Сто первый километр русской литературы.
Литература г.Тольятти. www.101.km.ru |
А.Фанфора Неоткуда ждать помощи или наконец-то свободен (лирический герой поэта Вячеслава Смирнова) В 1991 году, поздней осенью или ранней весной - точно не помню, однако ощущение погодного межсезонья осталось, потому что - точно помню, еще (уже?) были лужи большие и черные, особенно под мостом у магазина "Русь", на тротуарах уже (еще?) наличествовал ледяной покров - весьма скользкий и от этого притягательный (буквально), мы повстречались со Славой Смирновым. Точнее: я, автор этих историко-биографических строк в, указанное (довольно подробно, согласитесь) время и познакомился с человеком по имени Слава Смирнов. Накануне в местной прессе - газетах молодежно-привлекательного толка, как раз появились публикации стихотворений именно так и подписанных - Слава Смирнов. На мой вопрос, почему, дескать, ты, Слава, так представляешься читателю, и нет ли здесь аналогии с повсеместно присутствующими (1991 год!) лозунгами типа "Слава КПСС!", он ответил невнятно. Дескать, какая там аналогия, просто так… да так просто. Между прочим, соседствовали его стихи в тех первых, газетных публикациях со стихами Игоря Иртеньева… Это немаловажный факт, как мне кажется, о чем я открыто и заявляю. Прижмусь щекою к батарее - А рядышком: Я женщину одну любил Какое из этих двух стихотворений я прочел первым, а какое вторым - дело десятое.
Главное - они шли единым блоком. Может, и героиня, о которой тоскует лирический
герой обеих процитированных произведений - одна и та же женщина. Не важно, что
пространственно-временные рамки не стыкуются - в хроносе такой порядок - если
не обычное явление, то вполне возможное взаимоотношение. Он вырван поспешно из теплой квартиры, А вечером - покер, холодное пиво. Эдаким молодым и счастливым, слегка незрячим кобзарем (кобза та же лира, но
в руках "хохла") представляется мне подаривший миру эти стихи. Пусть,
если приглядеться повнимательнее, на лире всего три струны, и вертит исполнитель
своим инструментом как хочет, и технику игры использует балалаешную-скоморошью.
Что с того? Играл же Паганини на одной струне так, что вся октава выходила из-под
смычка маэстро? из А. Галича: из А. Твардовского: из себя, родимого: Компания собралась отличная, сплоченная, но "неясен фронт и невидим враг", а руки уже чешутся. И тогда принимается единственно (!?) верное решение - "…взять языка. Лучше двух или трех". Взяв на вооружение старый, как оказалось, не совсем еще забытый принцип "его же салом по его же шкуре" - вперед к победе! Все было так, а не иначе. Таким образом определились задачи и наметились цели. Остается добавить хрестоматийное "за работу, товарищи" и приступить к реорганизации. Что автор, собственно, и делал с переменным успехом, в последующем: меняя коллективы (сборники "Зеркала", "Банан вам, господа") и интонацию - от задушевно-лирической - Вот непонятная тебе где лирический герой есть обезличенный человек, автоматизированно влачащий существование в замкнутом и ограниченном пространстве и времени; до заумного фонглерства фонемами - А из окна первого этажа высунулась Стихи Вячеслава Смирнова, соединяя в себе воображение и рефлексию, правдивость образа (прямо-таки прозаичность) и игру слов, всегда возвращают мысли к истокам творчества как такового, к непостигаемому в полной мере, и все же постижимому сочувствию, сопричастности, которые и составляют тайну творческой жизни духа поэта, отца родного "изумленного" и "обиженного чуть-чуть" лирического героя. |