изображениевдохновениеадминистративный

История
Труппа
Фестиваль

Каталог

  Драматический театр "Колесо"
www.teatrkoleso.ru
Олег Хрущёв. © 2001г.

     Необычна сама история его появления. История просто сказочная, опровергающая слова о том, что чудес не бывает. Редко, но бывает. И театр, открытый в Тольятти в 1988 году, - воплощенное чудо. Но чтобы оно случилось, были слиты воедино желания, мечты, неимоверный труд многих людей, потребность именно в таком театре.
     В 1986 году в апрельском номере журнала "Театральная жизнь" была опубликована статья "О мечтах, которым пора сбываться". Написал ее нынешний художественный руководитель театра "Колесо" народный артист России Г. Б. Дроздов. Но о театре "Колесо" не было тогда еще и речи. А руководил Дроздов старейшим театром страны, национальной, так сказать, святыней - Ярославским театром имени Волкова. Чего еще человеку желать? Почивай себе на лаврах, какие там еще мечты? А мечты были вот какие: создать театр единомышленников, театр людей объединенных общей целью, единой верой и единой школой, а не только пропиской в данном городе. Брак по любви, а не по расчету.
     Параллельно с этим жил своей промышленной жизнью большой город Тольятти, в котором было 700 тысяч жителей и никогда не было профессионального драматического театра.
      Шла перестройка. В воздухе пахло весной и свободой. Тогда же в апреле 1986 года Тольятти посетил М. С. Горбачев. На ВАЗе, в прессовом цехе пожилая женщина подала ему записку, в которой карандашом было написано: "Посмотрите, как мы живем. Некуда сходить с детьми, нет театра, один кинотеатр - вот и все". Показательно, что написали не о транспорте и даже не о жилье, Театре. Душа человеческая устала биться меж бетонных коробок и требовала праздника. Горбачев эти требования понял. Были отданы соответствующие указания и работа закипела. Понадобился человек, который был бы способен, как можно быстрее, организовать на голом месте настоящий театр. Этим человеком и оказался Г. Б. Дроздов. У него уже был сформирован костяк труппы, т.е. группа профессиональных актеров, художников и др. работников театра, готовых ехать за ним в неизвестное "завтра" Это были актеры Ярославского театра и его бывшие ученики, собравшиеся из разных городов Советского Союза. Город со своей стороны брался обеспечить здание, жилье для актеров, материальную поддержку.
    Тут надо обязательно вспомнить добрым словом первого секретаря горкома С.И.Туркина, большого любителя и поклонника театра. Он нашел в себе силы понять и принять то, что казалось ему поначалу странным: контрактный театр, договор художественного руководителя с городом, название "Колесо" и многое другое. Понял, поверил и оказался прав.
     Никогда в Советском Союзе профессиональный театр не создавался в столь сжатые сроки: 2 марта 1988 года подписан приказ министерства об открытии театра "Колесо" - 15 декабря 1988 года поднят занавес в здании театра "Колесо". За 9 месяцев было сделано все: театр начал работать, имея в афише шесть названий, а за плечами шумные гастроли в Оренбурге, Минске, Витебске, Куйбышеве.
     Но это все дела организационные, а суть, душа театра - это творчество, его спектакли. За десять лет работы театра их было поставлено около пятидесяти (а точнее сорок девять на сегодняшний день).
     Что же объединяет все эти спектакли и что наиболее характерно для театра "Колесо"? Вот что написал по этому поводу А. Боголюбов в газете "Культура" (18.10. 90 г.): "Изо всех сил я пытался понять, в чем дело, в чем секрет успеха театра "Колесо"? Только потом дошло: с первого шага в этом театре зритель попадает в атмосферу долгожданного праздника и сразу принимает этот настрой, это приподнятое самочувствие, определенный уровень и тонус культуры".
     И это действительно так. Все спектакли театра полны любви к людям и оптимизма. Яркая зрелищная форма, музыкальность, ансамблевость, тщательная отделка всех актерских работ и полная актерская самоотдача - вот что свойственно всем спектаклям театра: от многослойной "Оперы сумасшедших" до легкого быстрого фарса "Плутни Скапена".
     "Мы уже как-то начали постепенно отвыкать и от ансамблевых спектаклей, и от актерской самоотдачи, и от филигранной отработки эпизодических ролей. А в спектаклях Глеба Дроздова все это наличествует. Отсюда - притягательная достоверность спектаклей, правда жизни на сцене: горестная и веселая, волнующая и тревожащая". Н.Балашова "Московская правда" 20.06.90 г.
     Спектакли эти эмоционально насыщенны и действуют как бокал шампанского, а зритель, попавший на них, с удивлением ловит себя на том, что уже через несколько минут он готов хохотать и плакать вместе со всем зрительным залом. Причем это происходит даже вне зависимости от языкового барьера. Язык эмоций понятен всем. Режиссерский замысел не облекается здесь в форму шарад, не вдалбливается монотонно в голову зрителя, заставляя его чувствовать себя глупым, несчастным первоклассником. Все спектакли выстроены так, что самые сложные вещи проходят через души зрителей. Это те спектакли, которые нельзя смотреть одному или в записи.
     "Десять лет назад он (Г. Дроздов) создал театр "Колесо" в городе, где раньше не было своего театра. Как впрочем, создал и зрителя, ничем не потакая его привычке к незамысловатому зрелищу. Не ориентируясь исключительно на кассовый успех. Не перепевая модные мотивы столичных подмостков. Просто взял за руку и повел по причудливой, властной орбите игры, где даже безнадежно скучные люди способны иногда забывать о себе".
Е. Логова "Новая газета" N5 1998 год
    Существует, на мой взгляд, совершенно неоправданное деление театра на режиссерский и актерский. Хороший спектакль не может не сочетать в себе и то и другое, как не можем мы назвать нормальным человека с неработающей головой или не имеющего сердца.
     "Актеры? Таких актеров, какие есть в труппе театра "Колесо" поискать бы иным театрам". С. Беднов "Экран и сцена". 28.07.90
     На 90% труппа состоит из учеников Г. Б. Дроздова, окончивших Воронежский институт искусств, курс-студию ГИТИСа при театре "Колесо" и театральный факультет ВГУ им. Татищева.
     Сейчас часто спорят, нужен ли стационарный театр - "театр-дом" и противопоставляют ему контрактные театры и т.д. С моей точки зрения, театр "Колесо" и есть истинный "театр-дом", где люди находятся до той поры, пока не почувствуют потребность в другой семье, и ориентированы изначально на то, что свобода выбора существует не только для актера, где лидерство художественного руководителя так же естественно, как лидерство родителей, само отбой развеется, что художественный руководитель определяет направление художественного поиска. Из шестидесяти четырех , выпущенных за эти годы спектаклей, двадцать восемь поставлены Г. Б. Дроздовым.
     "Женитьба" Н. В. Гоголя, поставленная в 1988 году, по сию пору бережно сохраняется в репертуаре театра и является как бы "визитной карточкой" театра. Ей аплодировали Москва и Ленинград, Англия и Америка.
     "Как давно слышали мы аплодисменты среди акта - на уход актера со сцены? Вряд ли кто из нас припомнит такое сегодня. А вот на завершившихся гастролях театра "Колесо" такие аплодисменты вспыхивали неоднократно". (Н.Балашова "Московская правда") Это сказано как раз про "Женитьбу".
      Спектакль о загадочной русской душе, не умеющей быть счастливой, но с самого своего рождения обрученной с надеждой, поставлен и играется изящно, легко и весело. Актерский ансамбль спектакля ярок и разнообразен (причем слова эти можно отнести как к первым исполнителям, так и к тем актерам, которые заняты в нем сейчас). Одна из самых ярких фигур спектакля народный артист России Е.И.Князев виртуозно, со вкусом сыгравший Яичницу, трогательный, нелепый Жевакин в исполнении заслуженного артиста В.Дмитриева, С.Мезенцев (Кочкарев), названный американской прессой "Торнадо" за свои мгновенные переходы от спокойствия к гремучей ярости, мягкий как воск Подколесин (заслуженный артист Ю. Репин), и возглавляющая этот интереснейший актерский состав Агафья Тихоновна (заслуженная артистка Н.Дроздова), создавшая сложный образ нелепой по виду, но тонкой и стремящейся к счастью девушки.
     В 1994 году в театре была поставлена "Опера сумасшедших" (либретто Э.Пашнева по комедии Н.Гоголя "Ревизор"). Эти два гоголевских спектакля составили дилогию. В перспективных планах театра "Мертвые души" Гоголя.
     "Опера сумасшедших" по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор (либретто Э.Пашнева, композиторы Г.Ауэрбах и С.Беринский) - зрелище прямо-таки фантасмагорическое, ошеломляющее богатством режиссерской фантазии, обилием сценических метафор и прекрасными актерскими работами, среди которых особенно хочется выделить Игоря Касилова - Хлестакова. Это действительно актер божьей милостью". Л. Романова "Коммуна" (Воронеж) 27.06.95 г. Размеры статьи не позволяют, к сожалению, привести все отзывы, полученные спектаклем в московской и самарской прессе.
     Отмечался блестящий актерский ансамбль, в котором Дроздов не знает себе равных. (И. Тимофеева "Московские новости" N24 1995 г.) Высокую оценку за "отточенное" актерское мастерство получили не только И.Касилов (Хлестаков), но и почти все исполнители главных ролей: выпуклый, цельный, законченный образ городничего (народный артист России Е.Князев), Осип в универсально-классическом исполнении И.Воробьева, весьма колоритная Анна Андреевна, властная энергичная красавица в исполнении Н. Дроздовой, весьма неожиданная Марья Антоновна (Е. Наэаренко).
    "Музыка Г.Ауэрбаха и С.Беринского ведет постановку, она то бредовая, потусторонняя, то слышны в ней реалии наших времен, то классически незыблемые мотивы. А драматические актеры почти все время поют, прекрасно справляясь с труднейшим текстом. Пение и проза, естественно переплетаясь между собой, дарят Гоголя современникам". 0.Коршунова "Экран и сцена" 20.04.95 г.
     И в этом еще одна особенность театра "Колесо" - его связь с современностью. В репертуаре театра много классики, но нигде она не припахивает архаикой, не выглядит музейным экспонатом с табличкой "Руками не трогать". Это живое искусство, заставляющее зрителей сопереживать происходящему на сцене так, как если бы разговор шел о наших современниках.
    "Труппа Глеба Дроздова молода и азартна. Энергия радостного проживания на сцене передается в зал. Он вместе с актерами сейчас и здесь заново открывает для себя жар шекспировских метафор в "Ромео и Джульетте"... И эта пестрая, полная страсти, жадная до поединков и словесных перепалок, горластая, порой в буквальном смысле ходящая на руках по сцене толпа - точно из эпохи Возрождения". Е. Пегова "Новая газета" N5 1998 год
    "Сейчас и здесь" - с одной стороны и "точно из эпохи возрождения" - с другой. В этом сочетании вроде бы не сочетаемых понятий и состоит высокое определение режиссерского и актерского мастерства труппы театра.
     Самому строгому критическому разбору подвергались исполнители главных ролей: Е.Назаренко (Джульетта) и Е. Кожевников (Ромео). Но если суммировать все впечатления то общий вывод таков: "Хороши, очень хороши главные герои, удивительно гармоничная пара. Они как две половинки одного целого, как два разных инструмента, играющих одну музыкальную тему". 3. Петрова "Тольятти сегодня" 19.02.97 г.
     Этот спектакль, поставленный в феврале 1997 года, имел свое сценическое продолжение. Ровно через год, в феврале 1998 года, Г.Дроздовым была осуществлена совместная русско-американская постановка, в которой были заняты актеры театра "Колесо" и студенты театрального факультета Техасского Христианского университета (ТХУ). Спектакль был привезен в Россию и зрители Тольятти, Самары, Нижнего Новгорода и других городов смогли увидеть его воочию.

    Театр, несмотря на тяжелые для искусства времена, стремится высоко держать планку взятого на старте темпа и не позволять обстоятельствам довлеть над собой. Постоянные гастроли театра в Самару и Москву, а также гастроли за рубежом (Болгария, Англия, Югославия, Америка, Франция) отнюдь не подарки судьбы или высокого начальства, как думают многие, напротив, театру приходится преодолевать громадные трудности.
    За преодоление всех этих трудностей нужно выразить особую благодарность не только художественному руководителю, но и директору театра "Колесо" Коннину Э.Р.
     Но отвлечемся от внутри театральных проблем и вернемся к спектаклям. В апреле 1998 г. на сцене Малого театра проходил фестиваль, посвященный 175-летию А. Н. Островского. Театр "Колесо" принял участие в фестивале. Был представлен "Банкрот" А. Островского. В подзаголовке одной из самарских рецензий на спектакль спрашивается: "Что же искал в этой пьесе Дроздов? Ведь пьеса написана полтора века назад и "сыграй сейчас точно по нотам" выйдет этнографическая картинка: любопытно, но не более". Для театра "Колесо" и для режиссера Дроздова это, конечно же, неприемлемо. Ответ дан такой: "Люди ли вы?" Не люди, нелюди. Здесь именно усмотрел Дроздов сцепление времени - того, полуторовековой давности и нынешнего, нашего. Быстрое, как химическая реакция, превращение человека в его антипода. Выпадающая в осадок духовность. Деньги, заменяющие совесть... Отречение от мира некогда подобных тебе". Г.Костин "Волжская коммуна" 24.12.97 г.
      Самарскими критиками был отмечен очень достойный ансамбль спектакля - от исполнителей ведущих ролей до "хора" приказчиков и гостей: это И.Касилов (Подхалюзин), Е.Князев (Большов), Е.Наэаренко (Липочка), В.Коренной (Рисположенский), Агафья Кондратьевна (В.Логутенко).
     "Сценография спектакля (Р.Акопов) и костюмы (Е.Куваева) стильны, хорошо передают колорит двух эпох". В. Иванов "Самарские известия'' 19.12.97 г.
     Следует отдельно отметить работу В. Коренного, названного в одной из рецензий главной удачей спектакля.

    Благотворительный фонд "Русская сцена" и театр "Колесо" провели конкурс по итогам 1997 года на приз зрительских симпатий. Приз за лучшую мужскую роль получил И. Касилов (Подхалюзин), а приз за лучшую женскую роль В.К. Логутенко, сыгравшая бабку в спектакле "Шизики-френики". Поставил этот спектакль также И. Касилов.
     Спектакли театра "Колесо" посмотрели в прошлом году 130 тысяч зрителей, т.е. каждый шестой житель города Тольятти. Основная часть зрителей - молодежь, то есть именно те люди, которые будут жить в 21 веке. Что понесут они с собой в эту неведомую пока нам жизнь?
    "Дорогой наш театр! Спасибо тебе за то, что ты есть! Не будь тебя, как не впасть в отчаянье... " - и с этим трудно не согласиться.
    "Спасибо вам большое за то, что доставляете людям радость, ведь сейчас это так важно. При такой злой жизни остаться хорошим человеком - это огромная ваша заслуга и Вы навсегда в моем сердце".
     Это слова зрителей из книги отзывов, которая лежит в фойе театра. Ну что же, как говорится, дай бог и следующие десять лет прожить не хуже.

И. Портнова зав. литературной частью театра "Колесо".

Hosted by uCoz