изображениедвижениеадминистративный
Список
Каталог
Ссылки
   
Рядом с мастером
Теперь уж и не знаю, кому было угодно — судьбе или самому Господу — познакомить меня с Николаем Петровичем Шумкиным, бесспорно талантливым художником-живописцем, влюбленным в природу неповторимых Жигулей, волжских просторов с неистребимой притягательностью озер и пойменных лугов, полыхающих июльским разноцветьем. Невозможно отыскать хоть один уголок в окрестностях Тольятти, Жигулевска, села Ширяева, Ташлы, где бы не побывал с этюдником Николай Петрович. Я уже не говорю о совместных поездках с ним на его родину в Оренбуржье, где в верховьях реки Са-марки есть чарующие своей неповторимой красотой речные излучины и озера, которые любовно, тонко и верно, мастерски запечатлены им в этюдах и картинах. Русская природа дает силу вдохновения, питает его в любое время, особенно в пору пробуждения, когда появляется первая зелень и только-только схлынули вешние воды. Особенно завораживает мастера осень с ее неповторимым многоцветьем и первым холодком остывающего лета. Художник разносторонен,плодовит. Ему одинаково удаются пейзажи и натюрморты. Не меньший восторг у зрителя и его истинных почитателей вызывают графические работы. Мне посчастливилось быть свидетелем рождения подлинных шедевров, написанных им в Риме, Флоренции и Венеции. Признаться, я тогда не совсем верил в удачу, да и сам Николай Петрович поначалу оробел перед роскошными видами Италии, которую так прославили итальянские творцы эпохи Возрождения. Казалось, что может сравниться с мастерством кисти Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микельанджело, Караваджо, Ботичелли. Но он не растерялся. Привыкший писать русские пейзажи, он смело и даже дерзко решил изобразить на холстах и «Ночь во Флоренции», и «Венецианский карнавал» с его фантастическим половодьем красок, и «Мосты над Тибром». Работая на натуре, Николай Петрович вызывал неподдельное удивление и похвалу итальянцев. Неслучайно эти работы стали одними из самых значительных в его творчестве. Последние годы я живу в мире его картин, этюдов, у истоков которых был сам. Удивительная работоспособность в дни творческого подъема не перестает удивлять. Однажды, задавшись целью запечатлеть художника на видео от первого мазка до последнего, я был потрясен. «Лебяжье озеро» в окрестностях поселка Первомайского (на полуметровом холсте) было написано за 26 минут. Монитор видеокамеры строго отсчитал время. И как после всего увиденного не написать стихов: *

ШУМКИНУ Н.П.

Чем пахнут краски на полотнах,
Определить не суждено.
Быть может, сумраком болотным,
В этюд записанным давно.
Сиренью, вспыхнувшей с рассветом,
Озерной гладью в знойный день.
Шальной весной, зимой и летом,
Тоской российских деревень.
Тропинкой, хлебными полями,
Едва промчавшейся грозой,
И чистым небом над лугами,
И умиления слезой.
А может быть, закатом алым
Над оренбуржской стороной,
Венецианским карнавалом
И Волги ласковой волной.
Но нет счастливее мгновенья,
Минут, ниспосланных судьбой,
Когда застыло вдохновенье
В холстах, написанных тобой.

Они были написаны два года назад — в день юбилея Николая Петровича, в день открытия персональной выставки его работ. Выставки были и раньше и позже. Но эта — юбилейная — наиболее полно отражала его творческую биографию. Его работы находили и находят спрос у иностранцев, приезжающих в наш город. Покупают их и наши соотечественники. А вот признания, заслуженного, выстраданного всей жизнью, у официальных властей и Департамента культуры ему, видимо, не дождаться. Это так по-российски. В Тольятти много подобных судеб. Невостребованные таланты, подлинные мастера кисти и резца, загнанные судьбой в тесные хрущевки, влачат жалкое, полунищенское существование и все-таки творят. Ибо они к этому призваны самим Богом.

Виталий Сивяков.

Hosted by uCoz