выплачивались совзнаками по курсу "товарного" рубля на день выдачи зарплаты. Деньги, поступающие во вклады в сберегательные кассы, выражались в "золотых" рублях и выдавались советскими бумажными рублями по курсу "золотого" рубля на день снятия вклада. Несмотря на продолжающуюся эмиссию, несколько, правда, замедленную, падение покупательной способности рубля почти приостановилось. Когда цены перестали расти, и деньги получили некоторую устойчивость, Наркомат финансов к имеющимся в обращении 2-3 триллионам выпустил денежных знаков еще на 14 триллионов, то есть в семь раз больше, чем за весь предыдущий тяжелый для государства период с 1914 по 1921 год. В связи с этим с ноября 1921 года процесс обесценения рубля снова начал развиваться и в январе, когда декабрьская эмиссия была реализована, достиг устрашающих размеров. Таким образом, за первое полугодие нэпа, то есть с 1 июля 1921 года по 1 января 1922 года, количество выпущенных в обращение денег увеличилось примерно в 7.5 раза. Обесценение приняло такие масштабы, что трудно стало вести счет деньгам, так как приходилось пользоваться цифрами, совершенно непривычными в жизненном обиходе. Чтобы облегчить рыночные расчеты, правительство прибегло к деноминации, то есть к укрупнению денежной единицы и замене старых денежных знаков на новые. Значение деноминации заключалось лишь в том, что упростились денежные расчеты в народном хозяйстве, и сократилась масса денег в обращении. Однако деноминацию нельзя рассматривать как процесс стабилизации денег. 12 декабря 1921 года было опубликовано постановление ВЦИК "Об учреждении Государственного банка". Цель его создания - способствовать развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, установлению правильного денежного обращения. Были подписаны соглашения между РСФСР и республиками Закавказья о включении их в единую денежную систему, которая к этому времени уже объединяла РСФСР, Украину и Белоруссию. Интервенция и гражданская война привели к появлению на территории страны различных правительств, большинство из которых выпускало свои собственные денежные знаки. Единая государственная система денежного обращения распалась. Всего на территории России в те годы насчитывалось до 5000 видов денежных знаков различных происхождения и наименования. Как правило, со сменой власти или правительства на данной территории менялись и денежные знаки. Одни эмитенты шли по простому пути, перфорируя или делая надпечатки на существующих денежных знаках (например, Временное правительство Северной области, Самарское Временное правительство), другие выпускали свои боны (например, Крымское правительство, Всевеликое войско Донское). Местные эмиссии проводились не только контрреволюционными правительствами, но и по указаниям Советского правительства. Это было вызвано тем, что существовали определенные трудности с доставкой денежных знаков в различные районы страны в условиях ведущихся военных действий. Право на местную эмиссию получили Екатеринбург, Архангельск, Самара, Астрахань, Ростов и другие города и области. Таким образом, денежное обращение в период становления и укрепления Советской власти отмечено многочисленными денежными выпусками местного значения. Как было сказано выше, местные эмиссии первоначально обусловливались разрывом связей с Центром, позже появились такие факторы, как нехватка мелких купюр в обращении. А по мере дальнейшего развала денежного хозяйства становился все более ощутимым всеобщий денежный "голод". В этих условиях и появились в огромном количестве местные денежные знаки различных видов: кооперативные боны, разменные знаки при пользовании городским транспортом, расчетные знаки, выпускаемые как муниципальными властями, так и отдельными учреждениями, фабриками, заводами, магазинами, столовыми, театрами, различными обществами и пр. Местные денежные знаки представляли собой как бы ряд надстроек к общегосударственной денежной системе. Денежные суррогаты выпускались в виде чеков, квитанций, карточек, талонов и так далее. Встречаются рукописные боны, денежные знаки, выполненные на самых разных материалах: на материи, картоне. Дать исчерпывающее описание чрезвычайно сложного и многообразного процесса возникновения, развития и ликвидации местных денежных эмиссий практически невозможно, да и не нужно. В отношении местных эмиссий Центру вынужденно приходилось проявлять своего рода гибкость. С одной стороны, принцип единства общегосударственной денежной системы требовал недопущения сепаратных эмиссий. С другой стороны, финансовые затруднения и разобщенность Центра с окраинами вынуждали временно отступить от этого принципа. Однако при первой же возможности были приняты меры, направленные на унификацию денежной системы в общегосударственном масштабе. В конечном счете все без исключения местные денежные эмиссии тем или иным путем слились с общесоюзной денежной системой. Важнейшим стимулом к отказу от сепаратной эмиссионной политики явилась стабилизация рубля. В ходе подготовки к денежной реформе в стране были проведены две деноминации государственных денежных знаков. При деноминации в ноябре 1921 года 1 рубль образца 1922 года приравнивался к 10 000 рублей всех ранее выпущенных и находящихся в обращении денежных знаков. Купюры образца 1922 года достоинством от 1 до 10 000 рублей графически были исполнены более тщательно, чем выпуски военных лет, но утвердившееся в народе название "совзнаки" сразу перешло к ним. В результате первой деноминации огромная бумажно-денежная масса была изъята из обращения. Царские кредитки, думские деньги, "керенки", различные ценные бумаги и купоны к ним были заменены едиными государственными денежными знаками, обеспеченными, как на них указывалось, "всем достоянием республики". Первая деноминация не решила всех стоящих перед ней задач. В марте-апреле 1922 года состоялся XI съезд РКП(б), на котором всесторонне обсуждалась финансовая проблема. В целях упорядочения финансовой системы съезд наметил мероприятия, направленные на увеличение доходов и ликвидацию бюджетного дефицита. 20 мая 1922 года декретом ВЦИК был объявлен первый внутренний краткосрочный заем, который затрагивал интересы различных кругов населения. Облигации займа выпускались в своеобразной "хлебной" валюте купюрами от 1 до 100 пудов ржи. Их принимали в зачет взносов по продналогу. Крестьяне, таким образом, избавлялись от необходимости возить на приемные пункты зерно и, кроме того, получали возможность свободно распоряжаться его излишками. Затем, на основании декрета от 31 октября 1922 года, был выпущен золотой выигрышный заем. Он был рассчитан на 10 лет. Облигации займа были выражены в золотом исчислении. Держатели займа получали 6% годовых и приобретали право участвовать в тиражах выигрышей, которые проводились дважды в год. Чуть позже были выпущены облигации второго хлебного займа и платежные обязательства Центральной кассы Народного комиссариата финансов РСФСР 1923 года. После размещения займов в октябре 1922 года была проведена деноминация. 1 новый рубль образца 1923 года приравнивался к 100 рублям образца 1922 года или к 1 млн. рублей всех ранее выпущенных знаков. Денатурализация хозяйства в условиях нэпа, развитие товарно-денежных отношений отразились в названии денег: вместо "расчетные знаки" их стали официально именовать "государственные денежные знаки". Также в апреле 1922 года были выпущены срочные беспроцентные обязательства достоинством в 5 000 и 10 000 рублей в рублях образца 1922 года для повсеместного хождения в РСФСР в 1922-1923 годах наравне с кредитными билетами, расчетными знаками и обязательствами РСФСР 1921 года. Хождение этих обязательств предусматривалось до 1 января 1924 года, но в соответствии с последующими постановлениями они были погашены досрочно. За выпуском обязательств последовала эмиссия банковских билетов Государственного банка РСФСР образца 1922 года. Они были предназначены для увеличения оборотных средств Государственного банка без дальнейшего расширения эмиссии денежных знаков. В отличие от находящихся в обращении обесцененных денежных знаков банковские билеты обеспечивались не менее чем на 25% их номинала драгоценными металлами и устойчивой иностранной валютой по курсу на золото, а на 75% легко реализуемыми товарами, краткосрочными векселями и другими обязательствами. Государственному банку было предоставлено право выпустить банковские билеты в золотом исчислении достоинством 1, 2, 5, 10, 25 и 50 червонцев. Принятию такого решения предшествовало обсуждение названия новых советских денег. Народный комиссариат финансов предложил именовать единицу твердой советской валюты федералом. Обсуждались и более традиционные названия: целковый, червонец. Словом "целковый" в народе с давних пор обозначались отечественные рублевые серебряные монеты, червонцем же - иностранные. Название "гривна" было признано неприемлемым, так как во время гражданской войны некоторые из некоммунистических правительств выпускали денежные знаки с таким названием. После обсуждения было решено именовать новую валюту червонцем в расчете на то, что это слово ассоциировалось в сознании людей с твердым золотым обеспечением денег и должно было вызывать доверие. В отличие от ранее выпускаемых бумажных денежных знаков червонец представлял собой кредитные деньги. Целесообразность выпуска червонцев мотивировалась в постановлении Совнаркома необходимостью увеличения оборотных средств и урегулирования денежного обращения. На этом этапе наблюдалось параллельное обращение в стране червонцев и обесцененных денежных знаков вплоть до завершения денежной реформы с полным изъятием совзнаков. Соотношение червонцев и совзнаков определялось специальной котировальной комиссией. Банковские билеты 1922 года сохраняли платежную силу вплоть до проведения денежной реформы в декабре 1947 года, а практически были заменены билетами новых образцов к началу 30-х годов. Страна находилась на пути к стабилизации денежного обращения. К концу 1923 года червонец на внутреннем рынке вытеснил из платежного оборота золотую монету и иностранную валюту. На 16 октября 1924 года бумажных червонцев было выпущено на 557.5 млн. рублей. Они обеспечивались на 131 млн. рублей золотом в монетах и слитках, на 7 млн. рублей платиной в слитках, на 103 млн. рублей американской, английской и шведской валютой, а на остальную сумму ценными товарами. Появление червонцев внесло серьезные изменения в денежную систему страны. Во-первых, это были деньги, полностью обеспеченные платиной, золотом, серебром, иностранной валютой и товарами повышенного спроса. Государственные гарантии червонцев были твердыми: 1 червонец обменивался на 8.6 г чистого золота. Во-вторых, твердо увязывалось количество выпускаемых в обращение червонцев с потребностями товарооборота. Таким образом, впервые после революции в стране появились кредитные деньги, выпуск которых положил начало денежной реформе в стране. На первом этапе сфера обращения червонцев была весьма узкой. По нарицательной цене они принимались только в уплату государственных сборов и платежей, исчисляемых в золоте. Дело в том, что еще в 1921 году была предпринята попытка ввести исчисление цен в золотых рублях. С этой целью финансовые органы установили цену в золоте на сданные в аренду предприятия, древесину, провоз пассажиров железнодорожным и водным транспортом. Но исчисление цен в золоте при сохранении в обращении обесцененных совзнаков себя не оправдало и было отменено. В золоте исчислялись только таможенные пошлины и консульские сборы. Тем не менее твердо обеспеченный червонец начал завоевывать авторитет и сфера его обращения стала расширяться. С выпуском червонца совзнаки не были изъяты. Параллельное обращение устойчивых и обесценивающихся бумажных денег приводило к значительным трудностям в народном хозяйстве и сдерживало товарооборот между городом и деревней. Главная забота хозяйственных организаций заключалась в том, чтобы сохранить свои оборотные средства, не понести убытка при продаже товаров. Потери вследствие обесценения достигали 30% доходов рабочих и служащих. Еще в большей степени несли потери крестьяне, поскольку червонец как крупная денежная единица в деревню не проникал. Возникла своего рода валютная стена между городом и деревней. Отсутствие твердых денег затрудняло работу государственных и кооперативных организаций. С выпуском в обращение червонца потребовалось регулярно определять его цену в совзнаках. Так, на 1 декабря 1922 года 1 червонец равнялся 117 рублям денежных знаков образца 1922 года, на 1 января 1924 года - 80 000 рублей денежных знаков того же года выпуска. Совзнаки в период денежной реформы по отношению к червонцу являлись разменными деньгами. Наряду с ними роль разменных денежных знаков играли так называемые транспортные сертификаты. Эти сертификаты выпускались с сентября 1923 года и предназначались для увеличения оборотных средств Народного комиссариата путей сообщения (НКПС). Они были обязательны к приему в оплату всех перевозок и других услуг железнодорожного, морского и речного транспорта. Прием в платежи и погашение производились по курсу золотого рубля, установленного котировальной комиссией. В условиях обесценивания совзнаков сертификаты НКПС получили всеобщее признание в качестве разменных денег устойчивой валюты в золотом исчислении по отношению к банковскому билету - червонцу, уверенно внедряющемуся в обращение и вытесняющему совзнаки. Транспортные сертификаты были изъяты из обращения в июле 1924 года после проведения денежной реформы. В 1923 году были выпущены Государственные денежные знаки СССР. Они имели хождение на одинаковых основаниях с денежными знаками РСФСР образца 1923 года в одинаковом масштабе денежной единицы и являлись последним выпуском обесцененных бумажных денег. Изымались рубли СССР при завершении денежной реформы в 1924 году. В феврале 1924 года на завершающем этапе денежной реформы в качестве устойчивых денег достоинством менее 1 червонца были выпущены Государственные казначейские билеты СССР образца 1924 года. Размер их выпуска обусловливался потребностью торгового оборота, а именно: не свыше половины всех выпущенных в обращение банковских билетов - червонцев. Казначейские билеты 1924 года находились в обращении вместе с червонцами и билетами последующих выпусков и сохраняли свою платежную силу до реформы 1947 года. Практически же они были постепенно заменены билетами новых образцов, поступившими в обращение в 1925-1938 годах. С 10 марта по 30 июня 1924 года был произведен выкуп обесцененных денежных знаков РСФСР и СССР образца 1923 года по твердому курсу: 50 000 рублей совзнаками за 1 новый рубль. Дальнейший выпуск обесценивающихся бумажных денег был прекращен с 15 февраля 1924 года. По мере осуществления реформы происходила унификация денежной системы в стране. Был начат выкуп денежных знаков Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики. 30 января 1925 года был принят в систему единого денежного обращения Дальний Восток, в 1926 году - Сахалин. В результате денежной реформы 1922-1924 годов в СССР была создана устойчивая денежная система. Билеты Государственного банка РСФСР и государственные денежные знаки РСФСР являлись законным средством платежа на территории не только РСФСР, но и других советских республик: Украинской, Белорусской, Закавказской федерации, объединившей Азербайджан, Армению и Грузию. Червонец существенно укрепил денежную систему Советского государства. Но трудности с разменом в сфере обращения оставались. В ряде случаев рабочие отказывались получать зарплату в твердых, но крайне неудобных червонцах. Кое-где на местах предпринимались попытки к созданию разменных суррогатов. Отдельные предприятия изготовляли расчетные квитанции, номинал которых исчислялся в долях червонца. По этим квитанциям рабочие могли пообедать в столовой предприятия или сделать покупки в магазине рабочего снабжения. Чтобы обеспечить долговечность квитанций, их штамповали из меди, бронзы или алюминия. В период подготовки к чеканке разменной монеты Совнарком издал постановление о запрещении выпуска денежных суррогатов. Было объявлено, что такая деятельность будет рассматриваться как подделка денег. В постановлении говорилось, что частная эмиссия способствует обесценению денежных знаков, засоряет денежный рынок и подрывает доверие к государственным деньгам. После завершения подготовки к выпуску в обращение разменной монеты 2 марта 1924 года в "Известиях" было опубликовано второе постановление о денежных суррогатах на территории СССР, в котором, в частности, говорилось: "Безусловно воспрещается всем государственным, кооперативным и частным организациям, предприятиям и лицам выпуск без особого на то разрешения НКФ СССР каких бы то ни было денежных суррогатов, как-то: платежных ордеров на предъявителя, предъявительских денежных квитанций на товары и т.п. Органам НКФ предоставляется право производить немедленно опечатывание касс организаций и предприятий, которые нарушили бы указанное постановление, и входить в соответствующие органы с предложением о ликвидации означенных организаций и предприятий". Когда был начат выпуск разменных монет, пришлось размещать часть заказов на чеканку в Великобритании, так как советские монетные фабрики не справлялись с темпами, с которыми сфера обращения поглощала разменную монету. Разменный кризис был в основном преодолен к началу 1925 года. За период с 1924 по 1947 год было выпущено несколько видов государственных банковских билетов (образца 1924, 1925, 1926, 1928, 1932, 1934, 1937 и 1938 года) и платежных обязательств (образца 1924 и 1928 года), но каких-либо существенных изменений в денежной системе не произошло. Несмотря на тяжелые испытания во время Великой Отечественной войны, денежная система характеризовалась относительной устойчивостью. Это обусловливалось тем, что население снабжалось продовольственными и промышленными товарами по карточкам и по твердым ценам. В войну население делало добровольные взносы, что позволило уменьшить объемы дополнительной эмиссии. Так как после войны объемы товарной массы сильно сократились, то в обращении появились лишние деньги. Кроме того, на оккупированных территориях в больших количествах выпускались фальшивые денежные знаки. Такое положение затрудняло решение задач послевоенного восстановления народного хозяйства и препятствовало отмене карточной системы. Первоначально денежную реформу планировалось провести в 1946 году, но этому помешали трудности экономического характера, в частности, неурожай 1946 года. В декабре 1947 года были отменены карточки на продовольственные и промышленные товары. На все товары были установлены единые цены: на промышленные товары они намного превышали цены нормируемой торговли, а на продовольственные - находились на уровне этих цен. Все наличные средства населения, предприятий, организаций и учреждений подлежали обмену в соотношении 1 рубль новыми на 10 рублей старыми. Для денег, помещенных во вклады или облигации государственных займов, был установлен другой порядок обмена. Вклады до 3 000 рублей оставались без изменения, для вкладов до 10 000 рублей 3 000 рублей оставались без изменения, а все, что сверх 3 000 рублей менялось в соотношении 3 рубля старыми за 2 рубля новыми. Одновременно была осуществлена конверсия Государственных займов. Эта реформа привела к фактической конфискации крупных денежных накоплений у населения, так как не всегда декларируемые правила обмена применялись на практике. Кроме того, денежная реформа проводилась в очень короткие сроки: с 16 по 22 декабря 1947 года, а в отдельных регионах по списку Совета Министров СССР - с 16 по 29 декабря 1947 года. Реформа 1947 года не внесла изменений в денежную систему: денежная единица, золотое содержание рубля, условия выпуска и обеспечения банковских билетов остались прежними. Билеты Государственного банка СССР перестали называться червонцами, а их достоинство выражалось в рублях. В обращение были выпущены билеты Государственного банка достоинством 10, 25, 50 и 100 рублей и Государственные казначейские билеты СССР образца 1947 года достоинством 1, 3 и 5 рублей. В 1961 году снова было принято решение укрупнить денежную единицу. Изменение масштаба цен с 1 января 1961 года заключалось в следующем: все денежные средства, внутренняя задолженность, денежные доходы населения, цены и тарифы пересчитывались в соотношении за 10 рублей старыми на 1 рубль новыми. В обращение были выпущены денежные билеты и монета образца 1961 года. Обмен денег проводился в течение 3 месяцев: 1 января по 1 апреля 1961 года. С 1 января 1961 года золотое содержание рубля было повышено до 0.987412 г чистого золота. В 1991-1993 годах в связи с политическими и инфляционными процессами и распадом СССР были сначала заменены 50 и 100-рублевые купюры банковских билетов СССР. Официально необходимость этой реформы объяснялась несколькими причинами: 1. тем, что в бывших республиках СССР осталось много накоплений в советских деньгах, и эти накопления будут увеличивать инфляцию в России 2. тем, что в стране обращается много фальшивых купюр крупного достоинства 3. тем, что необходимо изъять незаконные капиталы, которые хранятся опять же в крупных купюрах. После этой реформы устанавливаемые государством цены поднялись. С 1 января 1992 года были отменены введенные еще при М.С. Горбачеве талоны и цены были объявлены свободными. После этого цены и инфляция стали быстро расти. На первом этапе Центральным банком было проведено несколько последовательных выпусков купюр все более и более высокого достоинства. Но в 1994 году все же было решено бороться с инфляцией и правительство, лишившись привычного источника средств, начало задерживать бюджетным работникам зарплаты. Это не привело к желаемым результатам. Периодически (перед выборами и некоторыми праздниками) зарплаты частично или полностью выдавались и населению обещалось, что такое больше не повторится. Тем не менее задержки повторялись снова и снова. Постепенно правительство добилось уменьшения темпов роста инфляции и цен. В 1997 году было принято решение об укрупнении денежной единицы. Это было обусловлено тем, что наметился небольшой рост валового национального продукта страны и инфляция практически приблизилась к нормальной. Реформа 1998 года заключается в укрупнении рубля в 1000 раз, причем в отличие от предыдущих реформ не ставится жестких ограничений по срокам и суммам обмена денег. Деноминированные и неденоминированные ("новые" и "старые") деньги находятся в обращении одновременно на протяжении всего 1998 года, а после этого периода можно свободно менять "старые" деньги на протяжении нескольких последующих лет.

Hosted by uCoz